«Ликутей Сихот» часть 32
1. В книге «Ваикра» есть такой стих: «Когда вторгнетесь в землю Кнаанскую, которую Я даю вам во владение, пошлю Я язву на строения в земле владения вашего» (Ваикра,14:34). По поводу этих слов в Мидраше говорится так: «Неужели Всевышний сообщил евреям, что поразит их язвой? (Речь идет не о евреях). Услышав о приближении Израиля, кнаанцы спрятали свои ценности в тайниках, устроенных в стенах домов и в полях. Что же сделал Всевышний? Послал разрушительную язву на дома, чтобы евреи нашли клады, снося их. Посевы были сожжены, и, перепахивая землю для посева других культур, евреи также находили клады». Немного дальше в тексте Мид-раша мы встречаем такие слова: «Кто же пришел и сказал кнаанцам, что Израиль собирается вторгнуться в их страну? Три письма послал Йегошуа, и эти письма начинались так: «Кто желает уйти...», «Кто желает заключить мир...» и «Кто желает воевать...».
Рассказ о тайниках (с некоторыми изменениями) приводится и в комментарии Раши на стих 14:34 книги «Ваикра». Раши пишет: «Сообщено было им (евреям), что язва будет послана на их врагов (на их дома), так как устраивали эморейцы тайники с золотыми украшениями в стенах домов в течение всех сорока лет, пока Израиль пребывал в пустыне, и из-за язвы будут разрушены стены и найдены тайники».
Обратим внимание на четыре явных расхождения в формулировках Мидраша и комментарии Раши.
1) В Мидраше сказано «кнаанцы»; Раши же употребляет слово «эморейцы». Это расхождение следует рассмотреть особенно тщательно, так как в тексте Торы совершенно четко говорится: «Когда вторгнетесь в землю Кнаанскую». Как же мог Раши, скрупулезно комментирующий простой смысл Торы, ни с того, ни с сего заменить название народа и вместо «кнаанцы» написать «эморейцы»?
2) В Мидраше сказано: «Услышав о приближении Израиля, кнаанцы спрятали свои ценности в тайниках...». Когда они начали устраивать тайники? Когда Йегошуа послал свои три письма с объявлением войны. По словам же Раши, создание тайников происходило «в течение всех 40 лет, пока Израиль пребывал в пустыне».
3) В Мидраше сказано: «спрятали... ценности»; у Раши – «золотые украшения».
4) В Мидраше сказано: «в стенах домов и в полях»; у Раши: «в стенах домов» (о полях даже не упоминается).
М^жно легко понять причину последнего расхождения. Раши ставил перед собой задачу комментировать текст Письменной Торы, а не рассказы мудрецов, поэтому он не мог упомянуть о тайниках, вырытых в полях – ведь это не имеет отношения к тексту стиха: «Пошлю Я язву на строения в земле владения вашего». У Раши были и другие, еще более веские причины, чтобы обойти молчанием рассказ о самовозгорающихся полях и о том, что евреи найдут в них клады. Во-первых, перепахивание сгоревших полей могло произойти лишь в вскоре после вторжения, а Раши в своем комментарии говорит о более позднем периоде, который в еврейской истории известен как «заселение земли». Во-вторых, полевые пожары не имеют отношения к язве, о которой сказано в Торе.
По этой же причине Раши уточняет, что тайники с золотыми украшениями были устроены именно в стенах домов – ведь из-за язвы евреям пришлось разрушать стены домов, а не, скажем, перестилать в этих домах полы. Следуя этой логике, можно понять, почему Раши пишет о тайниках с «золотыми украшениями», а не с «ценностями»: громоздкие изделия из серебра и меди очень сложно спрятать в стене, а вот золотые украшения даже при малых размерах обладают большой ценностью. И все же, причина двух первых расхождений остается непонятной.
2. Текст Мидраша может вызвать недоумение: «Кто же пришел и сказал кнаанцам, что Израиль собирается вторгнуться в их страну? Три письма послал Йегошуа...». На первый взгляд, сама постановка такого вопроса кажется неуместной. Известно, что когда море расступилось перед евреями, то «пали духом все жители Кнаана» (Шмот 15:15). Раши вкладывает в уста жителей Кнаана такие слова: «Они идут на нас, чтобы покончить с нами и захватить нашу землю». В книге Йегошуа прямо сказано о том, как Рахав сказал двум разведчикам: «Известно мне, что Б-г отдал вам страну... и что пали духом все жители страны от одного вашего вида, так как слышали, что Всевышний осушил море перед вами, когда вы выходили из Египта» (2:9). Этому можно дать следующее объяснение: Мидраш, разумеется, согласен с тем, что намерения евреев были известны задолго до вторжения (с того момента, как перед ними расступилось море) однако это не было достаточной причиной для кнаанцев, чтобы прятать свои богатства – ведь они понимали, что между исходом евреев из Египта и их появлением в земле Кнаанской пройдет много времени.
Поэтому Мидраш и задает вопрос: откуда стало известно кнаанцам о приближении срока появления евреев? Почему они бросились прятать свои богатства?
Согласно объяснению Мидраша, именно три письма Йегошуа, содержащие в себе ультиматум, повлекли за собой такое развитие событий.
На чем же основывается концепция Раши?
Почему великий комментатор Раши считает, что жители Кнаана прятали свои сокровища от евреев еще за сорок лет до вторжения? Ответ кроется в том, что Раши в своем комментарии заменяет слово «кнаанцы» на «эморейцы»: «...Устраивали эморейцы тайники с золотыми украшениями в стенах домов в течение всех сорока лет, пока Израиль пребывал в пустыне».
3. Уже не раз объяснялось, что Раши писал свои комментарии так, чтобы их мотивировку можно было понять, не обращаясь к другим книгам. Тот факт, что Раши не поясняет употребление слова «эморейцы», говорит о том, что пояснение содержится в одной из предыдущих глав. Это помогает нам понять особую роль «эморейцев», которая и обусловив их появление в комментарии.
Заключая завет с Авраамом Авину, Всевышний сказал, что лишь четвертое поколение его потомков войдет в Эрец Исраэль, поскольку пока еще «не наполнилась чаша грехов эморейца» (Берешит15:16).
Эморейцы были одним из десяти народов, обреченных на завоевание, но именно от «наполнение чаши их грехов» зависело время вторжения евреев в землю Израиля.
В словах Раши: «...Прятали эморейцы» кроется намек на то, что к моменту Исхода уже родилось четвертое поколение (от Авраама Авину). Эморейцы уже знали, что чаша их грехов переполнилась и что пришло время их изгнания. Поэтому они и начали прятать ценности сразу после выхода евреев из Египта, понимая, что пришел черед сыновей Авраама поселиться в стране, где они жили.
4. Приведенное выше объяснение имеет один недостаток: оно основано на предположении, что народы Кнаана знали детали завета между Всевышним и Авраамом Авину: «не наполнилась чаша грехов эморейца»?
Этому можно дать следующее объяснение.
Тот факт, что люди прятали свои ценности, подразумевает два противоположных аспекта: с одной стороны, они испытывали страх и опасались, что их изгонят из страны, а с другой стороны, очевидно, что у них теплилась надежда вернуться в свои дома и извлечь сокровища из тайников (трудно согласиться с версией, что они руководствовались принципом «ни мне – ни тебе»). Если это так, то понятно, что ни рассечение моря, ни падение Сихона и Ога не вызвали бы у жителей Кнаана того панического страха перед евреями, о котором говорит Мидраш: они не стали бы прятать в стенах ценности, если бы им грозило вечное изгнание.
Приходится признать, что они руководствовались другими мотивами, и тут мы можем проследить различие между комментариями Мидраша и Раши. Согласно Мидрашу, решающим мотивом стали письма Йегошуа, в одном из которых было написано:
«Кто желает заключить мир – мы согласны на мир». Из этого письма кнаанцы поняли, что у них есть шанс остаться в своих домах. Они не захотели мира и вышли на войну, но при этом у них оставалась надежда на милосердие противника. Согласно Раши, который не упоминает о трех письмах, мотивом для нееврейских народов стало то, что они знали о приближении предсказанного срока вторжения евреев в Кнаан, поскольку уже «наполнилась чаша грехов эморейца и быть ему изгнанным из страны».
Исходя из того, что право народа на проживание в стране зависело от его поведения, эморейцы могли рассуждать следующим образом: «Подобно тому, как нас изгоняют из страны за наши грехи, изгонят и евреев за их грехи». Поэтому они и устраивали тайники в стенах, где ценности могли бы храниться длительное время, по истечении которого евреи были бы изгнаны, и у эморейцев появилась бы возможность вернуться в свои дома и извлечь свои сокровища.
5. Остается ответить на еще один вопрос. Действительно, Раши использует в своем комментарии слово «эмореицы», опираясь на слова из завета «Бейн-Бтарим»: «Не наполнилась еще чаша грехов эморейца». Однако почему в завете говорится именно об эморейцах, хотя подразумеваются все народы Кнаана?
В комментарии Ибн-Эзра сказано, что Писание выделяет эмореицев из-за их силы. То же самое сказано и в пророчестве Амоса (2:9).
Однако в тексте Торы ни разу не говорится о силе эморейце^рио сравнению с другими народами Кнаана. Почему же тогда Раши не пояснил тот факт, что в главе «Лэх-Лэха» завета «Бейн-Бтарим» упоминаются именно эмореицы?
Попробуем разобраться в позиции Раши. Комментируя стих Торы: «И четвертое поколение вернется сюда потому, что еще не наполнилась чаша грехов эморейца до того дня», он пишет: «Не может народ быть изгнан из страны, покуда не наполнилась чаша его грехов». Таким образом, комментарий Раши объясняет только слова: «до того дня». Получается, что Раши рассматривает этот стих как сообщение о том, что вторжение евреев начнется после того, как наполнится чаша грехов одного из народов Кнаана; остальные же народы будут изгнаны по прошествии некоторого времени.
Согласно Писанию, Сихон был царем эмореицев (Бемидбар 21:21). Его царство, находящееся на западном берегу Иордана, было в первую очередь захвачено армией Моше Рабейну, а все остальные народы были побеждены армией Йегошуа, и при этом, их удалось полностью изгнать лишь после его смерти.
6. Итак, Раши считал, что эмореицы, о которых говорится в главе «Лэх-Лэха» завета «Бейн-Бтарим» – это лишь один из народов Кнаана. Из этого, на первый взгляд, следует, что, по мнению Раши, только эмореицы устраивали в своих владениях тайники с золотом, ибо только на этот народ пал жребий решительного изгнания.
Обратим внимание на слова Торы: «Когда зайдете в страну Кнаан, которую Я отдаю вам во владение». Ниже в Писании вновь говорится: «Пошлю Я язву на строения в земле владения вашего». На первый взгляд, достаточно было бы сказать: «на ваши дома». Но тем не менее, в первом стихе говорится: «которую Я даю вам во владение», а во втором: «земля ваших владений». В первом стихе речь идет о законах, которые вступят в силу после того, как евреи войдут в Эрец Кнаан на правах новых жителей и владельцев всего имущества, в том числе и домов – ведь в пустыне евреи не строили дома. Суть этих законов своидтся к тому, что после вторжения евреев в Эрец Кнаан Всевышний пошлет на дома эмореицев язву в качестве наказания за их злословие.
Во втором стихе говорится, что Г-сподь послал язву не только для того, чтобы наказать эмореицев, но и для того, чтобы новые хозяева. Слова: «земля ваших владений» означают поселения эмореицев на восточном берегу Иордана (страна Сихона и Ога), поскольку земли на западном берегу Иордана по первоначальному замыслу не должны были принадлежать евреям. Позже, по просьбе колен Реувена, Гада и половины колена Менаше, эти территории получили статус владений евреев.
7. Комментируя простой смысл Торы, Раши вкладывает в свои слова намек на ее тайное значение. В хасидуте этот сокровенный смысл называется «вино Торы». Намек и тайна содержатся и в разбираемых нами стихах. Заменив слово «кнаним» (кнаанейцы) на «эморим» (эморейцы), Раши указал на связь между поражением язвой и словарным значением слова «эмори». Таким образом, Раши намекает на то, что наказание язвой следует за злословие, то есть за нехорошие высказывания о других людях (на иврите «злословие» – «амира раа»). Рамбам объясняет, что причиной поражения язвой может стать не только распространение сплетен, но и обыкновенное пустословие, которое в конечном итоге приводит к насмешкам над праведниками и богохульству. Такие разговоры он называет «беседой грешников».
В хасидуте объясняется, что сокрытие Б-жественности связанное со словом «эмори», происходит от слова «амира раа», и имеет приблизительно тот же смысл, что и «беседа грешников» в терминологии Рамбама. Однако именно в домах «эмори» (эморейцев) сокрыты тайники с золотом.
Но для того, чтобы найти их, нужно употребить свой дар речи на слова заповедей и Торы.
На это и намекает Рамбам, который после описания беседы грешников говорит об исполненной достоинства речи праведных евреев: «Речь их всегда в словах Торы и в мудрости, и поэтому Святой, Благословен Он, помогает им и вознаграждает их». Сказано в Писании: «Когда разговаривает боящийся Б-га со своим другом, то внемлет Всевышний, и слышит, и пишет книгу, которая перед ним, о боящихся и почитающих Его имя» (Малахи 3:17).