Ваехи

«Ликутей Сихот», том 1

1.  Наш праотец Яаков благословил своего сына Ашера следующими словами: «От Ашера – тучен хлеб его...» (Берейшит, 49:20). Раши так комментирует это благословение: «Пища из удела Ашера будет тучной, потому что в его уделе будет много масличных деревьев, и он источать будет масло, как источник (воды). И так же благословил его Моше: «...Омоет в масле ногу свою» (Дварим, 33:24)». Далее Раши приводит рассказ из Талмуда, свидетельствующий о необычайном изобилии оливкового масла у потомков Ашера.

Как уже много раз упоминалось, все материальное существует и на духовном уровне и, более того, является проявлением духовного. Это верно не только по отношению к обычной мирской деятельности. Поскольку существуют четыре уровня понимания Торы – простой смысл, намек, толкование и тайна, то все, о чем говорится в Торе, понимается не только исходя из простого, контекстуального смысла. Так благословения, данные Ашеру, имеют еще и духовный смысл.

2.  Духовный смысл благословения «...Омоет в масле ногу свою» следующий. Масло – это намек на мудрость, наиболее высокое проявление человека, нога – намек на самую низкую его духовную ступень. Смывание ноги в масле означает, что масло используется для ноги. Таким образом, хотя, с внешней стороны, «нога» – самая низкая ступень, но у нее есть такое достоинство, которого нет даже у мудрости («масла»). И поэтому «масло» используется для «ноги».

Подобное этому произойдет во времена Машиаха: «И встанут ноги Его в тот день на Масличной горе...» (Заха-рия, 14:4). Масличная гора – это намек на очень высокую духовную ступень, поскольку она является источником произрастания масличных деревьев, служащих, в свою очередь, источником масла (мудрости). И все-таки сказано: «И встанут ноги Его ... на Масличной горе», т.е. «нога» будет выше «масла».

Духовный смысл понятий «масло» и «нога» следующий. «Масло» (мудрость) соответствует состоянию человека, когда он учит Тору и выполняет заповеди, поскольку понимает их и получает от них удовольствие. «Нога» символизирует служение как результат принятия на себя ярма Всевышнего. И хотя, на первый взгляд, «нога» – это низкая ступень служения, потому что человек не ощущает вкуса в служении и оно становится безжизненным, все-таки существует преимущество именно такого служения, как это будет разъяснено далее.

Как следствие данного проявления в мире духовном, существует и в материальном мире преимущество ноги над головой, поскольку именно ноги добавляют голове совершенство (см. Ликутей Тора, гл. Ницавим).

3.  Для того чтобы понять преимущество «ноги» над «головой» и связь этого преимущества с коленом Ашера, следует пояснить сущность лагеря Дана (включавшего колена Дана, Ашера и Нафтали – прим. перев.).

Лагерь Дана был замыкающим и поэтому имел возможность собирать вещи, потерянные идущими впереди, и возвращать потери хозяевам. «Иерусалимский Талмуд гласит: «Потому что колено Дана было многочисленным, оно шло последним, и если кто-нибудь терял что-либо, то Дан возвращал ему» (Комментарий Раши к Бемидбар, 10:25).

Таким образом, несмотря на то, что лагерь Дана шел последним, был ниже всех других, т.е. «ногой», более того, даже благодаря этому он имел возможность возвращать потери других лагерей.

4.  Как уже говорилось выше, все материальное проистекает из духовного и является знаком, указывающим на духовный источник.

Духовный смысл потери выражен в высказывании наших мудрецов (трактат «Ха-гига», 4а): «Кто дурак? – Теряющий все, что ему дают». В книгах хасидизма обосновывается внутренний смысл этой фразы. Каждый еврей получает свыше способность подчинить свое «я» Всевышнему, называемую ма – «что» в соответствии со сказанным: «И сказал Моше и Аарон всем сынам Израилевым: вечером узнаете вы, что Г-сподь вывел вас из земли Египетской, и утром увидите славу Г-спода, ибо услышал Он ропот ваш на Г-спода; а мы что, что вы ропщете на нас?» (Шмот, 16:6-7). Однако из-за злого начала в душе, которое называется в «Коэлет» (4:13) «царь старый и глупый» (дурак), еврей может потерять ма. Именно эту «потерю» находил и возвращал лагерь Дана – собирающий за всеми лагерями.

Все идущие впереди, близко к Скинии, даже колено Леви и сыны Кеата, могли ощутить свое «я», т.е. потерять ма. И только в лагере Дана («нога») ма оставалось в полноте, и, более того, он имел возможность вернуть всем евреям способность самоотречения перед Б-гом – как уже говорилось, «нога» добавляет «голове» совершенство.

5.  Сказано в нашей главе (49:16): «Дан судить будет...» (имя Дан от слова дан – судил). В Талмуде говорится (трактат Псахим, 4а), что тот, кто часто произносит «рассудите мой суд», т.е. постоянно призывает к суду, принадлежит к колену Дана. Человек, поведение которого соответствует словам «рассудите мой суд», даже по незначительному поводу обращается к Шульхан Арух – своду еврейских законов. Он знает, что этот мир небесхозен и в отношении самого мелкого вопроса есть указание Торы.

Подобный подход является следствием служения в принятии ярма Всевышнего. Когда изучение Торы и выполнение заповедей обусловлены разумом, пониманием, человек ощущает, что, даже с точки зрения мудрости Торы, есть различие между маленькой заповедью и большой, ведь называются одни заповеди простыми, легкими, а другие – строгими. Напротив, в служении в принятии ярма все заповеди равны, ибо все они – установления Творца.

Таково служение лагеря Дана – в принятии ярма. С одной стороны, это как бы сама низкая ступень, ибо служение не основано на разуме. С другой стороны, в глубине служение в принятии ига Всевышнего выше постижения, поскольку:

а) любое постижение ограниченно и не позволяет постичь Б-жественность, которая безгранична. Таким образом, когда человек служит Всевышнему, исходя из своего понимания, он подходит ко Всевышнему в соответствии с ограниченными представлениями своего разума. В служении же в принятии ярма есть полное подчинение Всевышнему, который безграничен;

б) принятие ярма не только позволяет достичь более высокой духовной ступени, но и служит фундаментом для всего служения. Ведь разум сам по себе не является достаточной основой для служения, и необходимо предварить осмыслению принятие ига небес, в соответствии с приведенными в «Тании» (гл. 41) словами из книги «Зоар»: «А если это [принятие ига небес] отсутствует в нем [в человеке], то и святость не пребывает в нем».

6.  На основании вышесказанного можно объяснить, почему именно лагерь Дана шел последним – собирающим и возвращающим потери всех лагерей:

а) служение лагеря Дана в принятии ярма с внешней стороны было самой низкой духовной ступенью («нога»). По этой причине место лагеря Дана и в материальном мире было в конце;

б) в служении в принятии ярма присутствует самоотречение. И поэтому лагерь Дана оказался способным на самопожертвование – быть собирающим за всеми лагерями и ради даже самых недостойных из евреев идти далеко от Скинии – последним, в конце. Ведь существование человека, находящегося в состоянии самоотречения, ничто иное, как выполнение Высшего желания. Ему не важно, что происходит с ним, и он готов быть в конце, быть далеко от Скинии, лишь бы выполнить волю Творца, приближая других евреев к Б-жественности;

в) служение лагеря Дана в принятии ярма Всевышнего («нога») является основой всего служения, придает ему устойчивость, подобно тому, как ноги удерживают тело, в том числе и голову.

7.  Во всем вышеизложенном содержатся следующие указания.

Когда кто-то изучает Тору и выполняет заповеди наилучшим образом, как бы находясь вблизи Скинии и Ковчега завета, но при этом думает лишь о своей пользе (даже если речь идет о пользе духовной) и не идет на самопожертвование, чтобы сделать добро другому еврею, тогда в его служении отсутствует основа всей Торы – «люби ближнего своего как самого себя» (Ваикра, 19:18), и он может потерять ма в своей душе.

Только тот, кто самоотвержен в любви к другому еврею, может быть уверен, что его душа сохранится в целости.

8.  Колено Ашера располагалось в середине лагеря Дана, а «средний – славен», как сказано в Талмуде (трактат Мегила, 216). Оно символизировало внутреннее содержание «ноги» и, как и весь лагерь Дана, влияло на евреев. Сказано об Ашере: «Благословен среди сынов Ашер; да будет он любим братьями своими...» (Дварим, 33:24). Мудрецы поясняют, что колено Ашера обеспечивало пропитанием всех других в субботний (седьмой) год.

9.  Теперь необходимо понять связь между субботним годом и влиянием колена Ашера. Но сначала следует объяснить сказанное в Торе по поводу седьмого года: «И будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. А если скажете: 'Что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?», Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и оно доставит урожай на три года» (Ваикра, 25:19-21). Возникает вопрос: если благословение полагается всем, почему оно должно прийти именно через колено Ашера?

10.  Сущность седьмого года разъясняется в Торе как полное запрещение обработки земли: «В пахоту и жатву отдыхай» (Шмот, 34:21) – именно тех работ, которые связаны с пропитанием человека. Об этом и идет речь в приведенной выше цитате.

На первый взгляд слова «А если скажете: «Что же будем есть в седьмой год...» кажутся избыточными. Более того, непонятно, зачем Тора предвосхищает эту претензию. Но если вопрос упомянут в Торе, значит, место для этой претензии есть и с точки зрения святости. Это означает, чо особенностью заповеди седьмого года является сложность ее соблюдения, и все-таки человек выполняет ее, как приказал Творец. Однако реализуется она в таком месте и связана с такими предметами, что возникает основание для этой претензии. Но все это никак не влияет на поведение еврея, и поэтому говорит Всевышний: «Я пошлю вам благословение Мое...».

Благословение это не приходит через воздержание от употребления пищи, как это было у Моше, который «сорок дней и сорок ночей хлеба не ел и воды не пил» (Шмот, 34:28). Не приходит оно и в такой форме, чтобы сил от питания в шестой год хватило на седьмой, подобно происшедшему с Элиягу: «И встал он, поел и попил, и шел он силою той трапезы сорок дней и сорок ночей...» (Мелахим I, 19:8).

Обещание Всевышнего «Я пошлю вам благословение Мое...» означает, что и в седьмой год будут хлеб и пища. И эта пища не будет обладать различными вкусами и не иметь отходов, как ман небесный. Это будет простой материальный хлеб. И исполняться благословение будет не на горе Синай или в пустыне (где происходило множество чудес – прим, перев.), а на полях и в виноградниках земли Израиля.

Несмотря на то, что заповедь седьмого года настолько связана с материальными, даже будничными, грубыми, вещами, что возникает претензия: «Что же будем есть в седьмой год?» – еврей выполняет ее, принимая на себя «иго» небесного царства. Тогда и приходит благословение – до самого низа, вплоть до материальной пищи.

Теперь можно объяснить, почему седьмой год называется «суббота Г-споду» (Ваикра, 25:2), хотя большинство дней седьмого года – будничные, т.е. в них разрешены все работы: то, что седьмой год – это «суббота Г-споду», проявляется в будничных, земных вещах.

11.  Теперь будет понятно, почему благословение «Я пошлю вам...» проявляется именно в уделе Ашера. Смысл благословения – в раскрытии внизу духовной сущности материальных вещей. Служение «суббота – Г-споду», касающееся материальных вещей, когда сокрытие Б-жественного света настолько велико, что есть место для претензий, можно осуществить только приняв на себя ярмо Всевышнего. Лишь такое служение дает силы войти во тьму. А чтобы раскрыть источник тьмы, нужно колено Ашера, символизирующее внутреннее содержание «ноги». Колено Ашера, будучи собирающим потери всех лагерей, наделяет этим свойством остальных евреев и обеспечивает пропитанием другие колена.

12.  На основании всего сказанного можно понять благословения, данные Ашеру Лаковом и Моше: «От Ашера – тучен хлеб его...» и «...Омоет в масле ногу свою». В Ашере преимущество служения в принятии ярма раскрывалось во всей своей глубине. И это подобно времени Машиаха, когда раскроется преимущество действия. Через служение субботнего года, которое связано с принятием ига Всевышнего, мы удостоимся раскрытия Б-жественного света в будущем: «Тогда возжелает земля субботы свои...» (Ваикра, 26:34). И выполнится: «Возжелаешь Ты, Г-споди, землю Твою – возвратишь Ты изгнанников Яакова» (Теилим, 85:2).

 

Запись опубликована в рубрике: .