«Ликутей Сихот»
1. Написано в Торе (Дварим, 19:1-6): «И когда прогонит Г-сподь, Б-г твой, народы с земли, которую дает тебе... и поселишься в их городах и домах их... – то три города выделишь себе на земле своей... для того, чтобы смог убежать туда всякий убийца, убивший ненамеренно, и не настиг его мститель и не убил его. Ведь не полагается ему смертного приговора, поскольку не было у него вражды к нему ни вчера, ни позавчера...». Далее Писание продолжает (там же, 8-9): «И когда расширит Г-сподь, Б-г твой, твой пределы, как поклялся отцам твоим, и даст тебе всю землю, которую обещал им дать тебе... то прибавишь еще три года к трем этим».
В своем комментарии Раши приводит слова мидраша о том, что это второе указание относится ко временам прихода Машиаха, когда народ Израиля получит также землю Аммона, Моава и Эдома. Также Рамбам устанавливает в качестве закона: «В дни царя Машиаха добавят три города-убежища к этим шести [три – к востоку от Иордана в земле колен Реувена, Гада и половины колена Менаше и три – в земле Израиля]. И в каком месте отделят их? На земле Аммона, Моава и Эдома, о которой Всевышний заключил союз с праотцом Авраамом» (Законы об убийце, 8:4).
2. Известен вопрос, задаваемый комментаторами: для какой цели нужны будут во времена Машиаха города-убежища? Ведь в те дни больше не будет убийств и кровопролития, даже среди неевреев, как сказано: «И не поднимет народ на народ меча» (Иешаягу, 2:4). И, несмотря на то, что такие города предназначены для убившего по ошибке, – даже возможности убийства по ошибке не будет в то время: ни возможности быть убитым кем-то случайно, ни возможности убить кого-либо ненамеренно.
Действительно, сам тот факт, что человека убивают, свидетельствует, что он был этого достоин, как говорит Талмуд (Макот, 10б): «О чем говорит Писание [Шмот, 21:13]: «...И тот, который не злоумышлял, и по воле Б-га произошло с ним это...»? О двух людях, совершивших убийство, один случайно, другой намеренно, и ни у одного из них не было свидетелей. Всевышний устраивает, что оба приходят в один трактир, убивший злонамеренно сидит под лестницей, убивший случайно спускается по лестнице, падает вниз и убивает его. И получается, что убивший злоумышленно умерщвлен, а ошибочно убивший изгнан в город-убежище». Но поскольку в будущем не будет злоумышленных убийств, следовательно, не будет человека, которому полагается смертный приговор и которого нужно будет убивать таким образом.
Также и человек совершает грех по ошибке только в том случае, если у него есть какое-либо отношение, пусть даже самое малое, ко злу, которое в этом грехе (подобно вышеупомянутому примеру из Талмуда). И, как пишет Раши в комментарии к трактату Швуот (2а): «Все, совершившие грех по ошибке, нуждаются в искуплении». Но поскольку в будущем все зло исчезнет из мира и останется только добро, то не будет места совершению любого греха даже случайно.
3. Есть комментарии, говорящие, что отделение дополнительных городов-убежищ в будущем – заповедь, не подлежащая осмыслению, приказ Царя. Поскольку, исходя из логических соображений, можно предположить, что в то время не будет нужды в городах-убежищах, так как будут существовать только мир, истина и добро, Тора сообщает приказ, смысл которого выше постижения человеческим разумом, что в итоге должно быть девять городов-убежищ. Но такой вывод не совсем приемлем, так как в этом же месте, после указания о добавлении трех городов, Тора объясняет смысл его: «...И чтобы не пролилась невинная кровь в земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в наследие» (Дварим, 19:10).
Таким образом, так как эти слова относятся к тем городам-убежищам, которые следует добавить в будущем, следует признать, что и тогда города-убежища будут связаны с убийством. Остается вопрос – каким же образом?
4. Существует объяснение, что необходимость в городах-убежищах будет только в начале времен Машиаха, когда «отличием времен Машиаха от галута будет только отсутствие порабощения» (Брахот, 346). Но в более поздний период, «когда увеличится разумение в Израиле» – надобность в городах-убежищах отпадет. Тогда из указания Торы добавить в будущем три города-убежища вытекает, что, по крайней мере в начале времен Машиаха, не произойдет никаких изменений в ходе мироздания, и, как пишет Рамбам: «Не следует считать, что во времена Машиаха будет отменен заведенный порядок вещей или что будет внесено нечто новое в творение. Мир будет продолжать вести себя по своим прежним законам» (Законы о царях, 12:1). Естественно, что возможность совершения убийства останется.
Этим можно объяснить одну деталь в словах Рамбама. После того, как он пишет о вере в приход Машиаха вообще (Законы о царях, 11:1): «Тот, кто не верит в его приход – не только отрицает слова пророков, но также слова Торы и Моше. Ведь сама Тора свидетельствует о нем...», – он добавляет в следующем законе (там же, 11:2): «Кроме этого, о городах-убежищах говорит Писание: «И когда Г-сподь, Б-г твой, расширит твои пределы, то прибавишь еще три города...» И этого пока еще не произошло. А ведь Всевышний не приказывает понапрасну...».
Непонятно, на первый взгляд, почему Рамбам приводит это доказательство в виде отдельного закона? Можно сказать, что таким образом Рамбам намекает на то, что доказательство из отрывка о городах-убежищах связано не только со сказанным в предыдущем законе (где говорится о вере в приход Машиаха), но и со сказанным в следующем законе: «Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса, отменять законы природы и воскрешать мертвых, как утверждают глупцы. Это неверно, ибо раби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был соратником царя бен Козивы (бар Кохбы) и считал его Щашиахом... И не просили у него мудрецы сотворить чудо» (там же, 12:3). Таким образом, доказательство того, что не должно, по крайней мере в начале времен Машиаха, произойти никакого чуда, есть в самой Торе, в заповеди добавить города-убежища в будущем; отсюда следует, что творение чудес – не есть суть Машиаха, и не это служит для его опознания.
5. Но было бы неправильно так объяснять слова Рамбама. Ведь если бы Рамбам хотел сказать, что заповедь о добавлении в будущем городов-убежищ представляет собой доказательство того, что Машиах не должен творить чудеса, то он бы прямо и ясно написал это, а не сообщал в виде намека, тем более, что это доказательство взято из самой Торы, а доказательство, основанное на поведении раби Акивы, – из слов мудрецов.
Более того: из формулировки его слов в начале третьего закона, где он говорит: «Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса...», а не слова: «Машиах не должен творить чудеса...», – видно, что даже после сказанного во втором законе может возникнуть мысль, что Машиах должен сделать что-то сверхъестественное, и опровергается это предположение доводом о раби Акиве, а не о городах-убежищах. Таким образом, заповедь о добавлении городов-убежищ не является доказательством того, что Машиах не должен изменять законы природы, и, соответственно, того, что во времена Машиаха «мир будет продолжать вести себя по своим прежним законам».
6. Объяснение вышесказанного следующее. Указание Торы о добавлении городов-убежищ является доказательством того, что в дни Машиаха не произойдет изменения законов природы, так как эти города будут служить убежищами для совершивших убийство еще до прихода Машиаха – в настоящее время, и тогда убившие по ошибке в земле Аммона, Моава и Эдома обязаны будут отправиться в эти города. Это подобно сказанному в Талмуде о раби Ишмаэле, который записывал свои обязанности принести очистительные жертвы, чтобы совершить это, когда будет построен Храм (Шабат, 126).
Хотя цель создания городов-убежищ – «чтобы не погнался мститель за убийцей, ибо разгорячится сердце его, и не настиг его, и не убил...», и, на первый взгляд, непонятно, почему может иметь место в будущем такая деталь как «разгорячится сердце его», но мы видим в книге «Сифрей», что на мстителе лежит заповедь гнаться за убийцей. А поскольку это – заповедь, понятно, что она должна исполняться также и во времена Машиаха, поэтому и тогда понадобятся убежища от мстителя.
В отличие от этого в Мишне (Макот, 2:7) говорится, что мститель обязан убить убийцу только в случае, если тот вышел за пределы города-убежища, но не тогда, когда убийца еще находится в пути. Однако можно примирить эти два мнения, сказав, что, и по мнению Мишны, эта заповедь лежит на мстителе еще до того, как он начал свою погоню, но поскольку Тора предоставляет убийце особую защиту в городе-убежище, то пока убийца не добрался до него, у мстителя нет возможности выполнить заповедь.
7. Но нужно понять позицию Рамбама, который считает, что убийство мстителем убийцы – всего лишь право. Хотя Рамбам говорит, что в будущем «мир будет продолжать вести себя по своим прежним законам» и будет существовать возможность случайного убийства, но непонятно, откуда тогда возьмется гнев мстителя. Ведь Рамбам сам пишет, что «в то время не будет ни голода, ни войны, ни зависти, ни раздора... Единым занятием всего мира будет познание Б-га» (Законы о Царях, 12:5). Как же возможно в этом состоянии мира убийство человека, у которого нет смертного приговора, только потому, что «разгорячится сердце» мстителя?
Не будет объяснением то, что города-убежища предназначены не только для защиты от мстителя, но и для искупления греха, и что в будущем они будут служить только для искупления. Это не так. Ведь сказано о цели добавления трех городов-убежищ: «...И чтобы не пролилась невинная кровь в земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в наследие» – значит, и в будущем города-убежища будут служить защитой.
Кроме того, если предположить, что города-убежища в будущем останутся только для искупления, тогда зачем опасаться, что «увеличится путь и он [мститель] убьет его»? Тогда нет необходимости нахождения городов-убежищ именно в земле Аммана, Моава и Эдома, ведь кроме них есть такие города в Израиле и за Иорданом.
Но если сказать, что предназначением городов-убежищ будет также и защита убийцы от мстителя, – понятно, что есть надобность в земле Амона, Моава и Эдома, чтобы предотвратить опасность мести и сократить убийце путь, когда он захочет бежать.
8. Объяснение этому следующее. Нельзя предположить, что заповедь, возложенная на мстителя, во всех ее деталях, является уступкой дурному началу в человеке, приводящему к «разгорячению сердца», и по этой причине Тора разрешила ему убить. Ведь если убивший по ошибке не заслуживает смерти, то как могло быть дано право, и тем более заповедь, мстителю убить? Но нужно сказать, что мщение является правильным с точки зрения законов Торы: есть случаи, когда умерщвление убийцы происходит по решению суда на основании свидетельств, подтверждающих осознанность его поступка, и есть случаи, когда смерть приходит от «руки небес».
В случае убийства по ошибке, так как убит еврей, Тора дает право умерщвления убийцы родственнику убитого, у которого «разгорячится сердце», в соответствии с законом.
И это для того, чтобы искупить совершенный грех: «...И убьет мститель убийцу, то нет на нем вины крови» (Бемидбар, 35:27); «И не берите выкупа за убежавшего в город-убежище... И не оскверняйте земли, на которой вы, ибо кровь оскверняет землю, и земле не искупиться от крови, пролитой на ней, разве только кровью пролившего ее» (там же, 35:32,33).
Поэтому и по мнению Рамбама, считающего, что месть лишь право, а не обязанность, есть надобность в городах-убежищах для спасения от рук мстителя, так как его поведение – «разгорячится сердце его» – по закону, а не из-за животного начала и жажды мести. Так же будет и в период, когда «единым занятием всего мира будет познание Б-га».
9. Да будет воля Всевышнего, чтобы посредством духовного служения – изучения Торы, являющегося духовным эквивалентом города-убежища, ведь сказано: «Слова Торы спасают» (Макот, 10а), – и в особенности в месяце Элул, данном в качестве «убежища» для всех согрешивших в течение года, чтобы они раскаялись, удостоились мы в скором времени осуществления обещания «...расширит Г-сподь, Б-г твой, твои пределы...» в буквальном смысле – и состоялось добавление трех городов-убежищ – «...и добавишь себе еще три города...», а также в духовном смысле произошло раскрытие в будущем тайных смыслов Торы через праведного Машиаха, вскоре, в наши дни.