Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Великая суббота

«Ликутей сихот», том 12

1. Известны слова «Шней Лухот Абрит», что главы Торы связаны с теми периодами еврейского календаря, когда их читают в синагогах. Такая связь существует и между главой «Цав» и Великой субботой, на которую часто приходится чтение нашей недельной главы. Чтобы понять, в чем заключается эта связь, сначала надо обратиться к книге Адмор Азакена «Шулхан Арух» (1, 430:1), где он объясняет, почему последняя суббота перед Песахом называется Великой: «Последняя суббота перед Песахом называется Великой субботой, поскольку произошло тогда великое чудо. В субботу, 10 числа месяца Нисан евреи приобретали ягнят для принесения пасхальной жертвы перед выходом из Египта. Пришли к ним первенцы египетские и спросили, зачем они это делают. Ответили им евреи, что это пасхальная жертва Всевышнему, который убьет египетских первенцев. Попросили первенцы отцов своих и фараона отпустить евреев из Египта, но те не хотели. И тогда пошли первенцы войной против них и поубивали из них многих. И об этом сказано в «Теилим» (136:10): «Благодарите Господа … поразившего Египет его первенцами…». В память о происшедшем установили наши мудрецы определенный день – субботу перед Песахом и назвали его Великой субботой. А почему не установили этот день 10 Нисана – независимо от того, суббота это или будний день, как прочие праздники? Потому что 10 Нисана умерла сестра Моше пророчица Мирьям, в память о чем установили пост, когда 10 Нисана выпадает на будний день».

В словах Адмор Азакена понятно не все.

Во-первых, Адмор Азакен уточняет, что «произошло тогда великое чудо», объясняя таким образом, почему суббота называется Великой, но неясно, чем так велико само чудо. Да и польза евреям от него отнюдь не была «великой», возможно, вообще никакой пользы не было, поскольку и после того, как «поубивали из них многих», не могли евреи самостоятельно выйти из Египта и потребовалось еще чудо – казнь первенцев.

Во-вторых, как можно не следовать правилу установления даты и передвинуть ее на другой день по не относящейся к ней причине, в особенности, если учесть, что Мирьям умерла на 39 лет позже, чем произошло чудо с первенцами? Конечно, пост, установленный на день смерти Мирьям, обладает силой отодвинуть день, установленный в память о чуде, на субботу (даже если предположить, что день в память о чуде был установлен сразу же 10 Нисана и только потом, когда умерла Мирьям и установили пост, перенесен на субботу). Ведь если упоминаемые в «Мегилат Таанит посты приходятся на новомесячье, когда запрещено поститься, то своей значимостью они отменяют этот запрет. Тем более пост в память о смерти Мирьям важнее дня в память о чуде поражения Египта его первенцами, который был установлен только как обычай и, по-видимому, позже, чем назначен пост в память о Мирьям, и сразу на субботу. Однако, в соответствии со смыслом установления, день в память о чуде должен был быть установлен 10 Нисана, подобно тому, как устанавливаются у нас все даты.

2. Объяснение вышеизложенного следующее.

Много чудес было явлено в разные времена для спасения евреев от врагов. Как сказано в Пасхальной агаде, «в каждом поколении восстают против нас, чтобы уничтожить, но Всевышний, благословен Он, спасает нас из их рук». Среди этих чудес немало приведших наших врагов к гибели (например, когда воды моря Суф расступились перед евреями, Пурим, чудо Хануки). Величие чуда Великой субботы заключалось в том, что наших врагов египтян убивали сами египетские первенцы, как это подчеркивают слова «…поразившего Египет его первенцами…». В то время, когда египетское рабство еще продолжалось и фараон был настолько силен, что Моше даже в гневе говорил с ним уважительно, как с царем; когда фараон и египтяне отказались отпустить евреев, – в то время египетские первенцы (символ силы Египта) потребовали у отцов и фараона отпустить евреев, и требование это было настолько серьезным, что «…пошли первенцы войной против них и поубивали из них многих». Это обстоятельство и есть «великое чудо», подобного которому не было.

Таким образом, чудесное спасение евреев в других случаях заключалось в том, что враги были утоплены, убиты или подчинились евреям. Чудо же поражения Египта его первенцами, когда сами египетские первенцы во всей своей силе (силе духовного сокрытия, связанного с Египтом) воевали за выход евреев из Египта, – пример превращения зла в добро.

3. Дополнительное объяснение того, почему это чудо названо «великим».

Любое чудо – это изменение обычного порядка вещей. И понятно, что если такое изменение происходит не только в природе мира, но и в порядке вещей, предписываемом Торой (порядке более обязательном), то это – самое большое чудо.

Порядок, установленный Торой в раскрытии замысла Творца, таков, что доброе начало, сокрытое в силах зла, раскрыть невозможно. Следовательно, требование египетских первенцев отпустить евреев и их война с египтянами (хотя и была на то естественная причина – первенцы боялись за себя) – это изменение порядка вещей, установленного Торой, а значит, это – «великое чудо».

4. Следует сказать, что, в соответствии с изложенным выше, между двумя событиями, произошедшими 10 Нисана, – поражением Египта его первенцами и смертью Мирьям – есть внутренняя связь.

В «Письмах» Адмор Азакена (Тания, ч.4, гл. 28) приводится объяснение высказывания мудрецов Талмуда: «Почему соединяется [в тексте Торы] рассказ о смерти Мирьям с рассказом о красной корове? – Чтобы сообщить тебе, что как красная корова очищает, так и смерть праведника очищает» (трактат Моэд Катан, 28а). По словам Адмор Азакена, [рассказ о смерти Мирьям соединен с рассказом именно о красной корове, а не о другой очистительной жертве], потому что как очищающая вода (с пеплом красной коровы – (пр им. пер.) очищает людей и предметы от нечистоты умершего, «хотя это большая нечистота … связанная с самыми нечистыми силами зла», так и смерть праведников «приносит спасение живущим на земле, очищая их от грехов поколения, включая намеренные злодеяния, связанные с самыми нечистыми силами зла».

Таким образом, чудо поражения Египта его первенцами, когда сами силы духовного зла в Египте требовали отпустить евреев, тем самым настаивая на исполнении приказания Всевышнего, подобно смерти Мирьям, под воздействием которой зло превращается в добро, т.е. люди очищаются даже от греха намеренных злодеяний, источник которых – самые нечистые силы зла.

5. Теперь можно объяснить внутреннюю причину того, почему из-за смерти Мирьям не установили день памяти о чуде поражения Египта его первенцами 10 Нисана.

В праздник Рош ха-Ша-на, пришедшийся на субботу, отменяется трубление в шо-фар из-за опасения, что кто-то по ошибке пронесет его по улице, нарушив тем самым субботу (см. Ликутей Тора, 4, 56:1). Возникает вопрос, почему наши мудрецы сочли возможным не исполнять заповедь трубления в шофар из-за опасения, которое относится только к людям, не очень строго соблюдающим заповеди. Как же при этом лишили возможности исполнить заповедь людей благочестивых?

Ответ на это следующий. Не трубят в шофар в Рош ха-Шана, когда он приходится на субботу, не потому, что указанное опасение отменяет выполнение заповеди трубления в шофар, а потому, что в такой день нет необходимости трубить в шофар, поскольку духовное раскрытие, достигаемое исполнением этой заповеди, и так присутствует в субботу, благодаря ее святости.

Подобным же образом можно сказать, что в день смерти Мирьям нет необходимости вспоминать о чуде поражения египтян их первенцами, поскольку в основном (т.е. настолько, чтобы не вспоминать в этот день, но не настолько, чтобы не вспоминать совсем) духовное раскрытие, достигаемое исполнением обычаев Великой субботы в память о чуде превращения зла в добро, происходит в результате поста, установленного в память о смерти Мирьям, превращающей зло в добро.

6. Теперь можно объяснить связь главы «Цав» с Великой субботой.

В нашей главе рассказывается о семи днях посвящения Аарона и его сыновей перед днем возведения скинии. «Ликутей Тора» объясняет (2,10:4), почему эти дни называются семью днями восполнения (совершенствования): в будущем, когда весь мир достигнет совершенства, сбудется пророчество «И будет свет луны, как свет солнца…» (Иешаягу, 30:26), т.е. восполнится ущербность луны.

А что означает это пророчество? Объясняется в хасидизме, что сейчас луна светит светом, отраженным от солнца, а «в будущем она будет светить собственным светом, как солнце» (Ликутей Тора, 2,10:1). Точнее, из «берущего», которым луна является сейчас, она превратится в «дающего» и «освещающего» – произойдет превращение зла в добро.

И в этом превращении заключается связь недельной главы «Цав» с Великой субботой.