Балак

«Ликутей Сихот» часть 18

1. В своей книге «Мишне Тора» (Законы о Царях, 11:3) Рамбам пишет: «Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса, отменять законы природы и воскрешать мертвых, как утверждают глупцы. Это неверно, ибо раби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был соратником царя бен Козивы (бар Кохбы) и считал его Машиахом. И он, и все мудрецы его поколения полагали, что это так... ...И не просили от него мудрецы сотворить чудо, [чтобы признать его Машиахом]. Но основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и ни убавить от них. И всякий, кто добавит новую заповедь к заповедям Торы или отменит одну из существующих, или превратно истолкует Тору, или станет толковать те места в ней, где говорится о заповедях, как иносказания, – наверняка лжец, злодей и безбожник».

Из этих слов Рамбама можно сделать вывод, что тот, кто говорит о знамениях и чудесах как о необходимых свидетельствах истинности Машиаха, тот добавляет к Торе или отнимает от нее, нарушая тем самым непоколебимость ее законов. Нужно, однако, найти связь между двумя этими вещами.

В Законах Основ веры (10:1), затрагивая тему пророков, Рамбам пишет: «Пророк, который выйдет и скажет, что его послал Всевышний, не должен в доказательство своего утверждения творить чудеса, подобные чудесам Моше, учителя нашего, или знамения, подобные знамениям пророков Элиши и Элиягу, – знамения и чудеса, которые меняли бы обычный ход вещей в мире. Знамения пророка – это вещи, которые он говорит о будущем, и они сбываются».

Несмотря на то, что в данном отрывке упоминается также о чудесах, меняющих нормальное течение жизни, Рамбам не делает заключения, что Тора – это законы на веки веков. Напротив, он пишет, что пророк должен говорить о будущем.

2. Следует внести пояснение во все вышесказанное.

В начале Законов о Царях пишет Рамбам: «В час вступления в землю Израиля евреям заповедано три вещи: поставить над собой царя, истребить потомство Амалека и построить Храм» (1:1). Согласно этому порядку, Законы о Царях должны были бы располагаться в книге Рамбама намного ближе к началу. Почему же именно эти законы завершают «Мишне Тора»?

На этот вопрос можно ответить следующим образом. Тем, что завершающим трактатом книги законов Рамбам избрал именно Законы о Царях, он подчеркивает, что полное выполнение Торы и ее законов может происходить только в период, когда присутствует аспект царства. В реальной жизни это выражается в том, что полное выполнение всех заповедей Торы возможно в случае, когда во главе еврейского народа стоит царь, посредством которого выполняется заповедь Всевышнего о войне, а именно – истребление потомства Амалека, и заповедь о строительстве Храма.

Таким царем был Давид, правивший Израилем и Иудеей. Он захватил землю Израиля, положил конец войнам, при нем началась подготовка к строительству Храма в Иерусалиме. Тогда уже могло осуществиться выполнение всей Торы и ее заповедей.

3. Законы, относящиеся к царю-Машиаху, Рамбам разместил в конце книги «Мишне Тора» и в конце Законов о Царях. В 11-й главе Законов о Царях Рамбам не только объясняет понятие «приход Машиаха», но и дает четкое определение самому понятию «царь-Машиах», его действиям и образу его появления и, как следствие этого, – объясняется суть обязанности веры в него. Рамбам пишет: «В грядущие дни придет царь-Машиах, восстановит династию Давида, отстроит Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действующие в прошлом: будут приносить жертвы, соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе» (11:1).

Это не только рассказ о том, что сделает Машиах и какими будут дни его прихода, но и закон: «Машиах – тот, кто «восстановит династию Давида» и не сделает при этом каких бы то ни было переворотов и нововведений. На деле возвращение царства дома Давида совершается посредством того, что Машиах строит Храм на своем месте и собирает рассеянных по миру евреев, тем самым приближаясь к цели своего прихода – возвращению всех действовавших в прошлом законов, исполнение которых возможно только когда все евреи живут на своей земле. Иными словами, царем-Машиахом восполняется все, чего недоставало в выполнении Торы и ее заповедей во время изгнания. Это и называют возвращением правления Давида, т.е. возвращением целостности выполнения законов и заповедей Торы.

Можно сказать, что и закон, заключенный в приведенных выше словах Рамбама, выражается в том, что вера в приход Машиаха не может ограничиваться ежедневным ожиданием возвращения евреев из изгнания, а должна включать в себя и веру в грядущее восстановление царства Давида и целостности Торы.

4. Далее Рамбам приводит доказательства того, что царь-Машиах придет и возвратит целостность Торы и царство Давида в изначальное состояние: «Ибо сама Тора свидетельствует об избавлении, которое принесет Машиах» (11:1).

В этих доказательствах есть два момента. Во-первых, Рамбам приводит слова Торы: «И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих и смилуется над тобою, и вновь соберет тебя...» (Дварим, 30:3-5). Отсюда мы видим, что должно произойти возвращение рассеянных по миру евреев – условие, которое позволит возвращение царства дома Давида и тех законов и заповедей Торы, которые не выполнялись из-за изгнания евреев. Затем Рамбам добавляет: «О том же говорится и в рассказе о Бильаме. Там (Бемидбар, 24:17, 18) приводится пророчество о двух Машиахах: о первом из них – Давиде, которому предстояло спасти Израиль от врагов его, и о последнем Машиахе, его потомке, который спасет Израиль от Эйсава» (11:1). Отсюда мы понимаем, что возращение евреев произойдет при помощи Машиаха; суть появления Машиаха в том, чтобы вернуть царство Давида к прежнему правлению, т.е. он является «последним» по отношению к «первому» – царю Давиду.

Далее Рамбам цитирует пророчество Бильама, из которого видно, что все, характерное для первого Машиаха – Давида, будет присуще последнему Машиаху – царю-Машиаху: «»И сокрушит пределы Моава» – Давид... . «И разгромит всех сынов Шета» – царь Машиах.... «И будет Эдом завоеван» – Давидом... . «И будет Сеир завоеван врагами его» – царем-Машиахом...» (11:1).

Машиах возвратит целостность Торе, поскольку, как следствие избавления от порабощения, в царствование Машиаха станет возможным «заниматься Торой подобаемым образом», «евреи будут свободны заниматься Торой и ее мудростью без притеснения и угнетения» (как подробно пишет Рамбам в 12-й главе).

5. Согласно вышесказанному, становятся понятными слова Рамбама, предшествующие доказательствам из Торы: «Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует об избавлении, которое принесет Машиах» (11:1).

Казалось бы, подобное утверждение уместнее поместить не в законах, посвященных Машиаху, а в разделе законов, касающихся определения веры (в Законах Раскаяния, например). Однако Рамбам подчеркивает, что назначение царя-Машиаха – возвращение целостности исполнения законов и заповедей Торы. И это вопрос – не еще один, открытый пророкам, а касающийся самой Торы и Моше, учителя нашего. Сама Тора обещает приход Машиаха и достижение целостности Торы. Поэтому Рамбам заканчивает: «Эти недвусмысленные слова Торы включают в себя все, что сказано пророками о Машиахе» – поскольку все, о чем говорили пророки, относится к самой Торе, целостности выполнения Торы и заповедей.

6. В этом причина того, что доказательство из заповеди о городах-убежищах Рамбам выделяет в отдельный закон (11:2). Это безусловное доказательство не только целостности выполнения Торы, которое будет достигнуто благодаря Машиаху. В заповеди о городах-убежищах целостность появится в самой заповеди: «Когда расширит Г-сподь, Б-г ваш, твои пределы, прибавь еще три города...» (Дварим, 19:8,9). «А ведь не может того быть, чтобы дал нам Святой Творец, благословен Он, эту заповедь понапрасну» – пишет Рамбам. Таким образом, сама Тора утверждает, что придет время, когда заповеди Торы будут в полноте.

7. Все вышесказанное делает понятными слова Рамбама: «Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса, отменять законы природы и воскрешать мертвых, как утверждают глупцы. Это неверно...». Тем самым утверждается, что, поскольку в суть Машиаха не входит творение чудес, знамении и нововведений в мире, это не послужило бы доказательством его истинности. И далее Рамбам пишет: «...основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков...»

Поскольку смысл и цель прихода Машиаха – целостность выполнения законов и заповедей Торы, то мысль о том, что царь-Машиах должен творить чудеса, знамения и нововведения в мире, приводит к противоречию с тем, что «Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков». И так как творение чудес вовсе не является сутью Машиаха, оно не может служить проверкой его истинности.

Проверка истинности пророка – «знамения пророка – это вещи, которые он говорит о будущем, и они сбываются». Иными словами, его истинность проверяется его пророчествами. Подобно этому, когда мы говорим о Машиахе, становится понятным: несмотря на то, что царь-Машиах сам является пророком, причем величайшим из пророков, стоящим на уровне, близком к Моше, учителю нашему, он, прежде всего, – царь-Машиах. Отсюда понятно, что проверкой и признаком его истинности будет то, что имеет отношение к сути Машиаха, – Тора и ее выполнение: «...если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные Всевышним...» (11:4) («...вести войны, заповеданные Всевышним...» – бороться за возвращение целостности выполнения Торы, устраняя помехи со стороны других народов).

Проверка эта нужна лишь для того, чтобы выяснить, что «он – вероятный Машиах». Но когда он сможет достичь целостности выполнения Торы: «И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания...», то тогда «этот человек наверняка Машиах», ведь именно тогда «...вступят в силу все законы... в соответствии с написанным в Торе» – восстановится целостность законов Торы и исполнения ее заповедей.

 

Запись опубликована в рубрике: .