Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Экев

«Ликутей Сихот»

И будет вследствие того, что послушаетесь вы законов этих и будете хранить их и исполнять, и хранить будет Г-сподь, Б-г твой, для тебя союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим (Дварим, 7:12).

1. Есть несколько комментариев на слова «И будет вследствие (экев) того, что послушаетесь вы законов этих…»:

а) экев – «пятка» намекает на определенный тип заповедей – «простые заповеди, которые человек топчет ногами» (комментарий Раши), т.е. заповеди, к ко-торым еврей несерьезно относится. Именно через исполнение этих заповедей «и будет вследствие того, что послушаетесь…»;

б) экев – «вследствие» относится ко времени перед приходом Машиаха – «шаги Машиаха» (иквета дмешиха), когда все заповеди будут исполняться евреями, как это обещано в Торе: «И вернешься ты к Г-споду, Б-гу своему» {Дварим, 30:3).

Поскольку оба комментария приходится на одно место в Торе, более того, на одно и то же слово, безусловно есть связь между ними.

2. Существуют два вида Б-жественного влияния свыше (с целью вознаграждения): а) то, что получает человек заслуженно;

б) то, что дается человеку, даже когда он этого недостоин (незаслуженный подарок). Это либо милость со стороны Творца (подобно тому, как 26 поколений людей, живших до дарования Торы, существовали лишь из милости Творца), либо исполнение клятвы – «…союз и милость, о которых… поклялся отцам твоим». Так, например, двое любящих и верных друг другу людей заключают между собой союз и договариваются, что, даже если с течением времени будут возникать проблемы, которые обычно несовместимы с любовью, союз их не будет расторгнут. Подобно этому приведенное в Торе понятие клятвы, данной в результате твердого решения, – выполнить все, о чем поклялись, несмотря на то, что могут возникнуть обстоятельства, мешающие этому.

Возникает вопрос: если выполнение клятвы – соблюдение «…союз и милость, о которых… поклялся» – должно быть всегда, почему это будет «…вследствие того, что послушаетесь…»? С другой стороны, когда евреи выполняют далее те «простые заповеди, которые человек топчет ногами», то им по праву полагается вознаграждение. К чему тогда говорить здесь о «союзе, милости, клятве»?

3. Объяснение этому следующее. Когда человеку дают незаслуженный подарок, это называется «хлебом позора», хлебом милостыни, который получен без труда. Однако Творец, желая дать еврею полноценное добро, а не «хлеб позора», постановил, что все изобилие сверху, и даже такое, источник которого выше последовательности духовных миров и тем самым недосягаем служением самим по себе, должно прийти только в результате служения Г-споду, за которое и будет дано несоизмеримое вознаграждение. Но, несмотря на несоизмеримость работы и вознаграждения, работа должна быть подобна вознаграждению.

Таким образом, хотя вознаграждение приходит со стороны «…союз и милость, о которых… поклялся», необходимо служение еврея «…вследствие того, что послушаетесь…», связанное с заповедями, «которые человек топчет ногами». Именно эта работа подобна вознаграждению, как это будет объяснено в п.6.

4. Можно пояснить вышесказанное. Есть преимущество в выполнении заповедей в изгнании, особенно в период до прихода Машиаха, когда Б-жественность скрыта кромешной тьмой бездуховности, по сравнению со служением Г-споду во времена Храма.

Когда еврей соблюдает заповеди и при этом ощущает Б-жественный свет (как это было в Храме), тогда он наслаждается своим служением. При этом обязательно присутствует самоощущение (наряду с раскрытием Б-жественности), и, следовательно, нет настоящего отречения от себя. Когда же соблюдение заповедей происходит в духовной темноте, личность человека становится настолько незначительной, что он полностью подчиняет себя воле Творца.

С другой стороны, во время изгнания «…мы не можем подняться и показаться и поклониться перед Тобой», а значит, отсутствует возможность «видеть», следовательно, отсутствует и настоящее поклонение. Таким образом, настоящее поклонение раскрывается лишь вне личности человека, так как у него есть свои мысли и свои желания, и он только принуждает тело, чтобы не восставало». Напротив, во времена Храма, когда Б-жественность была раскрыта, так что ее можно было «видеть», еврей приходил в Иерусалимский храм, чтобы «показаться и увидеть», что и приводило к настоящему, истинному поклонению, полному аннулированию своих желаний, как сказано: «Уничтожь свое желание перед Его желанием».

Однако это относится только к количественной категории самоотречения, т.е. во времена Храма оно охватывало всю сущность человека, так что «не было у него никакого другого желания и стремления», во время же изгнания человек остается самим собой и только преклоняет себя перед Всевышним.

Что же касается качественной категории самоотречения – во время изгнания отсутствует самоощущение человека и самоотречение является истинным. Недостаток заключается в том, что оно не пронизывает всю сущность человека, ибо он чувствует себя отдельной от Б-жественности личностью. Однако там, где оно присутствует во внешних проявлениях личности – оно истинное.

5. Любое абстрактное понятие в конце концов реализуется в конкретных действиях. Так объясненное выше преимущество служения Г-спо-ду в период до прихода Машиаха раскрывается в выполнении заповедей, «которые человек топчет ногами». Ведь служение еврея Г-споду, связанное с его самоощущением, с его «я», приводит к разделению заповедей.

Заповеди, в которых раскрывается Б-жественный свет («голова»), еврей исполняет с удовольствием и старанием в отличие от заповедей, где Б-жественный свет отсутствует («пятка»).

Если же выполнение заповедей происходит только потому, что это приказ Господина («принятие ярма»), то все заповеди выполняются одинаково, ибо заповедь – это желание Б-га и поэтому нет разницы между заурядной и той, которая необычайно важна.

6. Таким образом, можно понять связь между «И будет вследствие того, что послушаетесь…» («заповеди, которые человек топчет ногами») и «…и хранить будет… союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим».

Выполнение заповедей как результат ощущения Б-жественного света может быть связано лишь с тем уровнем Б-жественности, до которого Всевышний раскрывается перед своими творениями, как бы сокращая Себя, чтобы они в меру своих способностей смогли Его постичь. Однако таким образом невозможно иметь отношение к Б-жественности, которая выше указанного уровня: «Разум наш неспособен даже прикоснуться к Тебе» (Тикуней Зогар). Более того, поскольку «Он один и нет абсолютно ничего кроме Него», то имеет место явное противоречие между раскрытием Его Самого и существованием некого самоощущения со стороны человека.

Именно выполнение как приказа Всевышнего («принять ярмо») заповедей, которые «человек топчет ногами» («…вследствие того, что послушаетесь…»), где абсолютно отсутствует самоощущение еврея, приводит к раскрытию Сущности самой по себе. Поэтому сказано в Торе: «…вследствие того, что послушаетесь… хранить будет… союз и милость, о которых… поклялся…», так как именно служением в аспекте «пятка» создается вместилище для раскрытия Сущности Благословенного.

7. Не раз говорилось о том, что высший замысел Г-спода, чтобы Б-жественность, которая выше последовательности духовных миров, пришла к полноте раскрытия. Поэтому необходимо, чтобы служение Г-споду в аспекте «принять ярмо», пришедшее от сущности души, связанной с Сущностью Благословенного, раскрылось в полноте. Это означает, что в служении должны присутствовать оба достоинства:

а) выполнение заповедей должно быть не только результатом ощущений еврея, но и следствием самоотречения перед Б-жественностью, которая непостижима;

б) самоотречение это пронизывает все его существование настолько, что в этом будет его наслаждение.

8. Существует обычай читать в синагоге в субботы после 9 Ава отрывки из пророчеств Иешаягу, так называемые «Семь утешений».

На основании вышесказанного можно объяснить внутреннюю связь между главами Торы и отрывками из пророчеств (афтарот), которые читают в первые три недели после 9 Ава. В этот период начинается служение после разрушения Храма, силы для которого приходят сверху («пробуждение сверху»). И поэтому в первую субботу читают главу «Ваэтханан». Ваэтханан («И умолял я…») – просьба о подарке бесплатно (Комментарий Раши, Дварим, 3:23).

Эту же идею раскрывает и афтара «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Б-г ваш» (Иешаягу, 40:1) – утешение, пришедшее сверху.

И в этом смысл того, что просьба Моше была «Дай перейду я и посмотрю…» (Дварим, 3:25). Это соответствует уровню «видения» Б-жественности, который появляется благодаря раскрытию Б-жественного света, идущего сверху как подарок.

Однако, поскольку раскрытие Сущности Благословенного происходит именно вследствие «пробуждения снизу» (деятельности евреев в этом мире), а «пробуждение сверху» приводит к раскрытию только внешнего проявления Б-жественного света, следует, что постижение Творца, приходящее со стороны «незаслуженного подарка», неполное и затрагивает лишь проявления души, а не ее сущность, вследствие чего не может быть основой для абсолютного самоотречения (как сказано в п.4, поклонение перед Б-гом со стороны «видения» в Храме все-таки включало и самоощущение еврея). Поэтому утешение в субботу «Ваэтханан» (другое название субботы Нахаму – «утешьтесь») приходит именно через слова пророков (Иешаягу), так как при раскрытии сверху вниз остается место для нижних миров. После этого должно быть служение снизу вверх собственными силами евреев, а не благодаря раскрытию Б-жественности.

На это намекает начало нашей главы: служение в аспекте «пятка», отсутствие раскрытия Б-жественности, когда еврей подчиняется Всевышнему на уровне «И будет вследствие того, что послушаетесь…». Об этом говорится и в афтаре главы «Экев» (Иешаягу, 49:14): «И сказала Цион: «Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!». Речь идет о горечи, которая приходит из-за отсутствия раскрытия Б-жественного света.

Это можно связать со сказанным в мидраше, что слова «И сказала Цион…» являются ответом на слова «Утешайте, утешайте…». После того, как сказал Всевышний пророкам, чтобы они утешили евреев, отвечает еврейский народ: «Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!», поскольку они хотят утешения от Всевышнего, а не от пророков.

На первый взгляд непонятно: ведь все евреи со времен Моше слушали слова пророков и, более того, это одна из основ веры – «знать, что Г-сподь вкладывает в уста людей свое речение» (Рамбам). Но именно когда нет раскрытия Б-жественности («Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!»), еврейский народ находится в состоянии «пятки» и, несмотря на это, в состоянии «И будет вследствие того, что послушаетесь…», он не удовлетворяется внешним раскрытием Б-жественности, а требует Сущности.

Поскольку высшее желание Г-спода заключается в том, чтобы в служении были оба достоинства и даже Б-жественность, которая бесконечно выше сотворенных миров, раскрылось в аспекте «видения», появляется вслед за «Экев» глава «Рээ», которая начинается словами «Рээ Анохи», т.е. Сущность (Анохи) должна быть видимой (рээ).

Об этом же говорит и афтара главы «Рээ»: «Бедная, встревоженная, безутешная!» (Иешаягу, 54:11). Слова «Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!» воздействовали на пророков, и они сказали: «Бедная, встревоженная, безутешная!». Хотя это пророчество и является ответом на жалобу евреев, но утешения пророков недостаточно («безутешная»!), и Всевышний признает, что нужно Его утешение. И поэтому афтара к следующей главе «Шофтим» начинается со слов: «Я, Я (Анохи, анохи) – утешитель ваш» (Иешаягу, 51:12).

9. На основании вышесказанного становится понятным, почему глава «Экев» читается всегда в месяце Ав, а глава «Рээ» – либо в субботу, предшествующую новомесячию Элула, либо в само новомесячие непосредственно.

Месяц Ав – это месяц наказания и выпадает на вторые 40 дней, связанные с гневом Г-спода после греха золотого тельца. Элул – месяц милосердия и выпадает на последние 40 дней, связанные с прощением (Комментарий Раши, Дварим, 10:10).

В месяце Ав, связанном с наказанием, которое выражает отдаление от Всевышнего (аспект «пятки», «Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!»), читают главу «Экев» (аспект «пятки») и афтару «И сказала Цион: «Оставил меня Б-г…» «. Но именно через это мы приходим в месяц милосердия Элул, в который читают главу «Рээ» и афтару «Я, Я – утешитель ваш».

Из того, что именно служение в аспекте «пятки» («И будет вследствие того, что послушаетесь…») и горечь из-за отсутствия раскрытия Б-жественного света («Оставил меня Б-г…») приводят к раскрытию «видения» Сущности, понятно величие этого служения. Ведь известно, что у причины есть преимущество перед следствием, к которому она привела.