«Ликутей Сихот»
И услышал Г-сподь голос речей ваших, и разгневался, и поклялся, сказав: «Никто из людей этих, из этого злого рода, не увидит доброй земли, которую Я поклялся отдать отцам вашим. Только Калев, сын Йефунэ, – он увидит ее; ему отдам Я землю, по которой ходил он, и сынам его, за то что он повиновался Г-споду». И на меня прогневался Г-сподь из-за вас, говоря: «И ты не войдешь туда. Йегошуа, сын Нуна, стоящий перед тобою, он придет туда; его утверди, ибо он передаст ее во владение Израилю. Дети же ваши, о которых вы говорили, что добычею станут они, и сыны ваши, которые ныне не познали еще, что добро и что зло, – они войдут туда и им отдам Я ее, и они унаследуют ее» (Дварим, 1:34-39).
1. Как уже говорилось неоднократно, суть комментариев Раши к Торе в том, чтобы контекстуально объяснить все трудные и непонятные места Торы. Но есть моменты, которые Раши не объясняет. Очевидно, что, по мнению Раши, они и так понятны либо получили объяснение ранее.
Так и наш отрывок из главы «Дварим» не комментируется Раши, хотя при изучении его возникают серьезные вопросы и многие комментаторы пытались дать им объяснения.
В этом отрывке Моше рассказывает евреям, которые должны войти в Землю Израиля, о грехе разведчиков и наказании, к которому было приговорено поколение пустыни: «Никто из людей этих, из этого злого рода, не увидит доброй земли, которую Я поклялся отдать отцам вашим. Только Калев, сын Йефунэ, – он увидит ее... за то, что он повиновался Г-споду». Здесь Моше прервался и сказал: «И на меня прогневался Г-сподь из-за вас, говоря:
и ты не войдешь туда», – а затем продолжил рассказ о разведчиках: «Йегошуа, сын Нуна, стоящий пред тобою, он придет туда; его утверди, ибо он передаст ее во владение Израилю. Дети же ваши, о которых вы говорили, что добычею станут они... войдут туда...».
На первый взгляд непонятно, почему в середине рассказа о грехе разведчиков Моше говорит: «И на меня прогневался Г-сподь из-за вас, говоря: и ты не войдешь туда». Как будто приговор Моше, что не войдет он в Землю Израиля, был дан по причине греха разведчиков. Но ведь ясно из Писания, что Моше не войдет в Землю Израиля по причине греха Вод Раздора: «И Г-сподь сказал Моше и Аарону: за то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред очами сынов Израиля, не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им» (Бемидбар, 20:12). Какой же смысл упоминать о грехе Вод Раздора в середине рассказа о разведчиках, тем более, что случай с разведчиками отделяет от греха Вод Раздора почти сорок лет: грех разведчиков произошел вскоре после выхода евреев из Египта, а грех Вод Раздора – после смерти Мирьям (Бемидбар, 20), в конце сорока лет странствований евреев по пустыне.
Рамбан объясняет это так: «Моше вспомнил здесь о грехе Вод Раздора, ибо хотел упомянуть вместе оба наказания всем недостойным войти в Землю Израиля, потому что все по вине грехов их».
Но его объяснений явно недостаточно, так как остаются непонятными следующие моменты:
а) почему все-таки слова «И на меня прогневался Г-сподь из-за вас...» появляются в середине рассказа о грехе разведчиков;
б) люди поколения разведчиков уже умерли ко времени греха с Водами Раздора: как объясняет Раши, «уже умерли мертвецы пустыни, а эти остались жить» (Комментарии Раши к Бемидбар, 20:1). Однако сказанное Моше: «Но вы все подошли ко мне и сказали: пошлем людей пред собою...»; «И на меня прогневался Г-сподь из-за вас...»; «Дети же ваши, о которых вы говорили...» – как будто бы обращено к одному и тому же поколению;
в) согласно объяснению Рамбана, слова «И на меня прогневался Г-сподь из-за вас...» Моше должен был произнести вслед за рассказом о наказании поколения разведчиков, которые не увидят Землю Израиля, а не после сказанного о тех, кто войдет в нее («Калев... увидит ее»).
2. Есть комментаторы, объясняющие, что Моше, хотя и был лишь косвенно виновен в грехе разведчиков: «И Г-сподь сказал Моше, говоря: Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Канаанскую... . И послал их Моше... по слову Г-сподню...» (Бемидбар, 13:1-3), – понес наказание («...ты тоже не войдешь туда») именно из-за них: «И на меня прогневался Г-сподь из-за вас...». И поэтому Моше сказал «из-за вас», т.е. что не войдет в Землю Израиля не по причине своего греха, а потому, что все поколение приговорено и он вместе с ними.
А то, что причиной наказания Моше Тора называет грех Вод Раздора, указывает, что именно сочетание двух грехов привело к этому наказанию.
Подобное тому мы читаем о грехе Недава и Авигу – сыновей Аарона, смерть которых наступила в результате сочетания многих причин (Ваикра, 10).
Однако такая трактовка не соответствует мнению Раши:
а) из комментария Раши к главе «Пинхас», в которой говорится, что Моше, как и Аарон, должен умереть, не войдя в Землю Израиля: «И Г-сподь сказал Моше: взойди... и посмотри на землю, которую Я дал сынам Израиля. И когда увидишь ее, приобщишься к народу своему и ты, как приобщился Аарон, брат твой, так как вы перечили слову Моему в пустыне Цин во время распри общины, чтобы явить святость Мою через воду пред их глазами...» (Бемидбар, 27:12-14) – понятно, что Моше не войдет в Землю Израиля только из-за греха Вод Раздора: «Не было ничего кроме этого, только Воды Раздора, и нет здесь греха другого»;
б) кроме того, по этому объяснению непонятно, за что прогневался Г-сподь на Моше, ведь тот не участвовал в грехе разведчиков, только «из-за вас» не вошел он в Землю Израиля, как сказано выше.
3. Можно было бы объяснить, что Тора сопоставила грех Вод .Раздора с грехом разведчиков: даже несмотря на их отдаленность друг от друга во времени, приравнен грех Вод Раздора перед Всевышним к греху разведчиков.
Здесь можно привести в пример объяснение Раши, почему примыкает рассказ о смерти Мирьям к заповеди о красной корове (ведь заповедь о красной корове сказана в год второй выхода сынов Израиля из Египта, а Мирьям умирает в конце сорока лет странствований): чтобы сказать, что как жертвоприношения, так и смерть праведников искупляют грехи.
Подобно этому объясняет Раши, почему смерть Аарона упомянута в Торе вслед за рассказом о разбиении Скрижалей Завета: чтобы сказать, что «тяжела смерть праведника перед Всевышним, как день, когда разбились Скрижали» (Дварим, 10:6).
Так и в данном случае сопоставлены два греха, чтобы объяснить, что они одинаково тяжелы.
Но объяснение это неубедительно, потому что:
а) мы и так знаем, что грех Вод Раздора такой же тяжкий, как и грех разведчиков. Грех Вод Раздора привел к осквернению Имени Всевышнего перед лицом сынов Израиля, как сказано: «...Вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред очами сынов Израиля...», из-за этого греха было сказано Моше и Аарону: «...Не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им» (Бемидбар, 20:12);
б) если речь идет о серьезности греха Вод Раздора, то необходимо было упомянуть в нашем отрывке сам грех, а не только наказание Моше за него.
4. Объяснение всему этому следующее.
Описание наказания, данного поколению пустыни: «Никто из людей этих... не увидит доброй земли...», – заканчивается: «Только Калев, сын Йефунэ, – он увидит ее... Йегошуа, сын Нуна... он придет туда...». Это говорит о том, что только они из всего поколения увидят Землю Израиля.
Однако рассказ о них, как мы видим, разделен на две части: вначале сказано «Только Калев, сын Йефунэ, – он увидит ее...», а после этого в отдельном стихе «Йегошуа, сын Нуна... он придет туда...». Смысл этого разделения следующий. Хотя поступки их одинаковы: «А Йегошуа, сын Нуна, и Калев, сын Йефунэ, из обозревавших землю, разорвали одежды свои...» (Бемидбар, 14:6) и награда сказана вместе: «В пустыне этой падут трупы ваши... кроме Калева, сына Йефунэ, и Йегошуа, сына Нуна» (Бемидбар, 14:29-30), вхождения их в Землю Израиля не похожи друг на друга: «Калев, сын Йефунэ, – он увидит ее; ему отдам Я землю, по которой ходил он, и сынам его, за то что он повиновался Г-споду», в отличие от него «Йегошуа, сын Нуна... придет туда...» и, более того, «...передаст ее во владение Израилю».
Вот почему именно в этом месте рассказа о разведчиках, перед упоминанием об Йегошуа, появилось добавление, вводное предложение «И на меня прогневался Г-сподь из-за вас...». Таким образом объясняется причина изменения статуса Иегошуа: потому что в конце сорока лет «...на меня прогневался Г-сподь...».
Раши не понадобилось объяснять, что «И на меня прогневался Г-сподь...» – вводное предложение, поскольку мы не один раз уже встречали подобное, как например: «И дал Я повеление судьям вашим... и Я выслушаю его» (Дварим, 1:16,17); «А сыны Израилевы ели ман сорок лет...» (Шмот, 16:35).
И также не нужно объяснять, что слова «из-за вас» обращены к поколению, входящему в Землю Израиля, а не к поколению разведчиков, – ведь уже сказано раньше, что приговор Моше был дан только по причине греха Вод Раздора. И нас не должно удивлять, что слова «из-за вас» обращены не к тому поколению, о котором говорилось выше, – ведь это лишь вводное предложение.
5. Однако все еще неясно: если сказано «И на меня прогневался Г-сподь из-за вас...» лишь для того, чтобы напомнить, что наказан Моше («...и ты не войдешь туда...»), а поэтому Иегошуа «...передаст ее (землю) во владение Израилю», – почему надо было добавить «из-за вас», какая разница, «из-за вас» или нет что-то произошло?
Объяснение следующее. Раши пишет по поводу наказания Моше и Аарона за грех Вод Раздора (Бемидбар, 27:13): «Всюду, где написано – их смерть, написано – их грех. Поскольку было наказано поколение пустыни... то просил Моше, чтобы всюду упоминался его грех (грех Вод Раздора), дабы не сказали, что он наказан из-за греха разведчиков».
Понадобилось сказать «...прогневался Г-сподь из-за вас...», чтобы напомнить, что нет греха у Моше, что только «из-за вас» на нем и грех Вод Раздора, поскольку сыны Израиля вздорили со Всевышним, это был раздор общины.
Теперь становится понятной еще одна деталь в комментарии Раши.
В главе «Ваэтханан», следующей за главой «Дварим», говорится: «Но разгневался Г-сподь на меня из-за вас...» (Дварим, 3:26) – и Раши комментирует слова «из-за вас»: «Вы были причиной этого, как сказано (Теилим, 106:32): «И прогневили они Г-спода у вод Меривы и пострадал Моше из-за них».
Вроде бы непонятно, почему Раши объясняет «из-за вас» в главе «Ваэтханан», а не раньше – в главе «Дварим». Но, исходя из того, что в главе «Дварим» «из-за вас» сказано во вводном предложении, мы делаем вывод: Раши не комментирует то, что упомянуто между прочим, и в данном случае место детального объяснения – в главе «Ваэтханан», так как там рассказ касается самого Моше.