Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Воэйро

«Ликутей Сихот», том 20

И сказал Г-сподь Моше: «Иди к фараону и скажи… если же ты отказываешься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою лягушками» (Шмот, 7:26-27). Написано: «Преимущество земли — во всем оно» (Коэлет, 5:8). Сказали наши учителя: «Что это значит: преимущество земли — во всем оно? — Даже вещи, которые тебе кажутся лишними в мире, как мухи, блохи и комары, являются частью творения мира, как сказано: «И увидел Б-г все, что Он создал, и вот — хорошо очень» (Берейшит, 1:31). Рав Аха бар Ханина сказал: «Даже вещи, которые кажутся тебе еще более лишними в мире, как змеи и скорпионы, входят в творение мира. Сказал Г-сподь пророкам: «Неужели вы думаете, что если вы не выполните Мой наказ, то не будет у Меня другого посланника? Преимущество земли — во всем оно. Я делаю Своим посланником даже змею, даже скорпиона, даже лягушку». И знай, что если бы не шершни, то как бы покарал Он аморитян, и если бы не лягушки, то как бы покарал Он Египет?»

(Мидраш, Шмот раба, 10:1)

1.  Как понять сказанное в мидраше: «…если бы не лягушки, то как бы покарал Он Египет?» Ведь нашествие лягушек было лишь одной из десяти казней египетских.

Сказанное о шершнях можно объяснить. Действительно, наказание шершнями было первым в ряду постигших аморитян наказаний и очень сильным.В начале завоевания евреями земли Израиля Всевышний послал шершней, чтобы те поразили врагов Израиля (Шмот, 23:28). «Шершни жалили их в глаза и пускали яд, и враги погибали» (комментарий Раши).

Нашествие же лягушек не было первой казнью. Сначала Египет пострадал от того, что вся вода его, включая Нил – основной источник жизни, превратилась в кровь. Кроме того, были еще восемь казней, последняя из которых – смерть первенцев – стала той каплей, которая переполнила чашу терпения фараона и сделала возможным Исход евреев из Египта. Наказание египтян завершилось на море: «И опрокинул Г-сподь египтян среди моря. И возвратилась вода, и покрыла колесницы и всадников всего войска Паро, вошедших за ними в море; не осталось из них ни одного» (Шмот, 14:28).

Почему же все-таки сказано в Мидраше, что именно посредством лягушек Всевышний смог покарать Египет? Как вообще можно сказать, что, «если бы не лягушки», Всевышний не смог бы наказать египтян, ведь «много посланников у Всевышнего» (Тания, 4:25) и «есть ли что-либо недостижимое для Г-спода»? (Берейшит, 18:14).

2.  Существует простое объяснение различия между словами мудрецов и рава Ахи. Смысл слов «частью творения мира» заключается не только в том, что эти, как-будто бы лишние, вещи были созданы Творцом, а не появились сами по себе, но и в том, что в их сотворении есть польза для человека. Сказано в Талмуде: «Все, что создал Г-сподь, создано Им не напрасно» (трактат Шаббат, 77б), а в качестве примера приводятся лекарства, которые изготавливают из мух и комаров.

Рав Аха добавляет к словам мудрецов, что даже создания, которые кажутся еще более лишними в мире (например, вредители, вроде змей и скорпионов, представляющие опасность для человека), тоже приносят ему пользу. В Талмуде даются примеры того, что вредные животные могут спасти от еще большей опасности, чем та, которую они причиняют. Далее рав Аха добавляет, что вредные животные полезны для мира, потому что Г-сподь использует их для наказания грешников.

В связи с вышесказанным возникают следующие вопросы:

а) если новизна утверждения рава Ахи состоит в том, что и опасные вредители являются частью творения мира и что посредством их Всевышний осуществляет свои намерения, то почему рав Аха добавляет к списку опасных вредителей лягушку, которая вовсе не вредит человеку; почему написано «даже лягушку» и почему, подтверждая свои слова («И знай, что…»), рав Аха упоминает только о шершнях и лягушках, а не о скорпионах и змеях (тем более, что другие источники, приводящие эти слова рава Ахи, дают подтверждение и по их поводу)?

б) почему Мидраш приравнивает пророка к змее, скорпиону, лягушке? Ведь задача вредных животных – взыскать с грешников, а задача пророков – вовсе не в том, чтобы наказывать, а в том, чтобы передавать слова Б-га.

3.  Этому можно дать следующее объяснение: Г-сподь ниспослал казни на фараона и египтян не только для того, чтобы покарать их. В Торе сказано: «И узнают египтяне, что Я – Г-сподь» (Шмот, 7:5). Это означает, что в результате казней и падения Египта произошло раскрытие Б-жественности. А поскольку сокрытие, связанное с Паро, отличалось от других видов сокрытия, то и наказание было именно лягушками (что будет объяснено далее).

4.  Народы мира, отрицающие Б-жественность, можно разделить на три категории (и одна ниже другой):

1) те, которые отрицают единство Всевышнего, называют Его «Б-г б-гов», поскольку осознают, что Г-сподь определяет их жизнь, и поэтому не восстают против Него, а поступают подобно Биламу, который признался: «Не смогу преступить повеления Г-спода» (Бемидбар, 22:18);

2) те, которые признают существование Б-га (отличное от их существования), называют Его «Б-г б-гов», но вместе с тем отрицают, что вся их жизнь непосредственно зависит от Него. Фараон, например, утверждал: «Мне принадлежит река моя, и я себя сотворил» (Иехезкель, 29:3), при этом относясь к Создателю как к «Б-гу б-гов», что является признанием Его высшей силы, с которой собственное существование фараон никак не связывал;

3) те, которые полностью отрицают Б-жественность, подобно Санхериву, который «поносил и хулил» Б-га (Мелахим II, 19:22).

5.  На первый взгляд кажется, что третья категория наиболее отдалена от Творца. Но, на самом деле, изъян, присущий второй категории («…Я себя сотворил»), куда более серьезен.

Люди, принадлежащие к первой категории, называют Г-спода «Б-г б-гов» и понимают, что их жизнь обусловлена Творцом. Поэтому они не прекословят Его воле и таким образом признают существование Б-га.

Люди, принадлежащие к третьей категории, выступают против существования Б-га, т.е. восстают против Него. Однако это доказывает, что вопрос о существовании Б-га волнует их настолько сильно, что они всячески демонстрируют свою уверенность в том, что Его нет. Однако уже сам факт такого противостояния делает ощутимым существование Творца.

Люди же, принадлежащие ко второй категории, признавая существование Всевышнего, все-таки считают себя абсолютно от него не зависящими, подобно фараону, утверждавшему, что он сам себя создал, – Всевышний при этом вовсе не упоминается. Таким образом, их существование никак не соотносится с Б-жественностью, даже через отрицание.

6.  Все творения этого мира также условно разделить на категории.

«Все, что создал Г-сподь, создано им не напрасно». Из этого утверждения логически следует, что всякое деяние Всевышнего имеет цель и предназначение. Известно, что предназначение инструмента, изготовляемого ремесленником, выражается в его форме. Тем более и каждое творение должно выражать свое предназначение.

«Все, что создал Г-сподь, создал Он во славу Себе» (трактат Авот, 6:11), т.е. цель творения – раскрытие Б-жественности. Когда мы видим в любом создании пользу, которую оно может принести миру, т.е. его предназначение, происходит раскрытие Б-жественности, подобно тому как в каждом творении проявляется сила и воля мастера, создавшего его.

Однако мир устроен так, что не в каждой вещи открывается ее предназначение, что предоставляет нам свободу выбора и служения. Сокрытие может происходить по-разному. Наши учителя говорят: «Даже вещи, которые кажутся тебе лишними в мире … являются частью творения мира, как сказано: «И увидел Б-г все, что Он создал, и вот – хорошо очень». Это значит, что ничего не было создано напрасно (говоря словами Талмуда, Г-сподь создал муху для шершня и т.п.). Таким образом, в любом творении раскрывается нам Создатель – «Все, что создал Г-сподь, создал Он во славу Себе».

Добавляет к этому рав Аха, что и творения, не только не приносящие пользы, но даже приносящие открытый вред («змеи и скорпионы»), являются частью творения мира, а значит, тоже созданы во славу Г-споду. Вред, который они приносят, говорит о том, что их существование все-таки имеет смысл, хотя и отрицательный. И поэтому нельзя сказать, что оно не соотносится с существованием Всевышнего, что они – лишь сами по себе. Эти создания, как бы отрицая тот положительный смысл, которым Творец мог бы наполнить их существование, тем самым напоминают нам о Творце.

Теперь можно сказать, что слова рава Ахи: «Сказал Г-сподь пророкам: «Неужели вы думаете, что если вы не выполните Мой наказ, то не будет у Меня другого посланника? Преимущество земли – во всем оно. Я сделаю Своим посланником даже змею, даже скорпиона…» подчеркивают, что даже вредители созданы не напрасно, а именно во славу Г-споду, поскольку посредством их, также как и посредством пророков, миру открывается Б-жественность. Когда змея или скорпион спасают человека от смертельной опасности или же наказывают грешника, становится ясно, что все их существование, которое вообще-то приносит вред, тоже обусловлено Создателем, а стало быть, и к нему применимы слова «хорошо очень», ибо оно – из Источника добра.

7.  Однако лягушка отличается от вышеупомянутых созданий, поскольку, по своей природе, не является вредителем. С другой стороны, нам не известно, какую пользу она приносит человеку.

Таким образом, бесполезное существование этого создания не только не раскрывает Б-жественность, как полезные творения, но даже не предполагает возможность такого раскрытия, как это делают творения, приносящие вред.

Именно поэтому рав Аха особо подчеркивает, что «даже лягушка» может быть посланником Всевышнего, и приводит подтверждение этому: «…Если бы не лягушки, то как бы покарал Он Египет?».

Как иначе мог Всевышний заставить фараона (который не только не выражает собой Создателя, но еще и утверждает, что сотворил себя сам) ощутить на себе истинность слов «Я – Г-сподь»? Каким образом мог Он открыть фараону, что его способность утверждать свою самодостаточность и сами его жизненные силы в тот момент, когда он это утверждает, являются следствием Первопричины, существование которой – от нее самой, и нет причины, которая бы ей предшествовала (Тания, 4:20)? – Именно через казнь лягушками. Ибо в этих творениях не только не видно их предназначения, но даже нет вреда. И нет причины, определяющей их существование, они как бы сами по себе, т.е. самодостаточны, подобно фараону, говорившему: «Мне принадлежит река моя, и я себя сотворил». Лягушки, став посланниками Всевышнего, покарали Египет (притом сделали это с большей самоотверженностью, чем другие животные, которых Всевышний использовал для казней. Мидраш говорит, что три праведника – Ханания, Мишаэль и Азария спустились в печь ради освящения имени Всевышнего, уподобив свой поступок поступку лягушек). Именно это и стало настоящей карой, разрушением особого сокрытия, присущего Египту, – «И узнают египтяне, что Я – Г-сподь».