В Пурим 1953 года Любавический Ребе говорил с сотнями своих хасидов в большой хабадской синагоге в Бруклине, когда вдруг, по непонятной причине, он неожиданно сменил тему беседы и сказал: «Давайте все вместе провозгласим: Ура!» – и Ребе стал кричать все громче и громче: «Ура! Ура!» – «Ура! Ура! Ура!» – подхватили совершенно сбитые с толку его хасиды, и вскоре все помещение синагоги сотрясалось от их крика.
Через несколько минут Ребе внезапно замолчал и вернулся к предыдущей мысли, как будто ничего не произошло.
На следующий день в газетах запестрели жирные заголовки: «Сталин Умер». Позже раскрылись подробности. Кровожадный коммунистический диктатор планировал «очистить» СССР от евреев, но в день Пурима у него случился сердечный приступ, помешавший ему воплотить эти планы в жизнь. «Ура» Ребе (а на иврите это слово может быть услышано как «У – ра!», то есть: «Он – зло!») сделало свое дело.
Подобную историю рассказывают о третьем Любавическом Ребе, «Цемах-Цедеке», который ста пятьюдесятью годами раньше своей молитвой и чтением пуримской «Мегилы» умертвил зло. В тот день умер великий антисемит – царь Николай.
И это потому, что Пурим – самый большой из всех еврейских праздников!
* * *
Мидраш (Ялкут Шимони, ремез 944) сообщает, что единственным праздником, который (по причине великих раскрытий Б-жественности в ту пору) будет отмечаться во времена Мошиаха будет... Пурим!
Пурим свят даже более Йом-Кипура, «Дня искупления», обычно полагаемого самым святым днем еврейского года. «Зоар» объясняет, что по этой причине слово «Кипурим» можно истолковать как «кэ-Пурим» – «как Пурим». Пурим – день, обладающий большими, чем Йом-Кипур, возможностями. Перед первым Пуримом (около 2500 лет назад) евреи публично поклонялись идолам и приняли участие в запретном для них пиру царя Ахашвероша, – совершили грехи, которые Йом-Кипур не может очистить. Пурим – не только стер эти грехи, но и превратил день, когда евреи должны были быть убиты в наказание за них, в праздник день радости и веселья.
Мы находим в Талмуде («Шабос», 88а), что впервые – почти через 1000 лет после того, как была дана на горе Синай – Тора стала по-настоящему выполняться еврейским народом в Пурим. Отсюда Пурим выше также, чем праздник дарования Торы – Швуэс .
А радость Пурима превосходит даже радость Симхас-Тейро, считающегося самым веселым праздником в году. Пурим – единственный праздник, когда нет ограничений принимать алкогольные напитки и веселиться (конечно, следя, чтобы не нарушить какую-нибудь заповедь).
***
Чтобы понять, почему так высок Пурим, давайте посмотрим, что же, на самом деле, происходило тогда – перед первым Пуримом.
В тот исторический период, между первым и вторым Храмами, примерно 2300 лет назад, евреи находились, возможно, в лучшей политической ситуации, чем когда-либо. Царица мира, Эстер, (Ахашверош, ее муж, управлял всем миром) была еврейкой. Одним из царских советников (кроме всего прочего спасшим жизнь царя) был еврей Мордехай. Все евреи были приглашены на личный пир царя. Торжествовали «Свобода, Равенство и Братство». Царил МИР – мечта еврея!
Вдруг к власти поднялся человек по имени Аман, который безо всяких усилий убедил царя «убить, истребить, уничтожить всех евреев за один день» без каких-либо ясных на то причин!
Ни один еврей не должен был быть пощажен. Нигде в мире он не мог найти укрытия, да у евреев и не было времени бежать. Не существовало никакой возможности спастись. Иначе говоря, то был самый ужасный приговор, когда-либо вынесенный в отношении евреев или какого-либо другого народа.
Какова была реакция евреев на эту внезапную катастрофу? – Они не использовали свои связи, они не вышли на улицы протестовать. Евреи – любители забав, всего лишь несколько недель назад поклонявшиеся идолам и наслаждавшиеся угощением Ахашвероша, вдруг осознали, что всем этим Все-вышний наказывает их за попытку быть НОРМАЛЬНЫМИ людьми. А каждый еврей – представитель Создателя и больше, чем просто часть творения. Поэтому евреи отреагировали соответствующим образом. Все они постились и молились три дня без остановки.
И что еще более примечательно, – они могли бы спастись от смерти простым отказом от своей религии! Указ Амана заключался в том, чтобы «убить, уничтожить» и т.д. всех ЕВРЕЕВ, а всякий, кто сказал бы: «Я – не еврей», был бы спасен. Удивительно, но все 12 месяцев, что над их головами висел Дамоклов меч уничтожения (указ был провозглашен в Нисане и должен был быть исполнен 12 месяцами позже, в Адаре) НИ ОДИН еврей даже не ПОДУМАЛ об отказе от Иудаизма!
Этот потрясающий факт самопожертвования не имеет себе подобных в истории человечества. Целый народ, предпочел в течение года находиться под страхом смерти, нежели сказать хотя бы слово против Б-га.
Все это делает Пурим великим, более значительным, нежели все остальные, праздником. Это же дает объяснение следующим двум необычным вещам, связанных с «Мегилас Эстер», свитком, который публично читают на Пурим:
1) На протяжении всей истории евреи называются так, как называет их «Мегилас Эстер»: «Еудим», а не так, как называют их другие книги Торы, например «Сыновья Израиля».
2) во всей книге ни разу не появляется имя Б-га.
Причиной этого является то, что корень слова «Егуди» – слово «ода'а», означающее на иврите капитуляцию. В тот первый Пурим, впервые в истории евреи полностью «капитулировали» пред Б-гом, и их «капитуляция» была настолько полной и искренней, что она подняла евреев на уровень Б-жественности, который выше всех имен или названий, их сущность объединилась с Сущностью Все-вышнего.
Какой смысл все это имеет для нас сегодня, как это относится к «ценности» нынешнего Пурима?
Бросив взгляд в прошлое, мы можем отметить, что чудо Пурима было более духовным, нежели историческим. Борьба евреев против архиврага Б-га – Амолека. Это звучит немного сюрреалистично, но это правда. Тора рассказывает нам, что Б-г сотворил в мире силу абсолютного зла и разрушения, называющуюся Амолек. Эта сила также, как и существо, воплощающее ее в каком-то народе (распознающемся по кипящему в нем антисемитизму, – например, нацисты, Арафат и т.д.), наличествует также в личности каждого человека (особенно еврея).
Причина ненависти Амолека к евреям в том, что он ненавидит Б-га (см. Раши на «Бемидбар», 10:35), и Тора говорит нам, что война против него не закончится («Шмойс», 17:16), вплоть до самого прихода Мошиаха.
Праздник Пурим дает каждому из нас силу победить Амолека внутри нас (на иврите слово «Амолек» имеет такое же числовое значение, как и слово «софек» – сомнение) – разрушить наши сомнения в Б-жественности и Власти Б-га Израиля, истинности Его Торы и, в особенности, сомнения в том, что Он немедленно пришлет нам Мошиаха.
Путь к тому, чтобы в полной мере воспользоваться силами, которые дает Пурим, и радоваться Пуриму в точности как тогда, во время событий, в честь которых установлен этот праздник, – связь с Мордехаем нашего поколения, таким праведником, как Любавический Ребе, чья работа заключается в том, чтобы «собрать всех евреев» и дать каждому из них осознать, что он – «Егуди» – особый представитель Б-га.
Из этой связи происходит счастье и власть и окончательная победа над Амолеком, осуществляемая нашим Праведным Мошиахом.
* * *
Не забудьте про «Виртуальный Пурим»: <http://www.virtualpurim.org>
Torah Online Site: <http://www.ohrtmimim.org/torah>
Ask the Rabbi: <http://www.ohrtmimim.org/rabbi>
Yeshiva “Оhr Тmimim” Site: <http://www.ohrtmimim.org>
Составление: (с) «Ohr Tmimim» <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: © 2001, Фрида Френкель <zfrenkel@robotek.ru>
Рав Тувье Болтон.