Наша недельная глава продолжает рассказывать о законах болезни «цораас».
Вот история, рассказывающая о «цораас», а также о празднике Песах, который мы, с Б-жьей помощью, справили пару недель назад.
* * *
Уже давно миновала полночь пасхальной ночи, когда великий праведник рабби Леви-Ицхок из Бердичева закончил свой пасхальный сейдер, согласующийся со всеми мистическими и эзотерическими принципами, наличествующими в благословенных мистических трудах Ари заля.
Его ученики никогда еще не видели такого сейдера. Ребе и все присутствующие чувствовали себя перенесенными в другой мир, как будто вышли из телесных ограничений в мир чистой Б-жественности.
Вдруг комната наполнилась рокочущими звуками, подобными сильному грому, а затем средь грома раздался голос, провозглашающий: «Сейдер Леви-Ицхока доставил удовольствие Вс-вышнему, но в Бердичеве живет портной Шмерл, чей сейдер был еще лучше!»
Ребе огляделся и понял, что только он слышал слова Небес.
– Кто-нибудь слыхал о праведнике по имени Шмерл-портной? – спросил он своих хасидов.
Нет ответа...
Спустя нескольких минут молчания один из старых хасидов сказал:
– В Бердичеве я знаю только одного Шмерла, и тридцать лет назад он, действительно, был портным. Но он, конечно, не праведник. Он, вообще, очень далек от этого. Его называют Шмерлом-Шикером (Пьяницей), а живет он с женой в старом загоне для овец рядом с железнодорожными путями.
«Вот тебе и на!» – подумал про себя рабби Леви-Ицхок, – «Этот Шмерл может быть одним из скрытых праведников, живущих в моем городе, а я ничего не знаю о нем!»
Через пятнадцать минут, в два часа ночи, рабби стоял перед дверью Шмерла, и услышав, что внутри кто-то ходит, постучал. Дверь открылась, и из-за нее высунулась голова пожилой еврейской дамы.
– Гут йом-тов! – вежливо произнес рабби Лейви-Ицхок, – Извините, пожалуйста, за поздний визит, – Дома ли ваш муж Шмерл?
– Гут йом-тов, – ответила женщина, – Подождите, пожалуйста, секундочку, Ребе.
Она исчезла в глубине доме, и изнутри послышался звук ведра, наполняемого водой. Минуту или две было тихо, и вдруг... СПЛЭШ!!! Она вылила на своего спящего мужа ведро воды!
– А-а-а! Ой! Где я? ОЙ ВЭЙ! – кричал Шмерл.
Вслед за его криком раздался крик жены:
– Вставай, старый пьяница! Доигрался?! Сам Ребе пришел тебя наказать!
Просыпайся, ничтожество!
Пошатываясь и стряхивая воду, бедный Шмерл побрел к двери, а когда увидел, что там, действительно, стоит Ребе, упал и стал плакать:
– Ребе, пожалуйста, не наказывайте меня! Пожалуйста, пожалейте!
Бердичевский Ребе был поражен этой сценой. Мог ли сейдер подобного человека быть лучше его собственного?! Он нагнулся, поднял беднягу Шмерла на ноги и сказал:
– Слушай, Шмерл, я пришел вовсе не для того, чтобы наказать тебя, и, вообще, не понимаю, о чем ты говоришь. Пожалуйста, давай сядем и поговорим, я просто хочу тебя кое о чем спросить. Иди надень сухую рубашку, и побеседуем.
Минуту спустя они сидели друг напротив друга за маленьким столом Шмерла. Ребе посмотрел на него и мягко сказал:
– Шмерл, я хочу, чтобы ты рассказал мне, как ты делал прошлой ночью свой сейдер. Не беспокойся, я обещаю, что не буду тебя наказывать. Обещаю.
– О-ой! – простонал Шмерл и снова заплакал. – Я не имел этого в виду... я не знаю ничего лучше... О-ой!» Было видно, что Шмерл, по-прежнему, очень пьян.
Постепенно он успокоился и начал говорить:
– Сегодня рано утром... вчера утром... Я шел по улице и вдруг заметил, что люди вокруг куда-то торопятся... Торопятся... Один несет метлу, другой – коробку, третий – что-то еще... Каждый... Кроме меня. Я остановил одного человека, которого узнал, и спросил: «Почему все торопятся? Куда это все бегут?»
– И тогда он ответил мне: «Ой, Шмерл! Ты так пьян, что забыл, что сегодня вечером Песах? Сегодня вечером! Ты помнишь, что такое Песах?» Я попытался думать, но мой разум не работал: «Песах, Песах... Я не могу припомнить. Это звучит как что-то очень важное. Припоминаю что-то... Маца... Египет... «Послушай», – попросил я его, – «Будь добр, расскажи мне про это еще раз».
– Мой знакомый странно посмотрел на меня и ответил: «Послушай, Шмерл, сегодня вечером ты должен сделать сейдер, знаешь, съесть три куска мацы, выпить четыре бокала вина. Вино тебе понравится», – сказал он, печально улыбаясь, – «Но тебе вряд ли понравится, что тебе придется на восемь дней воздержаться от водки «. «Восемь дней!!» – воскликнул я. – «Почему? Почему я не смогу пить восемь дней?» – Я задрожал и начал что-то припоминать.
– «Потому что таков Закон!» – ответил мой знакомый, – «Восемь дней нельзя есть хомец, а водка – хомец. Если ты не можешь выдержать восемь дней, поезжай в Израиль», – рассмеялся он. – «Там это запрещено только семь дней!..»
– «Вот», – сказал он, суя руку в карман, – «Возьми. Если понадобится еще, заходи ко мне домой. Хаг Самеах!!» Он дал мне немного денег, карточку со своим именем, улыбнулся и заспешил прочь.
– Все, что произошло, меня просто ошеломило. Но я понял, что надо действовать быстро, поэтому взял все имеющиеся у меня деньги, купил большую бутылку водки и выпил ее целиком. Вечером... Всего несколько часов назад, я спокойно спал в своей кровати, как вдруг моя жена вылила на меня ведро воды, – вы видели, как она это делает, – и начала кричать примерно так: «Шмерл, бездельник, опять напился! Ты ни на что не годен! Все еврейские мужчины по всему миру сейчас проводят сейдер, а ты лежишь, как пьяный мул! Вставай и делай сейдер!» – что-то вроде этого.
– Ну, что... Я поднялся, надел сухую одежду и сел за красиво накрытый стол. Комнату освещали свечи, блестела праздничная посуда. Все было новое, чистое, и я почувствовал себя совсем другим... Почти святым. Я посмотрел на вино и мацу, Агода была раскрыта передо мной, а на своем месте, напротив меня, сидела моя жена, похожая на королеву, и даже улыбалась. Все было так спокойно... Так знаете, что я сделал потом?
– Я огляделся и начал разговаривать с Б-гом. Совсем так же, как я сейчас говорю с Вами. Я начал говорить с Б-гом и вот что я Ему сказал:
«Послушай, Все-вышний... Я Тебя не знаю, но Ты меня знаешь. Ты ведь знаешь, что после того, как погиб мой отец, мне приходилось все время работать и у меня совсем не оставалось времени на учебу, верно?
Поэтому я не знаю, как читать эту книгу, то есть, на самом деле, я читать вообще ничего не могу... И я даже не знаю, что мне полагается делать сегодня вечером. Но я знаю одно...что давным-давно Ты прислал Мейше, который вывел нас из Египта, и что Ты пришлешь Мошиаха, который выведет нас из наших теперешних невзгод!» Потом я выпил четыре бокала вина, съел немного мацы и пошел обратно спать. А потом пришли вы. Вот что я делал сегодня вечером. Ребе, пожалуйста, не сердитесь на меня!
Рабби Лейви-Ицхок закрыл глаза и начал покачиваться из стороны в сторону.
– Теперь я знаю, почему твой сейдер был лучше, чем мой. Я тоже хотел, чтобы пришел Мошиах, но у меня в голове было много других мыслей: каббалистические идеи и тому подобное... А ты думал только об Освобождении и делал это всем сердцем.
* * *
Так же с «цораас». Тора сравнивает эту болезнь со смертью и считает нечистоту больного ею одним из наиболее сильных типов нечистоты. Дом, имеющий их, должен быть разрушен, а еврей, страдающий ими должен жить «вне стана Израиля».
Но часто язвы болезни «цораас» оказывались скрытым благословением. Под разрушенным домом находили сокровища, замурованные эморейцами в стены перед тем, как их изгнали с этой земли.
А после того, как больной этой болезнью выздоравливает, коэн объявляет его «чистым»! (Так же баал-тшува, бывший далеким от праведности, но страстно стремящийся быть праведником, – действительно, ВЫШЕ, чем тот, кто уже является праведником). Другими словами, из болезни и нечистоты приходит богатство и чистота! – Совсем как в нашей истории: несчастный пьяница Шмерл раскрыл нечто более высокое, нежели святейший из праведников.
Причина этого – духовный источник «цораас» (а на самом деле, сама «цораас»!) – очень высок и чист. (см. «Ликутей Тейро»: «Тазрия» 22:2 и далее). Когда такая чистота вносится в этот мир, – из-за того, что мир слишком грязен, чтобы принять ее, она проявляется, как болезнь, до тех пор, пока коэн не сможет исправить ее и объявить чистой.
Поэтому можно обратить внимание на одну очень странную вещь: оба Святых Храма (см. «Эйхо Рабо» с.21, «Ялкус Шимейни»: «Тазрия») и даже Мошиах («Сангедрин», 98:2) называются «мецейрой [больным болезнью 'цораас']». – Теперь мы можем понять почему. – Потому что все они приносят В ЭТОТ МИР невероятную чистоту и духовное богатство, чистоту, которую миру (пока что) трудно принять.
* * *
Что же мы можем выучить из всего вышесказанного?
Урок прост: не прекращать! Помнить, что «цораас»: и трудности каждого из нас, и наши общие проблемы, – лишь подготовка к высокому и чистому благословению. И в один прекрасный день, очень скоро, мы увидим, что все лишения были, на самом деле, замаскированными благословениями.
И точно так же, как Мейше вывел нас из Египта, с великими чудесами Мошиах выведет нас из ужасного изгнания, в котором находимся сейчас мы, и тогда все превратится в богатство и чистоту!!
МОШИАХ НАУ!!!
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим
Кфар Хабад, Израиль.
Если Вам нравятся наши «Двар Тейро», посоветуйте своим друзьям
подписаться на «Torah on-line» по адресу: <yeshiva@ohrtmimim.org>.
(Это рассылка на английском. Подписаться на «Yeshiva on-line», в т.ч.
на рассылку переводов «Двар Тейро» раввина Болтона, можно, прислав
письмо с заголовком «Subscribe» по адресу: <shmuel@peterlink.ru>).
Check out our Website: http://www.ohrtmimim.org
Составление: (с) «Ohr Tmimim» <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: © 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>
Из материалов «Yeshiva on-Line»: <http://yeshiva.ru>