Эта история говорит о первом Ребе Хабада, Алтер Ребе (позже составившем «Танию» и «Шулхан Орух аРав»), рабби Шнеур-Залмане из Ляд.
Сам, будучи великим знатоком Торы, он был настолько впечатлен личностью и хасидским учением Магида из Мезерич (преемника Баал Шем-Това), что остался учиться у него на несколько лет. Это произошло несмотря на то, что в те дни хасидизм не был популярен, а хасиды обвинялись в ереси.
Когда Ребе спустя год вернулся домой, его встретил рассерженный тесть:
– Чем ты занимался в течение года? Зачем ты попусту тратил время среди этих диких людей?
– Я учил, что Б-г творит мир, – спокойно ответил Ребе.
– И это все, что ты выучил?! – закричал тесть. – ЭТО ВСЕ, ЧТО ТЫ ВЫУЧИЛ?! Да это знает наша посудомойка, которая никогда в жизни не учила Тору!.. Зелда, подойди сюда!
Из соседней комнаты, вытирая о фартук мокрые руки, появилась посудомойка.
– Да, Ребе, вы что-то хотели, Ребе.
– Скажи нам, Зелда, – тесть Ребе пытался говорить спокойно, – Кто творит мир?
Ну... Конечно, Все-вышний, Ребе!
– Ты видишь?! – повернулся он к своему зятю, – Даже она говорит то же самое!
– Она говорит... – А я знаю, – ответил рабби Шнеур-Залман.
* * *
Мы сможем лучше понять эту историю, поговорив об одной из шестидесяти трех заповедей нашей недельной главы – о заповеди «Счета Эймера».
Выполнение заповеди «Счета Эймера» заключается в том, что еврей в начале каждого из 49 дней, разделяющих праздники Песах и Швуэс, должен вслух «считать»: «Сегодня первый день Эймера...», «Сегодня второй день Эймера...» и так далее. Слово «Эймер» обозначает меру (эймер) ячменя, приносившуюся в Святом Храме на следующий день после Песаха.
Одно из глубоких объяснений смыслу заповеди «Счета Эймера» строится на том, что ячмень, в отличие от пшеницы, обычно используется в качестве корма животных.
У каждого человека есть (или скорее каждый человек состоит из) природных стремлений и тенденций, называемых в Иудаизме «животной душой» (т. к. аналогично животному, она ощущает не Создателя, а только другие творения). Заповедь «Счета Эймера» дает нам силы на то, чтобы «приручить» и даже «выдрессировать» животную душу (т. е. себя самих), чтобы служить Б-гу всеми имеющимися способностями, в особенности эмоциональными качествами.
Этой работой евреи занимались в течение семи недель после выхода из Египта, дабы подготовить себя к получению Святой Торы. По той же причине мы в течение семи недель, разделяющих Песах и Швуэс, изучаем трактат Мишны «Пиркей Овейс». Наставления мудрецов, содержащиеся в этом трактате, направлены на очищение личности (животной души) с целью сделать ее более воспримчивой к Воле Б-га.
* * *
Есть, впрочем, в заповеди «Счета Эймера» и нечто более глубокое.
В большинстве молитвенников рядом с каждым из 49 дней счета Эймера напечатаны названия двух «сфирейс». Это основано на мистической идее, что «личность» Б-га отражается в человеческой душе, и обе они могут быть «разделены» на семь аспектов – «сфирейс». (На самом деле сфирейс десять, но заповедь счета Эймера относится только к семи нижним). В свободном переводе эти семь сфирейс таковы (в порядке сверху вниз):
Доброта (или Любовь), Строгость (или Страх), Равновесие (или Назначение), Победа (или Уверенность), Признание (или Восхваление), Связь (или Интерес) и Завершение (или Правление).
Каждодневные раздумья о соответствующем свойстве Все-вышнего (Б-жественной доброте, строгости и т.д., или, точнее, семи путях выражения Б-гом каждой эмоции, например, доброта по пути доброты или по пути строгости и т.д.) и как этот аспект проявляется в нашей душе, влечет за собой понимание того, что настоящая Любовь, Победа и т.д., – это лишь те Любовь и Победа, которые относятся к Б-гу, достигаются действиями, согласными с Его Торой.
Это наиболее совершенный путь к исправлению животной души – путь идущий изнутри человека.
* * *
Еще глубже. – Давайте попробуем понять идею счета времени.
Что такое время? Второй Ребе Хабада (сын Ребе Шнеур-Залмана) объясняет в одном из своих трудов, называемом «Атерес Рейш», что время – результат того, как духовное оживляет материальное – материальный мир во всех его деталях.
Духовное, если так можно сказать, дает материальному «толчок», дает ему заряд жизни и тотчас же возвращается к своему источнику. Эту «пульсацию» мы и называем временем.
Но это природный процесс: духовное – не значит Б-жественное.
ЗАПОВЕДЬ счета времени подразумевает, что мы попытаемся почувствовать, что именно Б-г постоянно создает и контролирует эту пульсацию жизни.
Когда человек ощущает, что жизнь и время исходят лишь от Б-га Живого, это вызывает в его сердце великую любовь к Создателю, страх перед Ним, и полное аннулирование животной души. (Подобное происходит с ангелами (называемыми «хаейс» [животными]), которые, как мы читаем в первом благословении перед «Шма Исроэйл», служат Все-вышнему, по причине того, что чувствуют, как Он и только Он является источником всей жизни].
Это же, без всякого сомнения, должно напомнить нам, как драгоценно время. Каждый день, каждая минута – подарок Вс-вышнего, к которому нельзя относиться легкомысленно. Каждая минута – возможность изменить себя и мир к лучшему.
* * *
Но и это еще не главное в «Счете Эймера».
Талмуд рассказывает нам, что 2000 лет тому назад в течение семи недель «Счета Эймера» случилась величайшая катастрофа – эпидемия, в результате которой умерли 24 тысячи учеников рабби Акивы. Причиной этой эпидемии было, как объясняют нам мудрецы, недостаточно хорошее отношение учеников великого рабби друг к другу!
Погибшие в эпидемию ученики рабби Акивы были людьми высочайшего духовного уровня. Все они были мудрецами Торы. И конечно же, они знали наставления, содержащиеся в трактате «Пиркей Овейс», знали тайны Кабболы (ведь рабби Акива был знатоком Кабболы, и по некоторым мнениям именно он составил книгу «Сефер Йецира»). И были учениками рабби Акивы, того, кто провозгласил: «Любовь к ближнему своему – суть Торы». Что же случилось? И как можно ожидать, что мы будем лучше них?
Любавический Ребе объясняет, что ученики рабби Акивы, через изучение Торы поднялись к такому совершенству и полноте, что ни один из них не мог терпеть и, разумеется, уважать того, кто отличался от них или был не согласен с их путем Служения Б-гу. Все-вышний был очень строг с ними (на самом деле, сейчас мы даже не знаем, кто они были), именно потому, что они были великими Мудрецами Торы, но вместо того, чтобы использовать Тору для творения в мире – мира (с какой целью она и была дана), использовали ее, чтобы усилить и оправдать свою.
Впрочем, у рабби Акивы было пятеро учеников, отличавшихся от основной массы. В пору той величайшей трагедии они остались в живых.
Первейшим из них был рабби Шимон бар-Йохай (автор «Зеар»). Этот урок он выучил нелегким путем. Двенадцать лет рабби Шимон просидел со своим сыном в пещере, скрываясь от свирепых римлян и непрерывно изучая Тору. Талмуд рассказывает нам, что отец и сын достигли такого уровня Святости, что покинув, наконец, пещеру, они пришли в великий гнев увидев, что вместо изучения Торы, евреи работают на полях. Результатом их гнева был спаливший посевы огонь. Поля горели, пока с Небес не раздался голос: «Вернитесь в пещеру еще на один год и учитесь жить в этом мире!»
Другими словами: учитесь принимать тех, кто отличается от вас.
* * *
Это то, что имел в виду Алтер Ребе, говоря: «Я знаю, что Б-г творит мир». – В результате учебы у Магида я пришел к пониманию того, что главное – то, что Б-г творит и, действительно, хочет, – МИР со всеми его сложностями и различиями, а моя работа – совершенствовать его.
(Эта догадка подтверждается рассказом о разговоре Ребе Шнеур-Залман с двумя другими великими цадиками (одним из которых был рабби Лейви-Ицхок из Бердичева). Собеседники Ребе говорили, что если бы они были Б-гом, то сотворили мир по-другому, – так, чтобы у евреев не было проблем. На это Алтер Ребе ответил: «Если бы я был Б-гом, я бы сотворил мир точно так же, как Б-г творит его»).
* * *
Я хотел бы закончить очень красивой и уместной историей, которую слышал от благословенной памяти реб Мендла Футерфаса.
Когда ему было пять лет и он учил Тору в России, там не было шариковых ручек, и у каждого мальчика была своя маленькая чернильница, куда он макал перо.
Как-то раз случилось, что один из детей забыл принести чернила и попросил немного чернил у соседа.
«Нет, – ответил тот, – мне самому не хватает. Надо было свою чернильницу из дома принести». Первому мальчику пришлось выпрашивать чернила у других.
Учитель заметил это и ничего не сказал, но через полчаса спросил второго мальчика, может ли тот объяснить классу, что такое алеф, бейс и гимел (первые три буквы еврейского алфавита).
– Конечно, – ответил ученик и показал эти буквы в одной из своих книг, – Это алеф, это бейс, а это гимл.
– Нет, – ответил учитель. – Неверно!
Мальчик смутился:
– Но, учитель, – сказал он. – Так Вы нам объясняли... Так мы читали все эти два года!
Все равно неверно! – продолжил учитель. – Неверно! Алеф – это, когда твой друг просит тебя дать ему чернила, ты должен ему их дать! Бейс – это, когда твой друг просит тебя дать ему чернила, ты должен ему их дать! Гимел – это, когда твой друг просит тебя дать ему чернила, ты должен ему их дать!
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль
Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>
Составление: (с) «Ohr Tmimim» <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: © 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>
Из материалов «Yeshiva on-Line»: <http://yeshiva.ru>
Рав Тувье Болтон.