Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тисо

Рав Тувье Болтон. Недельная глава «Тисо».

———————————————————————-

В нашей недельной главе мы читаем о трагической истории греха Золотого Тельца.

Однажды я вел лекцию для группы нерелигиозных израильских старшеклассников. Вопрос, который интересовалих, был: смогу ли я доказать им, что Б-г существует? До этого они слышали самые разные попытки «доказательства» существования Б-га, например, из лекций, которые здесь, в Израиле, распространяются на кассетах, но ни одно из них их не убедило.

Я ответил им, что поверил в Б-га из-за того, что всегда подозревал, что есть Создатель и план Творения даже до того, как я стал религиозным. Когда же я увидел Ребе, я понял, что Иудаизм — это свежо и реально. А что до доказательств… Тора сама рассказывает историю о Золотом Тельце, как весь еврейский народ ВИДЕЛ и ОЩУЩАЛ Б-га и, тем не менее, сделал точно противоположное тому, что Б-г хотел. Из этого ясно, что никакое доказательство существования Б-га не может быть безоговорочным.

Но в конце концов, это же просто поразительно, разве нет?! Евреи отступили тогда, когда увидели, как Б-г вывел из египетского рабства целый народ, совершил ряд удивительных чудес! Они видели, как он окружил их облаками, показывал путь через пустыню огненным столпом. С Небес им росой выпадал хлеб, а вода текла из скалы. И, наконец, они стали свидетелями величайшего чуда. Он Сам открылся всему народу и ЛИЧНО велел им не поклоняться другим богам!

И за несколько дней они все забыли и поклонились Золотому Тельцу?!. Как же это произошло? Что было сделано неверно? Как евреи могли так ошибиться? И что мы можем извлечь из всего этого?

Вот две истории, которые могут послужить ключом к ответу на эти вопросы.

* * *

В свои семьдесят лет Сэм и Макс были преуспевающими бизнесменами. Они вместе прошли через Катастрофу и оба пережили неописуемые ужасы, но, несмотря на все это, остались религиозными евреями и даже женились и нашли в себе силы заново начать жизнь.

Однажды, когда разговаривая они прогуливались по парку, Макс схватился за грудь и упал на траву:

— Сэм… Сердце… — тяжело дыша прошептал он, а лицо его покрылось испариной.

— Не бойся, Макс! Все будет в порядке! Подержись немного, я позову доктора, «скорая помощь» будет через секунду! Держись, Макс!

— Нет, сейчас не время… — Макс схватился за сердце. — Забудь о докторе… Позови священника!

Сэм не мог поверить своим ушам:

— Макс! Ты спятил!!! Какого черта тебе священник?

Случайно мимо проходил священник. Заметив, что происходит, он подбежал к друзьям.

Ага, хорошо, — Сказал Макс, увидев священника, — Я хочу обратиться в вашу веру». Священник без колебаний полистал свой молитвенник, произнес нараспев несколько фраз, сделал несколько жестов и важно объявил Макса католиком.

— Макс!! Макс!!! — Сэм тряс головой и, не веря в происходящее, широко раскрытыми глазами смотрел на умирающего друга, — Макс, как ты мог сделать это?! Шестьдесят лет мы пронесли Иудаизм через все невзгоды, через огонь и ад! Макс, что ты наделал?!

Тогда Макс посмотрел на своего друга и сказал:

— Послушай, Сэм, я умираю… Будет лучше, если уйдет один из них, чем один из нас.

* * *

Вторая история.

Однажды одна девяностолетняя суперультраортодоксальная еврейская дама лежала на своем смертном ложе в своей маленькой комнате в «Меа-Шеарим».

— Принесите мне мой Михат Иерушалем Сидур (молитвенник, в котором есть молитва, произносимая перед смертью, занимающая тридцать страниц), — велела она родственникам и друзьям, толпившимся вокруг нее.

Закончив молиться, она слабо прошептала:

— А теперь принесите крест.

— Крест?! — Повторили они, не веря своим ушам. — Зачем тебе это?!

— Ну, — К старой женщине как будто вернулись силы. Приподнявшись на кровати она отчетливо произнесла, — Сейчас нет смысла рисковать. Я хочу испробовать все возможности.

* * *

Обе эти истории по сути одинаковы. У героев обеих историй было очень приблизительное представление о том, что такое еврей, и поэтому давление обстоятельств привело к неожиданным результатам. Подобное произошло и после дарования Торы: евреи не смогли воспринять данное им раскрытие. В Талмуде говорится, что во время дарования Торы все они пережили смерть, были смущены, находились в отчаянии и поклонились идолу.

Это напоминает премьер-министра или солдата, который более верен себе, чем своей собственной стране. В критический момент это может привести к трагическим результатам.

* * *

Однако, в отличии от рассказанных выше анекдотов, наша недельная глава говорит не о частных случаях подобного феномена. Здесь сотни тысяч людей — весь народ, окруженный несомненным б-жественным присутствием, забывает все сразу, забывает саму суть еврейской веры! Мы должны помнить, что грех Золотого Тельца был совершен лишь немного более, чем через месяц после того, как души евреев были потрясены Синайским откровением! «Давления обстоятельств» тоже не было. Что же произошло?

Прежде, чем мы разберемся в этом, давайте ответим на другой, более общий, вопрос: что плохого в поклонении «другим богам»?

Почему Всe-вышний до такой степени рассердился на евреев за грех тельца, что решил уничтожить весь народ? Почему Он не мог подождать и наказать их через несколько лет, после того, как они умрут естественными образом? К тому же, здесь говорится лишь о «безобидном» поклонении, не о человеческих же жертвоприношениях — ЧТО ЖЕ В ЭТОМ ТАКОГО УЖ ПЛОХОГО?

И, раз уж мы заговорили об этом, другой вопрос:

Да что такое, вообще, «ДРУГИЕ БОГИ»? Разве Б-г не один?

* * *

Вот ответ на все эти вопросы: Вся Тора — одна длинная история о том, как Б-г сотворил мир и поместил в него человека, чтобы придать этому смысл.

Мир и человеческая личность скрывают намерение Б-га, но с помощью Торы человек может изменить свою эгоистичную природу и даже весь мир, чтобы раскрыть Б-жественность, примерно так, как это было в Мишкане и Святом Храме. (Вот почему две предыдущие главы Торы рассказывают о Святилище — Б-жественное присутствие раскрывалось в мире через евреев).

Мидраш рассказывает нам, что Тора — это причина Творения, blueprint Творения и осуществление Творения. Тора, будучи правильно выполняемой евреями, приведет Мошиаха и даже воскресит мертвых! В таком контексте может показаться странным, что в случае, когда евреи сегодня не принимают или не соблюдают Тору, мир не возвращается в свое исходное состояние — в ничто (см. Раши, Брейшис, 1:1, 1:31).

Но в том-то и соль! В чем действительный и точный смысл слов «принять и выполнять Тору»?

Ответ на это мы можем найти в истории, повествующей о первом Ребе Хабада, авторе книги «Танья», Ребе Шнеур-Залмане.

* * *

Однажды хасиды Алтер ребе случайно услышали, как в своей молитве он говорит Б-гу (перевод свободный): «Я ничего не хочу, Я не хочу твоих Небес, я не хочу никаких новых духовных уровней, откровений или наград. Я хочу только Тебя.

Это работа цадика, «Мейше каждого поколения», — вдохновить евреев на такое отношение к Торе: принимать Тору не просто как умную книгу или руководство по выполнению религиозных обрядов, а скорее, — как «только Тебя», как Б-жественную сущность (см. Тания, главы 5 и 47), охватить Тору своей собственной сущностью с полным подчинением Создателю, в соответствии с тем, как трижды в день мы произносим в молитве «Шма»: «Всем сердцем твоим , всей твоей душой, всем твоим существом».

В этом смысл говорящегося в «Мишлей» (10:25): «Праведник — основа мира». — Другими словами, праведник упрочает Творение, пробуждая каждую еврейскую душу, уча евреев, КАК принимать и выполнять Тору.

Без Мейше евреи, как Макс из нашего анекдота, думают, что они с легкостью могут стать «одним из них» и поклоняться другим богам.

Что же такое «другие боги»?

«Другие боги» — это мириады духовных сил, созданных Вс-вышним. Из-за того, что они кажутся нам таинственными, поклонение им представляется нам выгодным, они выглядят более доступными и менее требовательными, нежели Создатель, стимулируют «эго», — а потому являются соблазнительной заменой Иудаизму и Торе. Это похоже на воровство, супружескую измену или другие прегрешения, — это быстро и приятно выглядит… ДЛЯ МЕНЯ «Онейхи».

И действительно, служение, даже простой поклон другим богам — суть всех грехов. Эгоизм — антоним Иудаизма, и может разрушить самый фундамент и назначение Творения. И только Мейше-рабейну может это исправить.

Вот почему Б-г был так разгневан грехом Золотого Тельца. Еврей-идолопоклонник похож на человека, сверлящего отверстие в дне лодки под собственным сидением. Он подвергает опасности не только себя, но всех и вся.

* * *

Теперь мы сможем понять истинную причину, по которой согрешил весь народ… Евреи согрешили, потому что думали, что МЕЙШЕ умер («Шмейс» 31:1), а без Мейше евреи подобны стаду овец без пастуха. Все чудеса, доказательства, даже знание Торы здесь не в помощь. В таких обстоятельствах, любой забудет о своем еврейском предназначении, своей еврейской душе и превратится в эгоиста.

(В книге «Fire and brimstone» Дж. Гехта я прочитал, что смыслом того что сказал Моше, услышав с горы Синай шум поклонения идолу: «кейл анейс онейхи шеймео» (32:18): «Я слышу, евреи кричат «Я!»).

* * *

Теперь мы можем понять и другое: почему Моше разбил скрижали. Он сделал это по двум причинам; во-первых, чтобы спасти евреев (см. Раши на «Шмейс» 34:1), а во-вторых, чтобы вдохновить их, напомнить им, что даже, если еврей грешит, — его сущность, еврейская душа, которой он пренебрегает, — ценнее самого драгоценного — самой Торы.

* * *

Вот история, которая, надеюсь, проиллюстрирует то, что я пытался объяснить.

Однажды, в «770» (так, по номеру дома, традиционно называют синагогу и штаб-квартиру Любавического Ребе в Нью-Йорке), я стоял в очереди за «долларами» (обычно, каждое воскресенье Ребе лично раздавал доллары, благословения и советы тысячам людей, преимущественно евреев, чтобы побудить их к большей благотворительности и к тому, чтобы жить более по-еврейски). Очередь не начала двигаться, поскольку Ребе еще не вышел, поэтому я завел разговор с одним из многочисленных пожилых нищих, приготовившихся просить милостыню, как только Ребе начнет раздавать доллары.

Он сказал, что приходит в «770» каждое воскресенье в течение трех лет, поэтому я спросил, получал ли он когда-нибудь за это время доллар от Ребе сам.

— Конечно, нет! — ответил он. — Если я буду стоять в очереди, чтобы получить доллар от Ребе, я получу только один доллар, а так я могу собрать здесь сто долларов, даже больше!

— О’кей, — Ответил я, немного улыбнувшись от немудрености его ответа. — Но доллар Ребе несет с собой благословение, а те — просто обычные доллары.

— Ай, благословение! — воскликнул он. — Чтобы получить благословение мне не нужно ни одного доллара… Каждый раз, когда я смотрю в глаза Ребе — это благословение!

Следующее, что он сказал, удивило меня еще больше.

Он наклонился к моему уху и совсем тихим голосом, почти шепотом, сказал со своим бруклинским акцентом:

— Вы можете подумать, что я апикейрес или что-то типа этого, но вы знаете, почему люди воруют, убивают и делают друг другу все эти ужасные вещи? Хорошо, я скажу вам, почему, — сказал он не давая мне возможности ответить, — Потому что они не верят в Б-га. А вы знаете, почему они не верят в Б-га? Потому что они Его не видят! Даже если Вы смотрите вокруг, Вы же не видите Его, а?..

— Так, я хочу Вам кое-что сказать… — продолжил он, вдруг начав говорить более четко. — Вы можете подумать, что я апикейрес или что-то типа того… но, когда я вижу Ребе, я знаю, что есть Б-г, я вижу Б-га. Я не понимаю этого, но знаю, что это правда.

Это работа Ребе, работа, которую начал Мейше и которую закончит Мошиах, сделать так, чтобы все евреи «видели» Б-га постоянно и служили Ему всем их Сердцем, всей их Душой и всем их Существом.

Moshiah now!

Составление: (с) «Ohr Tmimim» <http://www.ohrtmimim.org> Перевод: (c) 2001, Фрида Френкель <zfrenkel@robotek.ru>