Ваяк'ел

 

Недельный  раздел  «Ваяк'ел»  представляется  очень странным, ведь это почти  полное  повторение  главы  «Трумо», прочитанной нами три недели назад,  где  была  дана  заповедь  сделать  Святилище, и объяснены все необходимые  для  осуществления  этого  детали.  Единственное различие между  этими  главами  заключается в том, что слово «ваяас [сделано]», предваряющее каждое действие по строительству Святилища в нашей главе, означает, что приказанное ранее было «сделано действительно».

Но  ведь  того  же можно было достичь прибавлением всего одной фразы в конце  главы  «Трумо»,  например:  «И все, что приказал Б-г делать при строительстве Святилища, было сделано». Зачем целую главу – сотни слов –  надо  было  посвящать  повторению  уже  сказанного?  Что Все-вышний пытается нам этим сообщить?

  * * *

Я хотел бы проиллюстрировать это одним анекдотом.

Однажды,  после  того,  как  Наполеон  победил  в  одном  из  наиболее значительных  сражений,  он  вызвал  своих генералов в главный штаб на пышную церемонию награждения.

Генерал  Баварских эскадронов выступил вперед, встал перед Императором на одно колено и произнес:

– Я хочу автономии Баварии!

–  Да  будет  так!  –  провозгласил  Наполеон  министрам и чиновникам, окружавшим их, – Баварии – автономию...

Затем  выступил  вперед  словацкий  генерал,  встал  на  одно колено и произнес:

– Свободу Словакии!

– Она будет свободна! – воскликнул Бонапарт.

То же повторилось с арабским и украинским генералами: 

–  С  Б-жьей  помощью,  автономное  положение  будет  и у Аравии, и на Украине! – объявил император.

Наконец вышел вперед глава Еврейских полков.

–  А  Вы,  мой  верный  друг,  –  спросил Наполеон. – Какую награду Вы попросите за свою храбрость?

– Я бы хотел чашку горячего кофе с молоком и без сахара... две булочки с плавленым сыром и немного семги – отдельно.

Наполеон послал одного из офицеров принести еврею заказ, попрощался со всеми награжденными и покинул комнату.

Тем временем еду принесли, еврейский генерал помыл руки на хлеб, сел и начал есть, остальные же генералы в изумлении открыли рты.

–  Дурак! – воскликнул один из них. – Что за идиотская просьба? Ты мог бы  попросить  для всего народа богатства и власти! Зачем ты растратил свое желание на несколько булок?

Еврей  на  секунду перестал есть, посмотрел на него с хитрой улыбкой и ответил:

– По крайней мере, я ПОЛУЧИЛ то, что просил.

Именно  это  Вс-вышний хочет нам сказать. Главное – ДЕЙСТВИЕ! Изучение Торы,  молитва,  добрые решения и добрые чувства – это очень важно. Но все  бессмысленно,  если,  в результате, не приводит к ДЕЙСТВИЮ в этом материальном мире.

Вот история, которая сможет это проиллюстрировать.

  * * *

У  Баал Шем-Това был ученик по имени Мордехай, который хотел научиться волшебству.  Все  ученики  Бешта  были  гениальными  и высокодуховными людьми,  однако, известно, что чем больше человек, тем больше и дурное побуждение,  заключенное  в  нем. Так или иначе, ученик жаждал познать магию.

Он  понимал,  что подобную деятельность Тора запрещает, но чувствовал, что  жизнь  его  пуста  без  колдовства, и впал в тоску. Он томился по действию, НАСТОЯЩЕМУ ДЕЙСТВИЮ!

Ученик  решил,  что это будет конец его отношений с Учителем, и ранним воскресным утром он отправится в новую жизнь. Он уже завел необходимые знакомства,  все  было готово. В ту субботнюю ночь он пел, ел и слушал слова  Торы вместе с другими хасидами, но его мысли были далеко. Вдруг он  смутно  почувствовал,  что  в комнате необычайно жарко, и, недолго раздумывая,  снял  свой  штраймл (большую меховую шапку, которую носят хасиды), однако, это не помогло. Он расстегнул воротник рубашки и снял сюртук. Он не помнил, чтобы когда-нибудь в синагоге было так жарко.

В  окно  он  видел,  как  ледяной  зимний ветер покрывает лес глубоким снегом, а сам потел и чувствовал, что близок к обмороку.

–  Извините!  Я выйду на минутку на улицу? – обратился он к Учителю. – Мне нужно немного свежего воздуха.

–  Только  на  минуту,  не  больше,  –  Ответил  Баал Шем-Тов. – Сразу возвращайся назад, на улице очень холодно.

Ученику  было  трудно  дышать.  Он  вышел на улицу, и сразу ему в лицо ударил морозный воздух.

–  О!  Еще  минуту  постою  и пойду обратно, – подумал он, но внезапно снова почувствовал жар.

Расстегнув  рубашку,  он начал тереть снегом лицо и грудь. Потом начал бегать.  О-о!  Холодный  ветер принес ему облегчение. Несколько раз он спотыкался  и  падал,  но  это  его  не  беспокоило.  Отряхнувшись, он продолжал, как сумасшедший, бегать среди деревьев. Лес и небо сверкали и  кружились  перед  ним, он дышал полной грудью... А затем все ушло в темноту.

Проснулся  он  в  теплой  комнате на чистой постели. Около него стояли старый фермер и его жена.

–  Когда мы увидели тебя лежащим на снегу, то подумали, что ты умер, – сказал  мужчина.  –  Ты проспал больше недели. Как ты себя чувствуешь?  Хочешь теплого супа? Откуда ты?

Юноша  был  ошеломлен.  Он  ничего  не  помнил,  но предложение поесть горячего – принял.

Через  несколько  дней он уже учился работать плугом. Постепенно ферма начала меняться. Были наняты новые работники, приобретены и обработаны новые  поля,  а через пять лет маленькая ферма превратилась в огромное поместье.  Однажды,  вернувшись  из  поездки  в  город,  старый фермер показал юноше объявление, которое взял на почте.

–  Ищут  новых офицеров для армии, сказал он. – На, прочитай. Я думаю, ты  подойдешь.  Это твой шанс по-настоящему подняться. Посмотри, какие чудеса  ты сделал здесь. Ты какой-то особенный. Не трать свою жизнь на ферме, ты и так здесь достаточно долго пробыл.

В  армии  юноша  почувствовал  себя, как рыба в воде. И после двух лет офицерской  учебы,  когда  разразилась  война между Россией и Польшей, стал  капитаном  кавалерии.  Несколько  книг  потребовалось  бы, чтобы описать бесстрашные подвиги нашего героя и жестокие сражения в которых он  принял  участие, его бесчисленные схватки со смертью, дух отваги и победы, одержанные им при невозможных обстоятельствах.

Через  пять  лет  он  достиг  звания  генерал-майора и скакал во главе многотысячной  армии,  как вдруг вспомнил ту самую ночь двенадцать лет назад, когда покинул субботний стол Баал Шем-Това.

Он остановился на несколько минут, глубоко задумался, вспоминая каждую деталь,  каждое чувство, возникшее в нем тогда. Вдруг он пришел в себя и объявил:

–  Слезайте  с лошадей! Сворачивайте лагерь и готовьтесь в путь. Через час – трехдневный переход!

Поздней  ночью  три  дня  спустя, огромная армия расположилась в лесу, окружающем маленькую синагогу Бешта.

– Зажгите факелы! – приказал генерал тысячам спешившихся солдат.

Весь лес осветился огнями.

– Сабли наголо!! – и повсюду раздался звон сабель и заблистали клинки.

Генерал  спешился,  подошел  к старой избе, вытащил шпагу и ее острием стал стучать в дверь:

–  Именем  царя!  Откройте!!  Посмотрите, что стало с хасидом, который покинул Святого Учителя!

Ответа  не  последовало.  Однако  было  слышно, что внутри дома кто-то разговаривает, и генерал рассердился. Он воткнул шпагу в землю и начал колотить в дверь обеими руками:

– Откройте! Откройте генералу царской армии!

Дверь отворилась. Баал-Шем-Тов высунул голову на улицу:

–  Мордехай,  ты  все  еще здесь? Ты на улице целых пять минут! Хочешь простудиться? Сейчас же заходи в дом!

–  Пять  минут?! – завизжал генерал. – Взгляните на мои полки, а потом уж говирите мне про пять минут!

Он  обернулся...  Вокруг  никого  не  было. Даже лошадь исчезла. Среди деревьев  завывал  ветер,  и  глубокий снег покрывал молчащий лес. Его форма  и  шпага тоже пропали. Он был в той же одежде, что и двенадцать лет  назад, все оказалось сном. Вдруг он понял, что Бешт также владеет магией, и вернулся в дом, – обратно в реальную жизнь.

  * * *

Смысл  этой истории таков: что если бы наш герой не проснулся? Если бы он так и умер, думая, что он генерал? Было бы это лучше?

А  мы?  Что,  если  б  стало  возможно  жить  «виртуальной»  жизнью.  Вмонтировать  в мозг электроды, которые позволили бы нам ощущать жизнь такой,  как  нам  хочется. Каждый мог бы стать кинозвездой, генералом, мультимиллионером,  королём!  Каждый  смог бы прожить 120 воображаемых лет удовольствий без каких бы то ни было огорчений и забот. Не было бы ни войн, ни ненависти.

Но было бы это ценно?

Наша  недельная  глава говорит нам: НЕТ! Воображаемая жизнь, жизнь, не посвященная  действительному  выполнению  воли  Создателя, – фальшивая жизнь, а никто не хочет быть обманутым.

Вот  почему евреям полагается прятать цицис и не говорить слов Торы на еврейском кладбище (умершие знают, что происходит здесь). Души умерших ведут  только  высшую, духовную жизнь, и они страдают от напоминания о том, что есть реальный мир, где можно служить Создателю – в ДЕЙСТВИИ.

Реальность  –  это  восстановление  Храма,  то, что раскроется Мошиах, ценность  жизни.  Это  правда.  –  Материальное может быть много более святым, чем духовное, а один хороший поступок может сделать из Земли – Небеса.  И,  наконец,  Мошиах  совершит  самое  главное  действие  – ВОСКРЕШЕНИЕ  ИЗ  МЕРТВЫХ,  и  даже  самые высокие души Авроом, Мойше и другие, вернутся в свои тела в этот мир ДЕЙСТВИЯ.

Moshiach NOW!!!

Составление: (с) «Ohr Tmimim» <http://www.ohrtmimim.org>

Перевод: © 2001, Фрида Френкель <zfrenkel@robotek.ru>

Из материалов «Yeshiva on-Line»: <http://yeshiva.ru>

 

Рав Тувье Болтон.

Запись опубликована в рубрике: .