Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тецаве

бэсиято дишмайо.

Рав Тувье Болтон. Недельная глава «ТЕЦАВЕ».

———————————————————————-

 Как-то раз я случайно услышал, как один религиозный сионист спросил: — Почему  ваш  Ребе не говорит хасидам, чтобы все они ехали жить в Землю Израиля?

Хабадник ответил:

—  Точно  так,  как вы цените Землю Израиля, Ребе ценит каждого еврея. Поэтому  мы  тратим  миллиарды  долларов  на  основание  по всему миру «Бейс-Хабадов».  Мы  верим,  что самое драгоценное, что есть в мире, — это еврей, каждый и любой еврей.

Это  напомнило  мне  историю,  некогда  рассказанную  одним  старым бельцевским хасидом.

  * * *

Как-то,  от  другого  бельцевского  хасида,  сорокалетнего  семейного человека  он  услышал  весьма резкие слова против Любавичского Ребе. У его,  мол,  движения есть разные тайные мотивы и тому подобное. Старик пытался его успокоить, но это только добавило масла в огонь.

У  хасида,  «обличавшего»  Ребе,  был двадцатилетний сын, его любимец, красивый,  умный  и преданный службе Создателю молодой человек. Он мог учить  Тору  весь  день  и был прекрасным примером для других хасидов, однако,  после  гневной тирады отца ему, по неизвестной причине, вдруг все это наскучило.

Не  прошло и недели, как он перестал учиться, молиться и даже надевать тфиллин!  Вместо  этого  он  завел  несколько  новых  «друзей»  и стал проводить  вечера  в пивных и дискотеках Тель-Авива. Вскоре он уехал в США  и начал осваивать ночную жизнь Манхеттена. Нечего и говорить, что его отец сходил с ума от горя.

Как-то  утром,  после  года  «сплошных  удовольствий»,  герой  нашего рассказа  возвращался  домой  с  вечеринки.  Вдруг  к  нему  подошел незнакомый молодой хабадник и спросил, не еврей ли он.

— Нет, отстаньте, — ответил он с заметным израильским акцентом.

—  Ага!  По крайней мере, израильтянин! — с улыбкой сказал хабадник, — Только  израильтяне  отвечают,  что  они  не  евреи,  когда их об этом спрашивают. Давайте наденем тфиллин.

Молодой человек прошел мимо, как будто его не замечая.

Через  неделю,  идя  по другой улице, по удивительному совпадению, наш искатель  приключений  натолкнулся  на  того же самого хабадника. Тот, разумеется,  не  замедлил обратиться к нему с прежним предложением, на которое снова получил отказ.

Еще  через  несколько  дней  он  проходил  мимо  стоявшего  на  углу «Мицвотанка»,  и  увидел,  как  тот  же  хабадник  уже  спешит  к нему наперерез с парой тфиллин в руках.

—  Чего  вы  от  меня хотите?! Отвяжитесь! Вы что, преследуете меня по всему Манхеттену?!! — заорал бывший хасид.

— Нет, что Вы, — Ответил хабадник, — Но, прошу Вас, оденьте тфиллин. Я стою  здесь  все утро, и никто не соглашается это сделать. Пожалуйста, сделайте  одолжение,  ведь вы еврей, правда? Давайте, наденем тфиллин. Это займет всего три минуты! Вам понравится! Это очень просто.

Молодой  человек  посмотрел  хабаднику  в  глаза  и  увидел  там такую теплоту…  что  закатал  рукав  и  надел  тфиллин,  хотя сам этого не ожидал. Он как будто не управлял собой.

Одно  повлекло за собой другое. Шли дни, и вместо хождения по барам он стал  ходить  на фарбренген, сменил круг друзей. Через полгода — снова бельцевским хасидом, но только существенно более мудрым чем прежде, он вернулся в Израиль и постучался в дверь своего отца.

Когда отец открыл ему и увидел своего сына, он закричал от радости, от всей души обнял его, и от счастья заплакал.

—  Хабадник  изгнал  из меня помешательство и вернул меня в Иудаизм, — объяснил ему сын.

Вдруг словно луч света осенил отца. Из-за слов против Ребе, он потерял сына,  и  из-за Ребе его сын вернулся! Он решил, что должен полететь в Нью-Йорк  и  лично  попросить  у  Ребе  прощения. Вызвав представителя агенства, он заказал билет в США.

Неделей позже, робея, он стоял перед Ребе. Подняв голову и посмотрев в святые  глаза  Ребе,  он  с еще большей ясностью осознал, какую ошибку совершил полтора года назад, и как внимательно должен был прислушаться к голосу того старого хасида.

—  Ребе,  простите…  —  все,  что  он смог вымолвить, перед тем, как заплакал.

—  Когда  ваш  сын  оставил  Вас,  Вы  были совсем сломлены, правда? — Спросил Ребе.

— Сломлен — не то слово, Ребе, я был разбит.

— А когда он вернулся, вы были счастливы?

— Я просто обезумел от радости!!

—  Ну,  —  заключил  Ребе, — Теперь вы понимаете, как плохо мне каждый раз,  когда  кто-то  из  евреев  оставляет  Иудаизм, и как я счастлив, всякий раз, когда кто-то из них возвращается!

 Это — чувство, которое Ребе пытается вдохнуть в каждого из нас.

  * * *

 Теперь  мы  сможем  увидеть  более  глубокий  смысл первой фразы нашей недельной  главы: «А ты (обращается Б-г к Мейше) повели Сынам Израиля, и  они возьмут тебе чистое оливковое масло┘» Тора обращается к каждому из  руководителей  поколений,  приказывая  им вдохновлять евреев, быть примером  для  евреев  так,  чтобы  они  раскрыли  в  себе драгоценную еврейскую сущность, скрытую внутри каждого из них.

«Зоар»  и  другие  Мидрошим  уподобляют  эту еврейскую сущность (часто называемую «б-жественной душой») оливковому маслу:

Подобно  маслу,  она  скрыта  и  требуется  усилие, чтобы проявить ее. Подобно  маслу,  она  не  может  быть  по-настоящему смешана с другими жидкостями  и  всегда  над  ними  всплывает.  —  Так  евреи,  даже ассимилируясь, выделяются среди других, как евреи.

Будучи пролито на что либо, масло распространяется и во впитывается. — Это  очень  похоже  на  евреев,  вечно  во  всем  участвующих  и  всем интересующихся.

Масло дает свет.

  * * *

Безо  всякого  исключения, каждый еврей обладает б-жественной душой, и та часто проявляет себя самым странным образом.

Для  примера,  история  из  израильской  газеты,  рассказанная евреем, хозяином некошерного ресторана в Тель-Авиве:

— Однажды в мой ресторан зашел человек и заказал сэндвич с ветчиной. Я приготовил  сэндвич  и подал ему, но приняв у меня тарелку, посетитель уставился на меня, и его лицо внезапно исказилось злобой:

— Что вы мне даете? — завопил он, — Вы что думаете, я гой?!!

—  Выглядел он совсем ненормальным! Я попытался успокоить посетителя и предположив,  что  он  не  хочет  есть свинину, выразил удивление тем, почему он выбрал для ланча именно мой ресторан.

— Вы знаете, что он ответил?! Он сказал:

— Свинина, не свинина!! Сейчас Песах! Так что вы даете мне хомец?!

—  Тогда  я  достал  из  сумки собственную коробку с мацой, вытащил из сэндвича  мясо,  положил  его  между  кусками  мацы,  чем привел этого человека в полное счастье.

  * * *

Мы  можем  найти  сотни,  миллионы  примеров  тому, как еврейская душа проявляется, находясь в «изгнании», где, как во сне, ничего не кажется парадоксальным,  а самые безумные противоречия представляются имеющими смысл.

Талмуд  говорит, что вор-еврей, перед тем, как украсть, молится, чтобы Б-г  ему  помог.  Сегодняшние  «реформисты»  и «консерваторы» гордятся званием  «еврей»,  одновременно  отказываясь  от  законов  и  практики Иудаизма. И так далее и тому подобное.

Это  то,  что  царь  Довид  подразумевает словами сто двадцать шестого своего псалма: «Когда Б-г возвратит пленников-евреев, мы будем, как во сне». — Другими словами, однажды (когда придет Мошиах) все проснутся и осознают,  что  сумасшедшие  идеи,  которые  противоречили  еврейской сущности  и  скрывали  ее тысячи лет, были лишь частью одного большого сна.

Нынешний  Любавический Ребе объясняет, что мы — поколение Освобождения Мошиахом,  и  потому  для  того,  чтобы  пробудить  нас,  многого  не требуется. Все, что необходимо делать — производить свет, — так много, как  возможно.  Вот  почему сегодня по всему миру открыто более тысячи Бейс-Хабадов.

Единственным  «топливом», достаточным для того, чтобы произвести такой свет,  является,  «чистое  масло»  скрытое  внутри  каждого еврея, как сказано  в  конце  первого  стиха нашей недельной главы: «…выжатого, чтобы  зажигать  светильник,  горящий  постоянно». Ребе «выжимает» это масло  из  хасидов.  Это  то  топливо,  которое  поддерживает  огни Бейс-Хабадов.

Но  сжимать нужно с двух сторон. Ребе же может «давить» только с одной стороны.

В  России, где Хабад возник и где, вплоть до последних лет предыдущего Ребе,  находился  его  центр,  —  с «другой стороны» давило на хасидов антисемитское  правительство.  В  нашем  поколении,  поколении Освобождения,  —  мы  должны  «выжать  себя»  сами.  Это главный урок, который  преподает  нам  Ребе:  сокрушаться всякий раз, когда мы видим еврея,  не раскрывающего свою еврейскую душу, и ДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО МОЖЕМ, чтобы приблизить день, когда все евреи проснутся. — День, когда Мошиах перенесет  ВЕСЬ  Святой  Народ  обратно  в Святую Землю, с отстроенным Святым  Храмом  и  горящей  чистым  оливковым  маслом  Менорой.  ПРЯМО СЕЙЧАС!!

Moshiach Now!!!  Long live the King!!!

 

Составление: (с) «Ohr Tmimim» <http://www.ohrtmimim.org> Перевод: (c) 2001, Фрида Френкель <zfrenkel@robotek.ru>

 === «YESHIVA ON-LINE» is one of the educational programmes of Yeshiva «TOMCHEI-TMIMIM» — Lubavich, Petersburg (Russia)

Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru