Наша недельная глава рассказывает о самом святом в еврейском народе человеке – Коэн-Годейле (Первосвященнике), о его Служении в самый святой день года – Йом-Кипур. Все Евреи – избранны Б-гом. Коаним (священнослужители) – избраны Все-вышним из евреев, а Коэн Годейл – «избранный из избранных из избранных»! Потому он и только он имел право входить в Йом-Кипур в «Святая-Святых» и действительно влиять на Б-га так, чтобы он забыл и даже превратил грехи евреев в заслуги.
Коли так, говорящееся в Талмуде нас может просто изумить:
Там, в трактате «Сангедрин» (49:1), обсуждаются Семь Заповедей сыновей Ноаха. Говорится, что нееврею под страхом смерти запрещено изучать Тору, поскольку Тора – особый дар Все-вышнего Его народу, евреям, а потому обращаться с ней нужно по-другому, нежели с любой другой мудростью.
Тем не менее, продолжает Талмуд, если нееврей учит Тору, чтобы улучшить соблюдение его семи заповедей, он равен не еврею и даже не коэну, а... КОЭН-ГОДЕЙЛЮ!
Еще более странно, что Талмуд, похоже, не доказывает эту идею, а лишь указывает на нее, как на очевидный факт!
Он приводит фразу из «Ваикро» 18:5: «Соблюдайте Мои Установления и Законы, исполняя которые человек будет жить ими», где слово «человек» объясняет как «нееврей». Под словами же «Уставы и Законы» подразумевается Тора. Отсюда Талмуд делает вывод, что Тору может изучать также нееврей.
Однако об объяснении того, почему нееврей сравнивается с Коэн-Годейлем, Талмуд, на удивление, не заботится вовсе!
* * *
Думаю, что объяснение примерно таково.
Наша недельная глава рассказывает, что «Святая-Святых», куда Коэн-Годейл входил в Йом-Кипур, из-за связанной со Скрижалями степени раскрытия там Б-га, было настолько опасным местом, что два святых сына Аарона погибли, войдя туда без правильной подготовки (отсюда название нашей главы «Ахарей-Мейс [После Смерти]»). Тем не менее, в том случае, когда настоящий Коэн-Годейль входил туда правильным образом, он не только оставался в живых, но приносил жизнь и благословение другим.
Главным в Святая Святых была Тора (т.е. Скрижали, на которых были высечены Десять Речений). – Также и в нашем случае: нееврей, изучающий Тору неправильно, – наказуем смертью. Но изучая ее правильно, он не только остается в живых, но даже «оживляет» других.
Думаю, что подтверждение этой идее можно найти в сорок четвертой главе «Таньи».
Там объясняется, что, например, овца, будучи принесена в жертву в Святом Храме, духовно возвышала и давала смысл существованию всем овцам в мире (ведь если бы не было овец, не могло быть и жертвы).
Так же и здесь: если, поднимаясь над своими природными наклонностями, человек совершает то, для чего его сотворил Б-г, – выполняет семь общих для всех людей заповедей, – и хочет выполнять, исходя из верных побуждений, то есть по той причине, что Все-вышний приказал это в СВОЕЙ ТОРЕ, это приносит поднятие и благословение всему человечеству, сравнимое с поднятием, осуществляемым Коэн-Годейлем в Йом-Кипур.
* * *
Теперь, возможно, мы будем способны понять, почему для того, чтобы доказать, что нееврей, правильным образом изучающий Тору, подобен Коэну Годейлю, Талмуд приводит изречение, упомянутое выше? – Потому что слова «жить ими» могут подразумевать, что Тора приносит только жизнь, в то время, как она может принести и обратное, как в случае с Коэн-Годейлем.
Кстати, похожую вещь мы видим сегодня в молитвах Йом-Кипура: одна из высочайших точек этого дня – «Мафтир Йона» – историю пророка Йоны в 48 предложений длиной, которую читают целиком перед третьей молитвой в Йом-Кипур.
История пророка Йоны – история о том, как однажды Б-г послал Йону в огромный город неевреев – Нинвей, и как они прислушались к словам этого пророка и раскаялись. Почему в святой день Йом-Кипура мы должны столько внимания уделять раскаянию неевреев?
Ответ – тот же, что и выше: когда нееврей решает исполнять волю Б-га, он повторяет работу Коэн-Годейля, возвышая все человечество, и в этот самый святой день данная история служит нам добрым примером.
* * *
Вот история, которую я слышал от личного секретаря Любавического Ребе, рабби Лейбла Гронера. В чем-то она иллюстрирует изложенную выше мысль.
Как-то раз одна женщина из хабадской общины Бруклина была остановлена дорожным полицейским-неевреем за нарушение правил дорожного движения. Стоя у открытого окна ее машины, он наблюдал, как она ищет водительские права, документы на машину, и вдруг краем глаза заметил в ее раскрытом кошельке фотографию Ребе.
– Мадам, извините, вы одна из последователей Ребе? – Спросил он. А в ответ на ее утвердительный кивок продолжил:
– В таком случае я не буду вас штрафовать.
Полицейский убрал свои квитанции.
– Знаете почему? Потому что Ребе сделал для меня очень большое чудо.
С благодарностью и удивлением женщина взглянула на полицейского.
– Ну, раз вы не взяли с меня штраф, – у меня есть время послушать Вашу историю.
Полицейский улыбнулся.
– Это моя любимая история, но я не часто рассказывал ее евреям...
Даже, думаю, вам я рассказываю ее первой.
Машины с шумом проносились мимо, и ему пришлось слегка повысить свой голос.
– Эта история началась следующим образом. Я часто бывал в полицейском эскорте, который раз в неделю сопровождает Ребе на кладбище Монтефиоре, где похоронен его тесть. Там я познакомился со многими молодыми людьми и взрослыми и узнал много нового. Как вы, вероятно, знаете, хасиды очень дружелюбны. Пока Ребе молился, мы много разговаривали.
– Однажды я заметил, что все присутствующие что-то возбужденно рассказывают друг другу, и спросил, что произошло. Они сказали мне, что Ребе сотворил для людей много чудес, но сегодня совершил что-то особенное. Я даже не спросил, что за чудо, о котором они говорят, а только спросил их, помогает ли Ребе неевреям тоже.
– «Конечно», – ответили они. – «Ребе помогает всем, кто попросит. Вы чего-то хотите?»
– Тогда я рассказал юноше, который оказался моим собеседником, что мы с женой женаты уже девять лет, но у нас нет детей, а неделю назад врачи сказали, что у нас нет шансов родить ребенка. Мы истратили много денег на обследования, были у крупных профессоров, суетились, как сумасшедшие, шесть или семь лет, а сейчас они сказали нам, что шансов нет. Вы и представить не можете, как мы были убиты. Моя жена все время рыдает. Да я и сам иногда плачу.
– Тогда этот парень сказал мне: «Послушайте, следующий раз, когда вы будете сопровождать Ребе на кладбище, встаньте около двери его машины и попросите у него благословения, когда он будет выходить». Так я и сделал. Когда я сопровождал Ребе следующий раз, я встал около его двери и, когда Ребе выходил, спросил его: «Ребе, извините, Вы благословляете только евреев или неевреев тоже?»
– Тогда Ребе посмотрел на меня, как хороший друг, – это было просто поразительно, – и сказал, что он попытается, чем сможет, мне помочь. Тогда я рассказал ему свою историю, а Ребе велел мне написать на листе бумаги мое имя и имя моего отца, а рядом имя моей жены и имя ее отца, и тогда он помолится за нас. Я так и сделал. Руки дрожали так, что я почти не мог писать, но я сделал это, и знаете что?
– Моя жена забеременела и через девять месяцев родила... ребенка! Это был мальчик! Доктора сошли с ума. Они не могли в это поверить! А когда я сказал им, что все это – благословение Ребе, – только покачали головами... Ого-го! Я чувствовал себя, как чемпион мира!
– Дальше идет про хорошее. Знаете, как мы назвали его? Я имею в виду, какое имя мы дали нашему сыну? Попробуйте отгадать!
– Ну, не знаю... Шоун?.. Патрик?.. Майкл?..
– Мы назвали его Мендл, как Ребе. Сначала моей жене не нравилось это имя, потому что оно не американское, но я сказал: «Нет! Мы назовем его Мендл! Каждый раз, когда мы будем звать его, мы будем вспоминать, что, если бы не Ребе, этого мальчика здесь бы не было.»
– Наши родители этим были недовольны: «С таким именем все дети будут думать, что он еврей, будут обзывать его, издеваться над ним. Зачем причинять вред ребенку?» – «Именно этого я и хочу», – ответил я. – «Когда он придет домой и скажет, что другие дети обзывали его и били из-за того, что у него еврейское имя, что они ненавидят евреев, то я скажу, что хочу, чтобы он научился от этих детей, как НЕ надо поступать. Они, скажу я ему, ненавидят евреев без всякой причины, но ты должен любить евреев и помогать евреям. Скажи им, что без еврейского Ребе по имени Мендл тебя вообще не было бы на свете. Тогда, может быть, они начнут относиться к евреям по-другому».
И это – тоже к вопросу о том, как нееврей может осуществить Служение Первосвященника.
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим
Кфар Хабад, Израиль.
Check out our Website: http://www.ohrtmimim.org
Составление: (с) «Ohr Tmimim» <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: © 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>
Из материалов «Yeshiva on-Line»: http://yeshiva.ru
Рав Тувье Болтон.