Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ахарей Мейс

 

Наша  недельная  глава  рассказывает о самом святом в еврейском народе человеке  –  Коэн-Годейле  (Первосвященнике),  о  его Служении в самый святой  день  года  –  Йом-Кипур.  Все  Евреи – избранны Б-гом. Коаним (священнослужители)  –  избраны  Все-вышним из евреев, а Коэн Годейл – «избранный  из  избранных  из  избранных»!  Потому он и только он имел право  входить в Йом-Кипур в «Святая-Святых» и действительно влиять на Б-га так, чтобы он забыл и даже превратил грехи евреев в заслуги.

Коли так, говорящееся в Талмуде  нас может просто изумить:

Там, в трактате «Сангедрин» (49:1), обсуждаются Семь Заповедей сыновей Ноаха.  Говорится,  что  нееврею  под страхом смерти запрещено изучать Тору,  поскольку  Тора  – особый дар Все-вышнего Его народу, евреям, а потому  обращаться  с  ней  нужно  по-другому,  нежели  с любой другой мудростью.

Тем  не  менее,  продолжает  Талмуд,  если  нееврей  учит  Тору, чтобы улучшить  соблюдение  его  семи заповедей, он равен не еврею и даже не коэну, а… КОЭН-ГОДЕЙЛЮ!

Еще  более странно, что Талмуд, похоже, не доказывает эту идею, а лишь указывает на нее, как на очевидный факт!

Он  приводит  фразу  из  «Ваикро» 18:5: «Соблюдайте Мои Установления и Законы,  исполняя которые человек будет жить ими», где слово «человек» объясняет  как  «нееврей».  Под  словами  же  «Уставы  и  Законы» подразумевается  Тора.  Отсюда  Талмуд  делает  вывод,  что Тору может изучать также нееврей.

Однако  об  объяснении  того,  почему  нееврей  сравнивается  с Коэн-Годейлем, Талмуд, на удивление, не заботится вовсе!

  * * *

Думаю, что объяснение примерно таково.

Наша  недельная  глава  рассказывает,  что  «Святая-Святых»,  куда Коэн-Годейл  входил в Йом-Кипур, из-за связанной со Скрижалями степени раскрытия там Б-га, было настолько опасным местом, что два святых сына Аарона  погибли, войдя туда без правильной подготовки (отсюда название нашей главы «Ахарей-Мейс [После Смерти]»). Тем не менее, в том случае, когда  настоящий  Коэн-Годейль  входил  туда правильным образом, он не только оставался в живых, но приносил жизнь и благословение другим.

Главным  в  Святая  Святых  была  Тора (т.е. Скрижали, на которых были высечены Десять Речений). – Также и в нашем случае: нееврей, изучающий Тору  неправильно,  –  наказуем смертью. Но изучая ее правильно, он не только остается в живых, но даже «оживляет» других.

Думаю, что подтверждение этой идее можно найти в сорок четвертой главе «Таньи».

Там  объясняется,  что,  например,  овца,  будучи принесена в жертву в Святом  Храме,  духовно  возвышала  и  давала смысл существованию всем овцам в мире (ведь если бы не было овец, не могло быть и жертвы).

Так  же и здесь: если, поднимаясь над своими природными наклонностями, человек  совершает  то,  для  чего  его сотворил Б-г, – выполняет семь общих  для всех людей заповедей, – и хочет выполнять, исходя из верных побуждений,  то  есть  по  той  причине, что Все-вышний приказал это в СВОЕЙ  ТОРЕ, это приносит поднятие и благословение всему человечеству, сравнимое с поднятием, осуществляемым Коэн-Годейлем в Йом-Кипур.

  * * *

Теперь,  возможно,  мы  будем  способны понять, почему для того, чтобы доказать,  что  нееврей,  правильным  образом  изучающий Тору, подобен Коэну  Годейлю,  Талмуд  приводит изречение, упомянутое выше? – Потому что  слова  «жить  ими»  могут подразумевать, что Тора приносит только жизнь,  в  то время, как она может принести и обратное, как в случае с Коэн-Годейлем.

Кстати,  похожую  вещь мы видим сегодня в молитвах Йом-Кипура: одна из высочайших точек этого дня – «Мафтир Йона» – историю пророка Йоны в 48 предложений  длиной,  которую  читают целиком перед третьей молитвой в Йом-Кипур.

История  пророка  Йоны  – история о том, как однажды Б-г послал Йону в огромный  город  неевреев  –  Нинвей,  и как они прислушались к словам этого  пророка и раскаялись. Почему в святой день Йом-Кипура мы должны столько внимания уделять раскаянию неевреев?

Ответ  – тот же, что и выше: когда нееврей решает исполнять волю Б-га, он  повторяет работу Коэн-Годейля, возвышая все человечество, и в этот самый святой день данная история служит нам добрым примером.

  * * *

Вот история, которую я слышал от личного секретаря Любавического Ребе, рабби Лейбла Гронера. В чем-то она иллюстрирует изложенную выше мысль.

Как-то  раз одна женщина из хабадской общины Бруклина была остановлена дорожным  полицейским-неевреем за нарушение правил дорожного движения.  Стоя  у  открытого  окна  ее  машины,  он  наблюдал,  как  она  ищет водительские права, документы на машину, и вдруг краем глаза заметил в ее раскрытом кошельке фотографию Ребе.

–  Мадам,  извините, вы одна из последователей Ребе? – Спросил он. А в ответ на ее утвердительный кивок продолжил:

– В таком случае я не буду вас штрафовать.

Полицейский убрал свои квитанции. 

– Знаете почему? Потому что Ребе сделал для меня очень большое чудо.

С благодарностью и удивлением женщина взглянула на полицейского.

– Ну, раз вы не взяли с меня штраф, – у меня есть время послушать Вашу историю.

Полицейский улыбнулся.

–  Это  моя  любимая  история,  но я не часто рассказывал ее евреям…

Даже, думаю, вам я рассказываю ее первой.

Машины  с  шумом проносились мимо, и ему пришлось слегка повысить свой голос.

–  Эта история началась следующим образом. Я часто бывал в полицейском эскорте,  который  раз  в  неделю  сопровождает  Ребе  на  кладбище Монтефиоре,  где  похоронен  его  тесть. Там я познакомился со многими молодыми  людьми  и  взрослыми и узнал много нового. Как вы, вероятно, знаете,  хасиды  очень  дружелюбны.  Пока  Ребе  молился,  мы  много разговаривали.

–  Однажды  я  заметил,  что  все  присутствующие  что-то  возбужденно рассказывают  друг  другу,  и спросил, что произошло. Они сказали мне, что  Ребе  сотворил  для людей много чудес, но сегодня совершил что-то особенное.  Я  даже  не спросил, что за чудо, о котором они говорят, а только спросил их, помогает ли Ребе неевреям тоже.

–  «Конечно»,  – ответили они. – «Ребе помогает всем, кто попросит. Вы чего-то хотите?»

–  Тогда я рассказал юноше, который оказался моим собеседником, что мы с  женой  женаты  уже  девять  лет, но у нас нет детей, а неделю назад врачи сказали, что у нас нет шансов родить ребенка. Мы истратили много денег  на  обследования,  были  у  крупных профессоров, суетились, как сумасшедшие,  шесть или семь лет, а сейчас они сказали нам, что шансов нет. Вы и представить не можете, как мы были убиты. Моя жена все время рыдает. Да я и сам иногда плачу.

–  Тогда  этот парень сказал мне: «Послушайте, следующий раз, когда вы будете  сопровождать Ребе на кладбище, встаньте около двери его машины и  попросите  у  него благословения, когда он будет выходить». Так я и сделал.  Когда  я  сопровождал  Ребе  следующий раз, я встал около его двери  и,  когда  Ребе  выходил,  спросил  его:  «Ребе,  извините,  Вы благословляете только евреев или неевреев тоже?»

–  Тогда  Ребе  посмотрел на меня, как хороший друг, – это было просто поразительно,  –  и сказал, что он попытается, чем сможет, мне помочь.  Тогда я рассказал ему свою историю, а Ребе велел мне написать на листе бумаги  мое имя и имя моего отца, а рядом имя моей жены и имя ее отца, и  тогда  он помолится за нас. Я так и сделал. Руки дрожали так, что я почти не мог писать, но я сделал это, и знаете что?

–  Моя жена забеременела и через девять месяцев родила… ребенка! Это был мальчик! Доктора сошли с ума. Они не могли в это поверить! А когда я  сказал  им,  что  все  это  – благословение Ребе, – только покачали головами… Ого-го! Я чувствовал себя, как чемпион мира!

–  Дальше идет про хорошее. Знаете, как мы назвали его? Я имею в виду, какое имя мы дали нашему сыну? Попробуйте отгадать!

– Ну, не знаю… Шоун?.. Патрик?.. Майкл?..

–  Мы  назвали его Мендл, как Ребе. Сначала моей жене не нравилось это имя, потому что оно не американское, но я сказал: «Нет! Мы назовем его Мендл! Каждый раз, когда мы будем звать его, мы будем вспоминать, что, если бы не Ребе, этого мальчика здесь бы не было.»

–  Наши  родители этим были недовольны: «С таким именем все дети будут думать,  что  он  еврей, будут обзывать его, издеваться над ним. Зачем причинять  вред  ребенку?»  –  «Именно этого я и хочу», – ответил я. – «Когда  он  придет домой и скажет, что другие дети обзывали его и били из-за  того,  что у него еврейское имя, что они ненавидят евреев, то я скажу,  что  хочу,  чтобы  он  научился  от  этих  детей,  как НЕ надо поступать.  Они,  скажу я ему, ненавидят евреев без всякой причины, но ты  должен  любить  евреев  и  помогать  евреям.  Скажи  им,  что  без еврейского Ребе по имени Мендл тебя вообще не было бы на свете. Тогда, может быть, они начнут относиться к евреям по-другому».

И  это  – тоже к вопросу о том, как нееврей может осуществить Служение Первосвященника.

 

Рабби Тувия Болтон

Ешива Ор Тмимим

Кфар Хабад, Израиль.

Check out our Website: http://www.ohrtmimim.org

 

Составление: (с) «Ohr Tmimim» <http://www.ohrtmimim.org>

Перевод: © 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>

Из материалов «Yeshiva on-Line»: http://yeshiva.ru

Рав Тувье Болтон.