Встреча была назначена уже месяц назад, и группа из пяти хабадских женщин уже почти двадцать минут ждала в приемной члена Кнессета Сары Дорон возможности представить свой тщательно разработанный проект закона, называемого «Ми'у Йегуди». Однако их ожидал сюрприз: миссис Дорон вышла из своего офиса, оживленно объявила, что торопится на другую встречу, и исчезла. Потрясенным женщинам оставалось только обратиться со своими претензиями к секретарше, что они с энтузиазмом и сделали.
Послушав несколько минут их резкие комментарии, секретарша спокойно сказала:
– О, так вы хабадники? Верно? Я знаю Любавического Ребе – он Мошиах!
Женщины были удивлены и рассержены. Эта женщина насмехается над ними! Добавляя к несправедливости оскорбление! Среди женщин, о которых идет речь, находилась тогда моя жена. Глядя в глаза секретарше, она вежливо спросила ее:
– Скажите, вы шутите? Если так, то это совсем несмешно!
– Нет! Конечно, нет! – ответила секретарша. – Я, действительно, считаю, что он Мошиах. Я в этом уверена! Дайте я объясню.
У женщин совсем не было настроения слушать истории, но, с другой стороны, почему бы и нет? Они посмотрели друг на друга, пожали плечами и согласились.
Секретарша начала с извинений:
– Я знаю, что не выгляжу очень религиозной, – сказала она, одергивая подол своего короткого платья, – но, поверьте мне, с тех пор, как произошла эта история, я ем только кошерное и даже соблюдаю Субботу.
– Все это произошло так. Пять лет назад я гостила у друзей в Калифорнии. Довольно поздним вечером я в одиночестве ехала на машине на вечеринку. За окном красовался закат. В машине звучала музыка, и я находилась в отличном расположении духа, как вдруг ощутила: что-то не так...
Взглянув на часы, я поняла в чем дело: было уже больше восьми часов! Вечеринка намечалась в двадцати минутах езды от места, где я жила, а я ехала уже больше часа! Становилось темней и темней, и наконец все, что различалось в свете фар – была... пустыня!
– Я поняла, что, по всей видимости, пропустила нужный поворот, развернула машину и поехала обратно, но чем дольше я пыталась исправить свою ошибку, тем меньше понимала, куда надо ехать. Мало того, дорога была абсолютно пуста, мне не встречалось ни одной машины.
– Сначала я не очень беспокоилась, но еще через час езды в темноте окончательно поняла, что не знаю, куда дальше ехать, сбавила газ и начала нервничать. Так или иначе, мне казалось, что не все потеряно. – Я всегда могу просигнализировать из машины о помощи, верно? Поэтому я остановилась на краю дороги, включила в машине свет, чтобы люди могли меня видеть, и начала сигналить фарами встречным машинам.
Это не сработало. Во-первых, машин почти не было. Во-вторых, те редкие машины, которые все же были, не останавливались, а когда наконец рядом со мной остановился большой грузовик, из него вылезли два огромных мужчины, смеясь и выкрикивая что-то непристойное, я включила мотор и уехала оттуда как можно быстрее.
– Теперь я, действительно, была напугана. Я даже стала немного плакать и громко молить о помощи. Но это не помогло, а через несколько минут кончился бензин, и я остановилась на краю дороги, одна посередине пустыни.
– Примерно через полчаса стало холодать. Не знаю, были ли вы когда-нибудь ночью в пустыне, но там – как зимой; через некоторое время без обогревателя я начала по-настоящему мерзнуть. Я была совсем одна. С начала моей поездки прошло более восьми часов. Я разрыдалась, вовсе потеряв над собой контроль, в уверенности, что это конец.
– У меня не было одеяла, у сидений не было покрышек, – не было ничего, во что я могла бы завернуться. Я свернулась в комочек и стала повторять: «Ой, мамочки! Пожалуйста!! Пожалуйста, пусть кто-нибудь мне поможет!»
Я потеряла счет времени, но, должно быть, прошло около часа, пока вдруг я не увидела приближающуюся машину! Как сумасшедшая я стала сигналить фарами и молиться, чтобы все кончилось хорошо.
Подъехавшая машина остановилась на приличном расстоянии от моей. Дверь машины открылась. Из нее вышли трое мужчин в черном. В руке у одного из них было ружье.
Они находились все еще достаточно далеко. Мое сердце стучало, как барабан. У меня все еще был шанс! Я выскочила из машины, собираясь убегать, но все, что у меня получилось, – это закричать: «ШМА ИСРОЭЛ!!!»
– Человек с ружьем громко откликнулся: «Шма Исроэль, аШем Элейкейну, аШем эход!» Повстречавшиеся мне мужчины оказались калифорнийскими хабадниками, которые рано утром собирались ехать на какое-то собрание, но из офиса Ребе получили по телефону срочное сообщение: отправляться немедленно.
– Странно, – подумали они, – начинать путешествие бессонной ночью, и приехать за восемь часов до начала собрания. Однако Ребе никогда не ошибается. – И отправились в путь в указанный Ребе час.
– Я уверена, что Ребе послал их спасти меня. Я имею в виду, что для всей этой истории нет другого объяснения. Хозяева машины отлили мне бензина из своей канистры, проводили до дома и всячески успокаивали. Они были чудесны.
– Потом я стала думать: как Ребе узнал обо мне? Почему он позаботился обо мне? Я не выполняла ни единой заповеди, я даже терпеть не могла тех, кто их выполняет! Поэтому я решила, что для этого нет другого объяснения, кроме того, что Ребе – Мошиах. Он почувствовал, что со мной случилось несчастье. А он должен заботиться обо всех.
– После этого я написала Ребе благодарственное письмо, и он ответил мне, попросив укреплять других евреев и саму себя и принять на себя соблюдение некоторых Заповедей. Так я и сделала.
Секретарша глубоко вздохнула, оглядела всех женщин и широко улыбнулась:
Ах! – сказала она, – Спасибо, что выслушали мою историю!
Женщины поняли, что услышанный ими рассказ и был истинной причиной их визита в Кнессет.
* * *
Наша недельная глава называется «В пустыне» и является подготовкой к празднику Швуэс – празднику дарования Торы.
Мидраш приводит несколько причин, почему Б-г дал евреям Тору именно в Пустыне. Одна из них заключается в том, что Пустыня – территория, которая никому не принадлежит. Любой, кто захочет, может там жить. Это учит нас тому, что Тора свободна для всех, кто хочет ее изучать.
Другая причина: Пустыня – сплошной песок. Это намекает на то, что для изучения Торы, нужно быть скромным, как земля.
Третья причина: несмотря на то, что Пустыня – бесплодна, во время блужданий по ней Все-вышний обеспечивал евреев пищей, водой, одеждой и жильем. Это объясняет, что изучая Тору, необходимо верить, что Б-г даст нам средства к существованию.
Четвертая причина: как идущий по пустыне должен остерегаться змей и скорпионов, так изучающие Тору должны остерегаться своих дурных желаний и не быть слишком самоуверенными.
Однако все эти четыре причины, на самом деле, не так ясны.
Прежде всего, почему Б-г намекает, что у Торы, как у пустыни, нет хозяина? – Тора принадлежит еврейскому народу!
Далее, почему Б-г сравнивает Тору с песком пустыни, в котором ничего не растет? – Тору было бы более уместно сравнить с доброй плодородной землей.
По поводу третьей причины: почему для того, чтобы научиться вере в Б-га, нужна пустыня? Пустыня – не единственное место в мире где есть проблемы. Везде (к сожалению) есть бездомные и голодающие люди.
И наконец, опасные звери, змеи и т.д. существуют и в других местах (к тому же люди иногда более опасны, чем животные). Чтобы отучить нас от самоуверенности, пустыня тоже не требуется.
Другими словами, Все-вышний мог дать Тору в Египте или в Израиле, и евреи вынесли бы все эти наставления из этого места.
Так почему, все-таки, Тора была дана именно в Пустыне? – Ответ в том, что только в пустыне Б-г мог научить евреев ПРЕДАННОСТИ МЕЙШЕ.
Без полной преданности Мейше евреи не смогли бы соблюдать Тору и ее заповеди всем сердцем (и, как подтверждение этой мысли, мы, действительно, видим, что в тот же момент, когда они поверили в уход Мейше, евреи создали Золотого Тельца и забыли о всех полученных ими наставлениях).
Пустыня – единственное место, где это – преданность Мейше-рабейну – могла быть достигнута.
В пустыне евреи были изолированы от всего мира и полностью зависели от Мейше и его руководства. Там он мог учить и вдохновлять их непрерывно, вносить Тору в каждый аспект их души, так как ТОЛЬКО он мог это сделать.
Причина, почему лишь Мейше мог сделать это – в том, что Мейше являлся (и является) особым даром Б-га еврейскому народу. Он – «Райя Меэймно» – «Верный пастух» еврейского народа и «Б-гочеловек» (см. «Дворим», 33:1). Мейше так объединен с Б-гом, что он, и ТОЛЬКО он, в точности знал, как вдохновить и усилить веру и стремление к Служению в любом и каждом еврее, согласно его или ее индивидуальной природе.
На самом деле, (говорит книга «Зеар») каждое поколение в обязательном порядке обладает лидером, подобным Мейше, а без такого человека евреи напоминают овец без пастуха.
* * *
Рассмотрим теперь четыре вышеупомянутых причины тому, что Тора была дана в пустыне, – в новом свете: почему только пустыня может научить нас связи С МЕЙШЕ?
Первое: то, что у пустыни нет хозяина, учит нас, что Торой в ее сущности никто не может овладеть. – Она принадлежит лишь Все-вышнему. И только Мейше мог научить нас этому, поскольку Тора Б-га пришла к нам через него, и АБСОЛЮТНО не изменилась, – она всегда остается Торой Б-га.
Второе: у бесплодия пустыни мы можем научиться подлинной скромности, которую можно найти только у Мейше. Любавический ребе объясняет, что Мейше был – самым скромным человеком в мире (см. «Бамидбар», 12:3), потому что ощущал себя ничем, бесплодным, как песок, – а все его способности к лидерству, мудрости и привязанности – видел лишь как дар Б-га. Другие, думал Мейше, смогли бы использовать эти способности лучше.
Третье: «ман», который ели евреи в пустыне, родник Мирьям, из которого они пили, и облака славы, которые их защищали, – все это было дано еврейскому народу за заслугу Мейше (см. «Таанис», 9:2). – Если доверять «Мейше» нашего поколения, – Б-г защитит нас и поможет нам.
Наконец, в пустыне Мейше многократно (на море, при историях с золотым тельцом, с Кейрахом, разведчиками, маном и т.п.) показывал евреям , что даже праведники не должны быть излишне уверены в себе, должны опасаться диких зверей внутри самих себя.
Таким образом, все: Тора, мы сами, весь мир, в целом, зависят от Мейше, и все это (как это случилось с секретаршей в нашей истории) мы можем выучить из урока, который преподает нам пустыня.
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль
Have comments? Want to subscribe? -
Check out our Website: “http://www.ohrtmimim.org”
& our TORAH website: “http://www.ohrtmimim.org/torah/”
Составление: (с) «Ohr Tmimim» <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: © 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>
Из материалов «Yeshiva on-Line»: <http://yeshiva.ru>