Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бешалах

 

Однажды,  в  самом  начале  правления  Ребе,  в его офис вошел молодой человек.  Он  обратился к ребе с обычной для тех дней (ведь только что началась  война  в Корее) просьбой: о благословении на освобождение от службы  в  армии.  Необычным  было другое: молодой человек счел нужным сделать ряд замечаний, разъясняющих его просьбу.

–  Я, ни в коем случае, не принадлежу к Хабаду, – заявил посетитель, – и  не  верю  в  любавических  Ребе.  Однако, сейчас… Никакие попытки изменить  ход  событий  другим  способом  не  принесли  результатов.  Ситуация,  похоже, безвыходная. Так я подумал, почему не попробовать и это?..

– У вас когда-нибудь были проблемы с зубами? – взгляув на него спросил Ребе.

–  Нет,  –  ответил  юноша, – У меня есть куча справок, о проблемах со всем, что только можно, но только не с зубами. Да я даже пломб никогда не ставил…

–  Хорошо,  –  продолжил  Ребе,  –  завтра  скажите,  что  у  вас стоматологические проблемы.

–  Н-но…  –  замялся  юноша,  но  вскоре понял, что высказывать свои сомнения поздно, – Ребе закончил разговор.

На  следующий  день  он  уже  стоял  пред  офицером, который, деловито пролистав бумаги нашего героя, достал зловещую печать…

–  Ох!  МОИ  ЗУБЫ!  –  Неожиданно  для  самого  себя  воскикнул юноша, одновременно  понимая,  что  по  всей  видимости,  совершает  сейчас немыслимую глупость.

–  Что?!  Какие  еще  зубы?!!  Чего  Вы  ждали  до  сих  пор?  Идите к стоматологу!  Он мигом с Вами разберется! Подозреваю, что Вы вернетесь в  мой  кабинет  очень  скоро,  и  не  удивлюсь,  если подобные фокусы кончатся для Вас тюрьмой!

Через  несколько  минут,  трясясь,  как  изрядно перепуганный заяц, наш герой стоял перед стоматологом.

–  Так-так…  – произнес стоматолог, лишь только дверь затворилась за офицером,  – Значит, Голдберг, не так ли?.. Еврей! – Прошипел он сквозь зубы.  Знаю  я  вас, евреев. Вечно вы заявляете, что не можете, видите ли,  работать  из-за ваших зубов! Американской армии не нужны паразиты вроде вас. Освобождены!

Стоматолог со злобой пришлепул бумаги Голдберга печатью «Не годен»…

–  Ой,  мама!..  Чудо!!  –  прошептал  Голдберг,  как  можно  быстрее продвигаясь  к  выходу  из  кабинета.  На  первом подъехавшем такси он отправился в Краун-Хайтс, чтобы лично поблагодарить Ребе.

– Если каждый будет возвращаться, чтобы сказать спасибо, это отнимет у Ребе  слишком  много  времени,  –  ответил  несостоявшемуся  солдату секретарь,  –  Напишите  записку,  и  при  первой же возможности мы ее передадим по назначению.

Когда  записка была положена перед Ребе, он посмотрел на принесшего ее секретаря и улыбнулся:

–  Мой  тесть  [предыдущий  Ребе]  всегда  делал  чудеса  «аккуратно», объясняя, что те же самые события произошли бы и при естественном ходе событий,  однако,  произошли  по  его  воле,  дабы  можно  было ощутить милосердие  Все-вышнего.  Однако  я увидел, что этот юноша никогда не соединился  бы  с  Б-гом,  если  бы  я  не  совершил  чудо,  которое естественными причинами объяснить нельзя…

***

Сегодня,  в  дни  Мошиаха, Б-г также делает для евреев чудеса, которые естественными причинами объяснить невозможно. (Что-нибудь вроде тех 39 снарядов,  во  время  войны  в Заливе взорвавшихся, как и предсказывал Ребе, именно так, чтобы никого не поранить).

Пример такого рода чудес мы находим в нашем недельном разделе Торы – «Бешалах».

Мидраш  («Мехилта  Шмойс» 14:13) говорит, что в ситуации, когда некуда было  бежать,  к  берегу  моря где стояли евреи, приближалась огромная армия  жаждущих  крови  египтян,  –  до того, как Мойше рассек море, – евреи  поступили так, как всегда поступают евреи, когда они не уверены в  том,  как  поступить: разбились на политические партии. Одна группа хотела  вернуться  в Египет («Мир – сейчас»), другая хотела сражаться, третья  –  молиться,  а  четвертая  призывала  всем  народом совершить самоубийство.

Ребе  объясняет,  что  все  они  были  неправы,  –  даже те, кто хотел молиться,  поскольку  действовали,  согласуясь  лишь  с  особенностями своего характера и не веря в то, что решение придет от Мойше. Истинный же  ответ  на  то,  как следовало поступить в той ситуации, мы находим далее в тексте главы («Бешалах» 14:15): «Зачем взывают ко Мне? – Скажи евреям  идти!»  –  Другими  словами:  не  обращайте  внимания на море, делайте  то,  для  чего  вы  были  выведены из Египта, идите навстречу получению Торы, а заботу об обстоятельствах Б-г возьмет на себя сам. И когда они выполнили приказ, море расступилось, а их вера стала крепче, подобно вере Голдберга.

Подобно  тому, как евреи прямо через Ям-Суф пошли получать Тору, также и мы не должны искать окольных путей.

Работа  и  цель,  определенная нам Мойше нашего поколения, Любавичским Ребе,  –  делать  добро, распространять свет Торы и заповедей (включая семь заповедей сыновей Ноаха) на весь мир.

Некогда  евреи,  желавшие  следовать за своей природой, хотели сделать «мир» (то есть не изменить мир таким образом, чтобы достигнуть мира, а влиться  в  мир,  –  подчиниться  ему),  сражаться (потратить всю свою энергию  на  борьбу  со злом), молиться (и отказаться от протянутой им руки помощи), или совершить самоубийство (в море Торы, игнорируя мир).  Все это не способ привести Мошиаха и исцелить мир.

Путь, ведущий к тому, чтобы избежать подобных ошибок и следовать тому, что говорит Мойше, – лежит через СИМХУ, радость от уверенности, что вы исполняете волю Б-га. Как можно прийти к этой радости? Тора раскрывает нам и это.

В  недельной главе мы находим удивительные слова («Шмейс» 14:31-15:1):

«И увидел Израиль, что Вс-вышний сделал с Египтом… и поверили они во Все-вышнего  и Мойше, Его раба. ТОГДА Мойше и сыны Израиля воспели эту песнь…»

Одно  из  замечательных  хасидских толкований этой фразы заключается в том,  что  еврей  по-настоящему счастлив и поет только после того, как поверит во Все-вышнего И Мойше.

***

Однажды один находящийся в горе отец пришел к гурскому Ребе (извините, если  я  ошибаюсь,  и  Ребе  был какой-нибудь другой), чтобы попросить благословения на выздоровление своего умирающего, не дай Б-г, сына. Он показал  Ребе  диагноз,  рентгеновские  снимки, рассказал о прогнозах, даваемых профессорами, и уставился в лицо Ребе, ожидая слов ободрения.

Ребе  вернул бумаги и снимки, сочувствующим взглядом посмотрел на него и сказал: «Б-г поможет».

Хасид  вылетел  из  офиса  Ребе на крыльях радости. Побежал в магазин, купил  виски  и  мезейнос  и отправился в синагогу звать людей к себе домой на праздник. Еще бы! – Ведь Ребе сказал, что Б-г поможет!

 

Всю  ночь  они пели, плясали, говорили слова Торы, а на следующее утро ребенок сидел и играл у себя на кровати, совсем здоровый. – Чудо!

Хасид  побежал  обратно  к Ребе с большим пожертвованием и еще большей благодарностью.

–  О чем Вы? – сказал Ребе, – Я вылечил вашего сына?! Я только сказал:

«Б-г  поможет»,  потому  что  вы  дали мне эти рентгены, всякие другие вещи, которых я не понимаю. – Ваше счастье вылечило вашего сына!

И, конечно, это счастье пришло к нему, потому что у него был Ребе.

Возвращаясь  к  приведенным  словам  Торы  о  песне на Море: Вы можете сказать,  что ничего особенно оригинального они в себе не содержат. Да и вообще: зачем Торе сообщать нам, что евреи поверили в Мойше и запели ПОСЛЕ  того,  как  он  провел  их через море? – Они верили в него и до рассечения  моря.  Не  вера  ли в Мойше провела их через море, в конце концов?

На  деле,  Тора  говорит  здесь  вот о чем: перед тем, как рассечь для евреев  море, Б-г рассчитывал на их высокую веру. Он был разочарован в евреях,  когда  они  запели  лишь  ПОСЛЕ  того,  как  увидели чудо. Он предполагал,  что  у  них  хватит  полной  и  веселой  веры,  чтобы возрадоваться  ДО  того,  как  море  рассечется,  –  сразу,  в  то  же мгновенье,  когда  Он  прикажет  им  перестать  плакать  и  продолжать двигаться к горе Синай.

***

Особый  урок  вышесказанное  несет  в себе для нашего поколения. Когда перед  Шестидневной войной любавический Ребе сказал о том, что события того  времени  закончатся  в  течение  нескольких  дней.  Или в начале восьмидесятых,  когда  ребе  заявил,  что  железный  занавес коммунистической  России откроется. Или во время войны в заливе, когда ребе  предсказал,  что  ракеты,  запускаемые  в сторону Израиля Ираком никого  не  убьют.  –  Конечно,  это успокоило тысячи людей. Ведь Ребе всегда прав!

Слова,  адресованные  нам  Ребе сейчас: «Будьте готовы к Освобождению!  Мошиах  уже  здесь!» – должны нести нам великое счастье, даже до того, как мы своими глазами увидим будущие чудеса. Это должно дать нам новые силы  для  того,  чтобы  делать добрые дела и готовить мир к грядущему Освобождению даже в том случае, когда нам кажется, что обстоятельства, в которых мы находимся непреодолимы…

***

Всем,  наверное,  знаком  анекдот  про мальчика, держащего чистый лист бумаги и объясняющего учителю рисования:

– Эта картина называется «Прохождение через Красное море».

–  Но  тут  пусто!  На твоем листе ничего не нарисовано! – скептически замечает учитель.

–  Ну,  –  объясняет  мальчик,  –  Евреи уже прошли, а египтяне еще не добрались до моря…

Существует  мидраш,  гласящий,  что евреи не пересекли Красное море, а лишь  сделали  крюк,  выйдя  на  том  же  берегу, несколькими милями в сторону  от  места,  где  в  море вошли. – Настоящая причина того, что евреи  предприняли  путешествие  через  море  заключалась в том, чтобы ПОТОПИТЬ  ЕГИПТЯН? – Не слишком понятно: Если Б-г хотел убить египтян, Он  мог  убить  их  во  сне,  утопить  в их собственных бассейнах, или заставить  их  убить  друг  друга.  Зачем  ради этого устраивать такое  грандиозное представление, как рассечение моря?

Ребе  отвечает,  что  рассечение  моря  было первым шагом в подготовке евреев  к  получению  Торы.  Когда  рассеклось  море,  вместе  с  ним рассеклись  все воды, даже «верхние воды» – Небеса, – так, что не было ничего,  скрывающего  Создателя.  Каждый еврей, простая рабыня, видели материальным зрением больше, чем пророк Ехезкель, поскольку Б-г дал им увидеть  то,  что  через  шесть  недель  им предстояло увидеть на горе Синай.

У  нашего  поколения есть труды хасидских, а в особенности – хабадских Ребе, называющиеся «Тейрас аМошиах», учением Мошиаха.

Эти  книги,  как  рассечение моря, показывают нам то, что происходит в Дни  Мошиаха,  когда  мир  наполнится  ощущением  и  знанием  Единства Все-вышнего, подобно тому, как океан наполняется водой.

 

Moshiach now!