4

Когда же человек служит не ради самого служения на самом деле, а по каким-либо иным мотивам, ради самоудовлетворения например, чтобы стать ученым в Торе и тому подобное, тогда эта мотивация, происходящая от "клипат нога", облекается в его изучение Торы, и Тора временно находится в изгнании в этой "клипе", до тех пор, пока этот человек не совершит покаяние, ибо "[покаяние] приносит в мир исцеление"[1], и с его возвращением ко Всевышнему и Тора его возвратится с ним. И потому сказали наши мудрецы: "Пусть человек всегда [занимается изучением Торы, даже и не ради нее]. Ибо, занимаясь ею не ради нее самой, он, наверное, придет к ней самой"[2], наверное, он в конце концов совершит покаяние в том или другом переселении [души], "ибо не будет отвергнут от Него отверженный"[3]. Но если человек изучает Тору так просто, не ради нее и не ради чего-либо иного, тогда не нужно покаяния, но тотчас же, как только он начнет что-нибудь изучать ради самой Торы, то, что он изучал просто так, объединится и присоединится к этому изучению и улетит ввысь, ибо в него [в прежнее изучение] еще не облеклась никакая "клипат нога". И потому "пусть человек всегда и т. д.". То же следует сказать и о молитве без сосредоточенности, как о том говорится в книге "Зогар".



[1]   Йома, 86б.

[2]   Псахим, 50б; Назир, 23б.

[3]   Шмуэль II, 14:14.

Запись опубликована в рубрике: .