10

Однако следует постоянно помнить о начале служения, его основе и корне[1]: несмотря на то, что страх - корень избегания зла, а любовь - творения добра, для того, чтобы творить добро, недостаточно только пробуждение любви, прежде всего следует пробудить хотя бы естественный страх[2], скрытый в сердце каждого еврея, - не восставать против Царя царей, Всевышнего, благословен Он, как говорилось выше[3], чтобы [страх этот] проявился открыто в сердце или хотя бы в мозгу, а именно - размышлять[4] хотя бы о величии Эйн Софа, благословен Он, и царстве Его, царстве всех миров, верхних и нижних. Он же наполняет все миры и окружает все миры[5], и как написано: "Ведь небо и землю Я наполняю"[6], и Он оставляет в стороне верхних и нижних, и Царство Его - единственно народ Израиля вообще и он, [размышляющий], в частности. Ибо каждый человек должен сказать: "Для меня сотворен мир"[7]. И он также принимает на себя царство Его, дабы Он был его царем, дабы служить Ему, творить волю Его всеми способами, какими раб может служить. "И вот Всевышний над ним"[8],



[1]   Всякое служение Всевышнему начинается с ощущения трепета пред Его величием, бесконечно превосходящим все сотворенное.

[2]   Хотя для полного служения Б-гу необходима и любовь, однако автор этого не почеркивает, но каждый обязан достичь страха пред Творцом или хотя бы готовности служения Ему - "принятия бремени Царства Небесного". (Из бесед последнего Любавичского Ребе.)

[3]   В гл. 4. См. также конец гл. 19 и 38.

[4]   Чтобы страх пред Творцом проявился хотя бы на уровне разума.

[5]   Окружающий все миры также наполняет все сотворенное, но в одинаковой степени, независимо от их качества, достоинства и способности принять Его влияние. В отличие от этого, Наполняющий все миры - это влияние в меру способности творения принять Его. Поэтому со стороны творений влияние Окружающего все миры явно не ощутимо, в то время как влияние Наполняющего все миры ощутимо в той или иной степени, в соответствии с высшим желанием. Так, например, творения не ощущают собственного существования, но уделение им жизненной силы они ощущают.

[6]   Ирмеягу, 23:24.

[7]   Мишна, Сангедрин, 4:5. То, что мог так сказать первый человек, когда, кроме него, не было еще людей в мире, понятно. Но может ли это сказать каждый в наше время, когда в каждом поколении евреев насчитывается сотни тысяч? Поэтому Мишна подчеркивает, что каждый человек - целый мир, и как все миры зависели от служения Б-гу первого человека, когда он был еще один, так же и теперь возвышение миров или противоположное этому их состояние зависит от каждого человека в отдельности. (Из бесед последнего Любавичского Ребе.)

[8]   Брейшит, 28:13.

Запись опубликована в рубрике: .