24

И еще одно следует помнить: так же, как в человеке - короле боятся в основном внутренней его [сущности] и жизненной силы, а не его тела, ведь когда он спит, его не боятся, а ведь внутренняя [сущность] и жизненная сила его не видны телесному глазу, они видны лишь умственному взору через телесное видение его тела и одежды, ибо известно, что жизненная сила его в них облечена, точно так же должен человек страшиться Всевышнего, наблюдая телесными глазами небо и землю и все воинства их, в которые облечен свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, дабы их оживлять*.

Примечание. 

Видно также глазом, что они показывают несамостоятельность своего существования по отношению к свету Его, благословенного, тем, что ежедневно они преклоняются в сторону запада при заходе их. как объясняют мудрецы, благословенна их память, слова: "И воинства небесные Тебе поклоняются''[1], потому что Шхина[2] на западе, таким образом их склонение к западу на протяжении всего дня - это поклонение и самоуничижение[3]. А ведь даже тот, кто никогда не видел короля и совсем его не знает, все же если, войдя во двор его, он видит, как множество вельмож и уважаемых людей кланяются одному человеку, его охватит трепет и страх.

И хотя речь идет об облечении во многие одеяния, нет совершенно никакой разницы или различия в страхе по отношению к человеку - королю, наг ли он или одет в одно одеяние или же он одет во многие одежды. И самое важное - привычка, [нужно] приучить свое знание и мысль так, чтобы сознание этого было постоянно укорененным в сердце и в мозгу, что все видимое человеческим глазом - небо, земля и наполняющее ее - все это внешние одеяния Короля, Всевышнего, благословен Он, и тем самым человек всегда будет помнить о внутренней [сущности] и жизненной силе их. И этот смысл имеется в слове эмуна ["вера"], что означает привычку, когда человек приучает себя, как оман ["умелец"], который меамен ["обучает"] руки свои, и т. д.



[1]   Нехемья, 9:6.

[2]   В Иерусалимском Храме Святая святых была расположена в западной стороне Храма и туда обращали молитвы.

[3]   Сангедрин, 91б; Бава батра, 25а.

Запись опубликована в рубрике: .