Ваишлах. 19 кислева

"Где ты?"

1.  Рассказывал Ребе, тесть мой:

Во время заключения Старого Ребе в Петропавловской крепости его допрашивал «товарищ (т.е. заместитель) министра», знаток ТаНаХа[2] и еврейства вообще. Среди вопросов, которые он задавал Ребе, был вопрос по поводу следующего места в Торе: «И воззвал Б-г Всесильный к человеку, и сказал ему: где ты?» - разве Вс-вышний не знал, где находится первый человек, и должен был спрашивать «где ты»? — Ответил ему Ребе комментариями РаШИ[3]. Говорит министр: «Что говорил РаШИ, я и сам знаю - я хочу послушать, что скажет на это Ребе». Ответил ему Ребе: «Когда человеку исполняется столько-то и столько-то (а назвал он точный возраст министра), спрашивает его Вс-вышний: «Где ты?» — «Знаешь ли ты, для чего ты появился на свет, что ты должен сделать и что ты уже сделал?»

И заключил Ребе, тесть мой, что ответ Старого Ребе министру спас его от того, чтоб душа его не вылетела из его тела. Ибо Ребе испытывал столь великую радость от того, что он удостоился пойти на Самопожертвование ради Торы Баал Шем Това[4] и Межеричского  Магида[5] - столь великое, что душа его могла вылететь из тела. Но вопрос «Где ты? — выполнил ли ты все, что на тебя возложено?» прозвучал, обращенный к нему самому, и когда он задумался над этим, его душа оказалась вынужденной  остаться в его теле ради выполнения всего, ради чего она спустилась вниз, в Этот мир.

Все, что случилось с нашими святыми Рабейим[6] (тем более, если Ребе, «пастырь Израиля», сам же и рассказывал об этом) - урок и наставление «овцам его пастбища», хасидам, а через них - и всем евреям в целом

Каждый еврей должен знать, что вопрос «где ты?» задают ему постоянно - будь он величайший из великих или самый малый из малых.

Только вопрос этот сообразуется с сущностью каждого еврея: одному его задают, чтоб удержать его душу, чтоб не улетала она в Высшие миры и смогла выполнить здесь, Внизу, свое поручение и свое Служение - строить Ему, Святому, «жилище в Низах», а другого спрашивают: «Где ты?», чтоб не дать ему пасть совсем низко, чтоб укрепить его в Изучении Торы и выполнении мицвот.

И сам этот вопрос - уже и есть придание сил на выполнение каждым своего Служения и своего поручения, ради которого он только и создан, и выполнение - «в веселии и радости сердца».

Касательно связи между вопросом «где ты» и заключением Старого Ребе в тюрьме можно, быть может, ещё сказать следующее:

Ребе был посажен в тюрьму потому, что Вверху, перед Всевышним, против Ребе выступил Обвинитель - за то, что он открыл сокровеннейшие тайны Торы - Торат-Хасидут - самым широким массам евреев. Ребе сделал возможным для каждого еврея доступ к сокровеннейшим тайнам Торы - так, чтобы они снизошли в разум и Б-жественную душу (а через них - даже в телесный разум Животной души) даже самого простого еврея, и потому против него Вверху выступил Обвинитель и тем самым вызвал появление земного обвинителя Внизу, в тюрьме.

И точно так же - победа и Освобождение Ребе здесь, Внизу, были вызваны тем, что там, Вверху, было дано разрешение продолжать открытие человеческому разуму сокровеннейших тайн Торы - то есть, были даны повеление и силы для его выполнения, и Обвинитель должен был замолкнуть, и потому замолчал и земной обвинитель.

Но как это вообще возможно, чтоб сокровеннейшие тайны Торы могли сойти и обосноваться в человеческом разуме? Ведь скорее они должны побудить душу страстно устремиться в Высшие миры, к своему Первоисточнику?

— Когда Ребе, душа которого уже была готова вылететь из тела, услышал вопрос: «Где ты?» - вопрос Свыше: «А выполнил ли ты уже всё поручение, ради которого ты создан: построить Ему, Святому, «жилище в низах?», это дало ему силу выполнить его Служение, и это неизменно дает силу самим «Низам» - таким, какие они есть по своей Сущности - быть жилищем для Б-жественной Сущности.

И этим снимаются все ограничения и препоны, ибо когда это делается по поручению Вс-вышнего и силами, которые Он дает на это - Он, спрашивающий! «Где ты?», то все преграды рушатся, и сокровеннейшие тайны Торы нисходят и открывается Внизу, и это будит душу и открывает в ней то, что глубоко-глубоко сокрыто - то, что связывает её с самой Сокровенной Сущностью Святого, благословен Он.

(Ликутей сихойс т.1 стр 73 из сиха на 19 кислев 5718 (1958))


[1] Годовщина выхода на свободу Старого Ребе (р. Шнеур Залмана из Ляды) из Петропавловской крепости (5559 = 1798), «новый год» Хасидут Хабад

[2] Сокращение слов: Тора, Пророки, Писания, т.е. Письменная Тора

[3] Рабби Шлоймо бен Ицхок

[4] основатель общего хасидизма

[5] ученик и продолжатель пути Баал Шем Това

[6] множественное число от «Ребе»

 
Запись опубликована в рубрике: .