Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Второй день Рош аШана 5718 г.

בס»ד

И чем – шофаром, ибо шофар – это идея крика сердца, коло пнимоо дэло иштама[1]. Ибо, есть несколько способов крика (цеоко), есть крик, который человек может выразить буквами речи, упорядоченными буквами, или неупорядоченными буквами, но так или иначе, может выразить это буквами речи. И есть крик, который человек не может выразить буквами речи, но это крик простым голосом. И есть крик, который он не может выразить даже простым голосом. Но это крик сердца, и как сказано про Хану, «только уста ее движутся и голос ее не слышен», что это есть идея крика сердца. И это приходит со стороны того, что задумываются, что у Пнины есть дети, а у Ханы нет детей, т.е., что в леумас зэ есть у него все, а в святости – нет детей, порождения праведников – добрые дела, и посредством того, что задумывается об этом, становится у него крик сердца. И подобно этому это в тонком смысле, в служении праведников, ведь тот, кто делает знаки стоя перед царем…, что это не только не служение, но наоборот, это противоположность служению, и т.е., что даже когда он служит Вс-вышнему в страхе и любви, но ведь есть тот, кто любит, и он не в полном самоустранении. И подобно этому, когда он задумается об опускании его души вниз, что относительно его души, как она наверху, все его служение несоизмеримо совершенно, и как объясняет Алтер Ребе, что даже если будет законченный праведник служить Вс-вышнему в страхе и великой любви, аhаво бетаанугим, не достигнет достоинства…, ибо в душе, как она Свыше, сказано о ней, ашер омадти лефонов, и когда она опустилась вниз, то аспект Б-жественности он в гисхадшус у нее, что нужно несколько и несколько трудов, пока будет у него аспект слышания в Б-жественности, и тем более, чтобы был у него аспект зрения в Б-жественности. И поэтому также в законченных праведниках возможен аспект тшувы, что вернет свою душу к той ступени, как она была Свыше. И когда он задумывается обо всем этом, это затрагивает сущность его души, и тогда он кричит криком своего сердца, что он не может раскрыть это также простым голосом. И это есть аспект шойфор, что он не может выразить буквами речи, и также не простым голосом, но только в аспекте цоак либом, ибо звук шофара — это не голос человека, но только голос животного, и в ступенях души это указывает, что это затрагивает его в сущности его души, т.е., не в аспекте НаРаН, что это есть аспект внутренних сил, но в макифим хайо йехидо. И более подробно, это аспект тшуво которая со стороны йехидо именно, ибо аспект хайо это ближний макиф, который действует и ощущается во внутренних силах, и как сказано «пусть всегда человек учит в том месте, где желает его сердце», что посредством того, что желает его сердце, происходит пробуждение в разуме, но макиф йехидо выше чем идея внутренних сил совершенно. И это есть идея шойфор, что это есть идея тшуво, которая со стороны сущности души действительно, аспект йехидо. И посредством этого происходит само собой также подъем внутренних сил, как сказал Баал Шем Тов, там, где находится желание человека, там он сам находится, ибо желание человека – это йехидо в душе, и это есть в месте, где желание человека, когда он шпат зих айн всей сущностью своей души, в аспекте йехидо в душе, ускатив йосейд бемокойм неэмон, тогда – там он находится, т.е., что хотя все еще находятся его раскрытые силы в другом месте, но, когда желание человека находится в этом месте, то посредством этого – там он находится, что воздействует также на свои раскрытые силы. И это есть чем – шофаром, что это есть аспект крика сердца со стороны аспекта йехидо в душе, и посредством тшуво в аспекте йехидо он достигает ацмус, и т.е., что Тора – это только аспект раскрытия, но посредством тшуво со стороны йехидо он достигает ацмус.

И с этим будет понятно превосходство баалей тшуво перед законченными праведниками, ибо притяжение Б-жественности, которое происходит посредством служения праведников, оно со стороны аспекта Торы, и поэтому это в аспекте светов и раскрытий только, но баалей тшуво, что их служение – со стороны души, йехидо в душе, — посредством этого достигают ацмус. И поэтому в служении праведников есть ограничение, что есть различие между заповедью делай и заповедью не делай, что посредством заповеди делай, что это есть аспект сосудов, притягивают только света, которые имеют отношение к сосудам, а света, которые выше, чем сосуды, невозможно притянуть их но только посредством заповедей не делай, что это есть идея отрицания сосудов, но притянуть эти света в сосуды невозможно, поскольку это света, которые выше чем сосуды, и все это потому, что притяжение посредством работы праведников оно со стороны аспекта Торы, что это есть аспект света и раскрытия только, и поэтому есть в этом ограничение. Однако, у баалей тшуво – здойнойс делаются им как зхиойос, что также света, которые выше чем сосуды они притягивают в сосуды, что не-добрые дела, которые они сами сделали, делаются им как заслуги, что становятся сейчас способом позитива и сосудов, и притягивается в них свет, который выше чем сосуды. И как в заповедях мудрецов, которые из диврей сойфрим, что посредством них притягивается свет, который выше чем сосуды, в сосуды. И т.е., потому что тшува, которая со стороны души – достигает Сущности, и поэтому нет в этом никаких измерений и ограничений совершенно.

Хес

И поэтому, каждый год, который беден в начале, будет богат в конце, ибо рошо бисхилосо[2] – это идея тшувы с криком сердца, внутренний голос, который не слышен, и как нищий, у которого нет ничего, и подобно этому также служение тшуво у праведников, поскольку «тот, кто делает знаки, стоя перед царем…» (как говорилось выше). И вот, идея рошо бисхилосо должно быть в Рош аШоно именно, ибо хотя также в течение всего года должен быть аспект битуль, что поэтому начало служения каждого дня это в аспекте гойдоо, для того, чтобы привлечь аспект единения Кудшо Брих Гу ушхинтей[3] посредством заповедей, и как мы говорим перед каждой заповедью, лешем йихуд Кудшо брих гу ушхинтей, тем не менее, притяжения в течение всего года это притяжение частных аспектов для частного дня, и поэтому также битуль он не со стороны сущности души, но в Рош аШоно, когда все аспекты возвращаются к своему корню и нужно притянуть из ацмус, поэтому должен быть битуль с криком сердца, со стороны аспекта йехидо, что это есть идея рошо бисхилосо. И посредством того, что она рошо бисхилосо, она мисашерес бесойфо[4], что идея аширус – это притяжение ацмус, ибо все света и раскрытия – это не есть аспект аширус, ибо это включено в то, что сказано «веимхо лой хофацти[5]«, и истинный аширус – это только ацмус[6], и к этому приходят посредством служения рошо бисхилосо. И это есть мин а-мейцар короси Йуд-Гей[7], что посредством служения, которое мигой аксо[8], достигается онони бамерхов Йуд-Гей[9], мир рахвус[10], вплоть до аспекта мерхов го-ацми[11] действительно. И как указывается также в идее шойфор, что одна его сторона узкая, а другая – широкая. И поскольку притяжение в Рош аШоно – это притяжение из ацмус, что относительно ацмус духовность и материальность равны, поэтому притяжение оно не только в духовности, но также и в материальности, и как говорит Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в мааморим Рош аШоно, парносо[12] в духовности и парносо в материальности.

И это есть также аспект бакэсэ, который соответствует идее бедности и нищеты, как говорилось выше. И это не противоречит тому, что говорится в Мидраш, на посук бахойдеш ашвии[13], что он насыщен всем, ибо наоборот, именно поэтому, что именно посредством тшуво, что это есть идея бедности и нищеты, притягивается сущностная сытость, со стороны ацмус действительно. И поскольку это притяжение оно со стороны ацмус, то это притягивается также в материальности, т.е., что притягивается сытость на весь год, как в духовности, так и в материальности, гитойс[14] в нем, брохойс[15] в нем, кипур[16] в нем, суко в нем, лулов и арово в нем, и притягивается шоно тойво[17] для каждого и каждого, во всем, чем он нуждается, боней хайей умзойней рвихей[18].

[1] «Внутренний голос, который не слышен»

[2] «бедная в начале»

[3] Святой, Благословен Он, и Его Шхина

[4] обогащается в конце

[5] «А с Тобой не хочу (ничего) на земле!» (Тегилим 73, 25)

[6] см. также маамар «Тфило леМойше» п. 4 и далее (прим. переводчика)

[7] «Из теснин взывал я к Вс-вышнему

[8] из теснин

[9] «ответил мне в широте Вс-вышний

[10] широта

[11] сущностная широта

[12] заработок

[13] «В седьмой месяц»

[14] яма, в которой давят виноград

[15] благословения

[16] искупление

[17] добрый год

[18] дети, здоровье и заработок – щедро.