«И завершены были небеса и земля»
С главы «Берейшит» первой книги Пятикнижия начинается годовой цикл чтения Торы в еврейских общинах. Тематика этой книги в большой степени отражена в ее названиях. Русскоязычному читателю она известна как Книга Бытия. «Бытие» – это буквальный перевод греческого слова «Генезис», означающего – происхождение, творение, возникновение. Таково название книги в древних греческих и латинских текстах, откуда оно перешло и в современные романские и германские языки. Сама Тора названий входящих в нее книг, как правило, не приводит. Однако в книге Йегошуа упоминается название «Сефер ха-Яшар», под которым, по мнению талмудического мудреца р. Йоханана, имеется в виду первая книга Библии. «Что это «Сефер ха-Яшар»? – говорит со слов р. Йоханана его ученик р. Хия бар-Абба. – Это книга об Аврааме, Ицхаке и Яакове, которые названы «йешарим» – «праведные» («Авода Зара» 25). Сходное с этим название получила книга в караимской литературе – «Книга праотцев». Известный комментатор р. Моше Бен-Нахман называет ее «Книгой Творения». Другой средневековый комментатор Писания дон Ицхак Абарбанел именует ее «Книгой о личностях» в отличие от следующей за ней «Книги о народе». Наибольшее распространение в еврейских кругах уже в древние времена получило название «Берейшит» по первому слову книги, выражающему довольно точно ее содержание – «В начале».
Книга «Берейшит» повествует о начале появления на свет народа – носителя и глашатая Б-жественного Учения. Первая ее глава, носящая то же имя, рассказывает о первых десяти поколениях человечества. А первый из семи разделов этой главы – рассказ о первых семи днях существования мира.
В древности каждая мало-мальски цивилизованная нация выставляла свою более или менее оригинальную теорию происхождения и структуры вселенной. В древних книгах индусов, например, мы читаем такое: «Миллионы лет назад стал существовать мир. Это была плоская треугольная плоскость с высокими горами и обилием воды. Она имела множество уровней и ярусов и держалась на головах слонов, которые стояли на панцире черепахи, которая в свою очередь стояла на кольце громадной змеи. Если слоны двигались, земля тряслась и дрожала».
Рассуждая объективно, следует признать, что в те времена, когда создавалась эта космогоническая теория, она имела полное право считаться признанно научной гипотезой. Ведь как еще можно было объяснить такой важный феномен, как землетрясения? Правда, сегодня эта гипотеза вызывает улыбку. Но кто знает, не будут ли нашим потомкам казаться еще более нелепыми многие из нынешних сугубо научных и вроде бы подтвержденных гипотез. Следует к тому же отдать должное древним индусским ученым: при всем богатстве своего воображения они ограничили возраст мира всего лишь миллионами лет. Нынешние ученые в этом вопросе куда смелее.
При раскопках на месте древнего города Ниневии (той самой Ниневии, о которой идет речь в книге пророка Ионы) были найдены тысячи клинописных табличек. Эти таблички представляли собой библиотеку ассирийского царя Ашурбанипала, правившего в 650-м году до н. э. В 1872 году ученому Джорджу Смиту из Британского музея удалось расшифровать тексты этих табличек. Среди них был обнаружен набор из семи табличек, содержащий рассказ о сотворении мира. В научной литературе этот рассказ получил название «Эпос творения». В Месопотамии археологи обнаружили еще одно предание о происхождении вселенной, названное Вавилонским преданием о творении. Обе эти космогонические версии содержат некоторые положения, поразительно сходные с библейскими, особенно по части последовательности событий. Но каким чудовищам обязан в них мир своим происхождением! Как ужасна история о богах, напивающихся до умопомрачения и убивающих друг друга из зависти и ревности!
В отличие от всех теорий творения вселенной – древних и современных – рассказ Торы содержит не гипотезы, созданные людьми соответственно образу своего мышления, а более или менее откровенные сведения, поведанные самим Создателем, и поэтому рассказ этот не превращает земной мир в треугольный блин, не ставит его ни на какие подпорки, не сопровождает повествование о сотворении мира захватывающими сюжетами в стиле пошлого авантюрного романа, где побеждают сила и коварство, вообще не содержит утверждений, когда-либо на протяжении тысячелетий опровергнутых результатами объективных исследований или непредвзятым анализом известных науке фактов.
Однако вернемся к рассказу Торы о сотворении вселенной. По Торе мир был создан десятью Б-жьими речениями: «Да будет свет...», «Да будет свод...» и т. д. Как надо понимать эти речения? Этому вопросу уделяется много внимания в еврейских философских книгах, в частности, в книге Рабби Шнеур-Залмана «Ликутей Амарим» и особенно во второй ее части под названием «Врата единства и веры». Постараемся в доступной и весьма упрощенной форме изложить некоторые приводимые там положения.
Мир создан животворной Силой Создателя. Нашему просвещенному читателю будет удобно представить себе эту Силу чем-то вроде единого поля, лежащего в основе всего сущего, наподобие того поля, которое тщетно искал Эйнштейн в последние годы жизни. Поле это, в сущности своей не ограниченное никакой мерой и никакими формами, ввиду того, что истекает оно от Единого и Безграничного, порождает 22 вида «элементарных частиц», различные комбинации которых становятся всевозможными предметами и явлениями, наполняющими вселенную.
Эти частицы есть буквы Б-жьих речений. Десять речений, приведенных в Торе, породили наиболее значительные явления и предметы: землю и окружающее ее пространство, воду, свет, небесные светила, растительный и животный миры и наконец человека. Б-жественная энергия, заключенная в этих речениях, слишком велика, чтобы воплотиться в более ограниченные предметы. Однако каждый предмет и каждое явление природы: от самого завалящего нейтрино или легковесного фотона до колоссальной галактики – обрели существование исключительно благодаря определенным комбинациям букв, входящих в десять Б-жьих речений.
Рассказывая о сотворении человека, Тора говорит, что он был создан по образу и подобию Б-га. Внутренняя энергия человеческой души, прежде чем воплотиться в практические действия, тоже облачается в форму неких знаков. Сначала это знаки мышления, открывающие самому человеку его собственные желания, устремления, достижения его разума. Выливаясь наружу, эти знаки становятся звуками речи, а ложась на бумагу, превращаются в буквы алфавита. Комбинациям букв Б-жьих речений, породившим то или иное явление или предмет, соответствует название этого предмета или явления на языке Торы.
Буквы Б-жьих речений, через которые в мир вливается жизнетворная Сила Создателя, не покидают порожденные ими явления и после акта творения, ибо в противном случае все они вернулись бы к своему первичному состоянию, т. е. к небытию. И об этом говорит Давид в своем 119-м псалме: «Вечно, Б-же, Слово Твое стоит в небесах».
Более подробно этот вопрос рассматривается в изданном организацией Х.А.М.А. в 1965 г. сборнике комментариев «Книга Книг». В нем говорится, что согласно хасидизму, сотворение из небытия не может рассматриваться как одноразовый акт. Творение ex nihilo продолжается непрерывно. Сказано: «Вечно, Б-же, Слово Твое стоит в небесах» (Псалмы. 119:89). Это значит, что «Слово Б-жье», Веление Вс-вышнего, посредством которого был создан небосвод, непрестанно в нем пребывает, сообщая ему существование. То же самое можно сказать и о других творениях. Без постоянного творения любая вещь прекратила бы свое существование. В этом принципиальное отличие сотворения «из небытия» от человеческого созидания, в котором человек не сотворяет материю, а лишь придает ей новую форму. Поэтому человек, сделав вещь, может оставить ее и уйти. Если, однако, на мгновение прекратится действие Творящей Силы на Бытие, оно тут же перестанет существовать.
Отсюда следует, что абсолютно все, происходящее в мире, является следствием Б-жественного Провидения (гашгаха пратит), направляющего все бытие.
Согласно кабале и хасидизму, под тогу подразумевается мир Хаоса, предшествовавший Космосу ( тикун ). Тогу и тикун – это обширная тема в учении каббалы. Основная ее идея в следующем. В мире Хаоса Бесконечный Свет (Истечение Б-жественной энергии) не пропорционален «сосудам», воспринимающим его. Произошла так называемая «ломка сосудов», которые не выдержали сильного напряжения Света. Эта «ломка» называется также «смертью». Смерть, как известно, – это отделение души от тела. Душа, покидая тело, уходит в духовный мир, а тело, лишившись души, разлагается. Метафорически так и следует понимать «смерть» по отношению к «сосудам». «Обломки» их стали началом Зла и вообще всего материального. Тем самым осуществился замысел Творца: в сотворенном Им мире существует выбор между Добром и Злом, между материальным и духовным.
Мир Космоса тикун начинается с сотворения света, который есть «благо». Человек, в котором разум господствует над чувствами, является олицетворением тикун , в то время как животный, растительный и мертвый миры исходят от тогу .
Тогу первичен и уровнем выше тикун. Однако предметы, образовавшиеся в результате «ломки сосудов», деградировали и стоят ниже человека. Но внутренне они обладают большей потенцией, и человеку приходится к ним обращаться (например, потребление пищи). Так и сказано: «Не на хлебе едином живет человек, а на всем исходящем из Уст Б-жьих живет человек» (Второзаконие, 8:3). Смысл этого стиха: не физическим хлебом самим по себе жив человек, а Словом Б-жьим, которым создан хлеб и которое в хлебе содержится.
В каждой вещи материального мира внутренне содержится искорка духовного. Задача человека в исполнении Торы и ее заповедей – извлечь «искорки» духовного из материального и возвысить их до Источника. Поскольку источник этих «искр» Тогу выше Тикун (источника человека), душа человека также возвышается, (Если же взор человека обращен к материальной сущности вещей, он, наоборот, деградирует, опускаясь до их уровня). Согласно кабале общее число «искр», «выпавших» в результате «ломки сосудов», равно 288. В слове мерахефет («парил» – во фразе: «и Дух Всесильного парил над водами») содержится намек на это. Первая и последняя буквы образуют слово мет (мертвый), а три серединные – число рафах (288). Это подчеркивает, что «288 искр» сокрыты в «мертвом» («разбитых сосудах» – образовавшихся от них материальных предметах). Когда завершится отбор человеком 288 искр святости из бытия, наступит мессианская эра.
В начале главы «Берейшит» сказано, что мир был сотворен из абсолютного ничего.
«Вначале сотворил Б-г небеса и землю. А земля была пуста и хаотична, и тьма над бездной, а ветер (от) Б-га порхает над водой. И сказал Б-г: да будет свет – и стал свет. И увидел Б-г свет, что он хорош, и разделил Б-г между светом и между темнотой. И назвал Б-г свет днем, а темноту назвал ночью. И был вечер, и было утро, день один».
Под словом «эрец» (земля) имеется в виду все, что на ней есть – вода и др. Под словом «небеса» («шамаим») имеется в виду все, кроме земли – солнце, звезды, планеты, галактики, туманности, частицы водорода, кислорода. Интересно, что в Торе имеются буквы большие и маленькие. А в слове «берейшит» буква «бет» большая. Ведь вся Тора: и правописание букв, и напев – все идет по преданию более 3300 лет, и на все есть объяснение. Почему «бет» – большая?
Есть вещи, недоступные нашему пониманию. Мы можем разобрать лишь то, что мы видим, слушаем, щупаем своими руками, ощущаем нашими органами чувств. Может ли наш мозг иметь понятие и размышлять о том, что было до сотворения мира? Ведь время и пространство – это формы существования материи. Поэтому бесполезно нам представлять, что было до начала времени и после или где кончается пространство. Буква «бет» закрыта сверху, снизу и справа и открыта слева (как мы читаем в Торе), т. е. рассуждать и представить мы можем только то, что было после сотворения мира, но не до сотворения. Ведь в физике тоже есть принцип неопределенности Гейзенберга, где приходится отказаться от наших обычных представлений в макромире. Любопытно, что в этой главе слово «бара» употреблено только три раза. Бара – сотворил – значит из ничего, нечто новое. Первый раз здесь – сотворение материи. Второй раз «вайивра Элоким эт ха-таниним ха-гдолим» – «и сотворил Б-г большие морские животные» – сотворение жизни, животных, имеющих скотскую душу. А третий раз «вайивра Элоким эт ха-адам» – «и сотворил Б-г человека», – в котором есть кроме жизни обычной, как у всех животных, еще Б-жественная душа, которая остается и после его жизни. Словом «тхом» (бездна) имеются в виду ямы в земле, где потом скопилась вода в виде морей и подземных вод.
В первом стихе речь идет о сотворении материи. Во втором стихе речь идет о сотворении движений: «ветер от Б-га порхает...»
«И сказал Б-г» – в смысле приказал, заставил, и исполнилась Его воля. «Да будет свет – и стал свет».
Люди только сравнительно недавно поняли, что свет – это глубокий внутриатомный процесс, когда электрон переходит с одной орбиты на другую, и выделяется тогда энергия света. Хотя солнце, звезды и все остальные небесные тела были уже сотворены, но выделять свет, то есть светить они начали только на четвертый день. Ученые считают, что на солнце постоянно происходят термоядерные реакции, ежесекундно 4 миллиона тонн массы переходят в энергию и это источник света солнца. Эти процессы начались лишь на четвертый день. И отсюда принципиальная разница между светом в первые три дня творения и потом. В первые три дня земля как бы окутывалась световым слоем на 12 часов, после 12 часов абсолютной темноты. А начиная с четвертого дня творения освещена та часть земли, которая повернута к солнцу. Возможно, что это заложено в словах псалма 104, ст. 2. «Окутывающий свет, как одежду; простирающий небеса, как завесу». Земля была вся окутана светом, как одеждой. Итак, в первый день были сотворены материя, движение, свет и четкое разделение между светом и темнотой – день и ночь.
«И сказал Б-г: да будет свод внутри воды и будет разделять между водой и водой. И сделал Б-г свод, и разделил между водой, которая под сводом, и между водой, которая над сводом, и стало так. И назвал Б-г свод небом. И был вечер, и было утро, день второй» («Берейшит» 1, 6 – 8).
Здесь в этих главах много секретов Торы, но попробуем понять хотя бы простой смысл перевода.
О каком своде идет речь? Ведь небеса были сотворены в первый день, а тут сказано, что этот свод назван небом. В Талмуде говорится, что этот свод разделяет между «верхними водами» и «нижними водами». Можно понять так: как известно, пространство между землей и солнцем, а также между звездами заполнено разреженным водородом и кислородом. Это может быть названо «верхними водами», а вода на земле – «нижними водами» – обычная вода. Тора рассказывает нам, как Б-г создал условия для нашей жизни. Она не рассказывает о тех мирах, что не имеют к нам отношения. Во второй день Б-г создал атмосферу – т. е. сгустил много частиц азота, кислорода и водорода, и это окутывает земной шар как свод со всех сторон. Благодаря этому возможно дыхание живых существ. И чудо, что атмосфера не редеет, не рассеивается. И это заложено в словах Торы «и стало так» – стих 7, – т. е. навсегда. Слово «шамаим» интересно трактует РАШИ – эш и маим, огонь и вода, т. е. что Б-г взял огонь с водой и это стало сводом, окутывающим земной шар (ст. 8 – и назвал Б-г свод «шамаим»). Огонь – это кислород, ведь горение – это соединение с кислородом, а высшие слои атмосферы состоят из водорода – «верхняя вода». РАШИ также пишет, что хотя небеса были сотворены в первый день, но они были сильно разрежены, а во второй день уплотнились, от слов Б-га: да станет свод, т. е. Б-г сгустил их, создав атмосферу вокруг земли. Ведь слово «шамаим» означает все, что вне земли, начиная с атмосферы. Атмосфера – это нижняя часть небес, а есть выше и выше. Так и сказано в Торе: «Ведь (в руках) Б-га небо и небеса небес, земля и все, что на ней» («Деварим»10, 14).
А сколько удивительных вещей в атмосфере, оберегающих жизнь на Земле. Летит много протонов и жестких космических гамма-лучей в космосе, губительных для жизни – но ионосфера на высоте 45 км от земли их не пропускает. Летят от солнца электроны со скоростью 200 – 400 миль в час – имеется магнитосфера, которая их не пропускает. Идут от солнца ультрафиолетовые лучи, губительные для глаз и для многих мелких животных – так есть на высоте 65 км слой озона, толщиной 3 мм – и он их задерживает.
Интересно, что уже в советских книгах ясно говорится, что все теории о происхождении вселенной не выдержали испытания временем, оказались ошибочными.
«Вселенная возникает как квантовая флуктуация, начавшись практически «из ничего». «Ничто может отождествляться с пустым пространством». Из советских физиков придерживаются этого П. И. Фомин из Харьковского университета и академик Зельдович (см. «В мире науки», 1984, № 7). То есть пришли к словам: «Вначале сотворил Б-г небеса и землю».
В недельной главе говорится также о грехопадении Адама. Вкусив от запретных плодов древа познания, первый человек почувствовал в себе неведомые ему ранее низменные страсти и понял, что отныне он должен прикрывать свою наготу.
Неожиданно услышал он голос Творца. «И воззвал Б-г к Адаму: где ты?»
С этими словами Пятикнижия связан хасидский рассказ о Рабби Шнеур-Залмане, авторе книги «Ликутей амарим» («Тания»).
В Петропавловской крепости, куда Рабби был брошен по лживому доносу, к нему пришел однажды шеф жандармерии, чтобы допросить Рабби, обвиняемого в самых тяжелых политических преступлениях.
Войдя в камеру, высокопоставленный жандарм увидел перед собой погруженного в раздумья старца с лицом, излучающим святое благородство и мудрость.
Будучи знатоком Библии, шеф жандармерии обратился к Рабби:
– Я бы хотел задать тебе вопрос по поводу одного места в тексте Писания.
– Спрашивай все что хочешь, – ответил Рабби.
– Объясни мне стих: «И воззвал Б-г к Адаму и спросил его: где ты?» Разве Вс-вышний не знал, где находится Адам?
– Веришь ли ты, что Тора вечна и остается неизменной в любое время и в любом поколении? – спросил Рабби.
– Да, я верю в это.
– Тогда слушай. Смысл стиха, который ты мне прочел, состоит в следующем: все время Вс-вышний взывает к каждому человеку («адам» в переводе с иврита – человек) и говорит ему: где ты, какое место занимаешь в мире? Человеку дана определенная продолжительность жизни. Каждый день он должен сделать какое-то доброе дело для Б-га и людей. Задумайся над тем, сколько лет ты прожил и сколько добрых дел ты сделал в своей жизни. Ты прожил, к примеру... (тут Рабби назвал точный возраст шефа жандармов) . Что ты совершил за годы своей жизни? Сделал ли ты кому-нибудь добро?
Шеф жандармов был поражен. Он положил руку на плечо Рабби и воскликнул: «Браво!»
В Мидраше «Тмура» рассказывается, что однажды некий неверующий пришел к рабби Акиве и спросил его:
– Кто создал мир?
– Мир создан Б-гом, благословен Он, – ответил рабби Акива.
– Докажи это, – потребовал неверующий.
– Кто соткал твой плащ? – спросил рабби Акива.
– Ткач, конечно.
– Докажи это, – сказал рабби Акива. – И, повернувшись к ученикам, добавил: – Так же как плащ свидетельствует о существовании ткача, так весь мир – свидетельство того, что он создан Святым Творцом, благословен Он.
Однажды Ньютон сделал модель солнечной системы. К нему зашел знакомый атеист, который, восхищаясь моделью, спросил: «Ньютон, кто это создал тебе?» Ньютон ответил: «Это создалось само по себе: шары, пружины...
Ты не веришь? Тогда почему же ты считаешь, что Космос сам собой возник?»
Один из читателей серьезного научного журнала в США представил известному ученому Джорджу Вальду доказательство того, что шанс случайного образования простой молекулы белка практически ничтожен – раз в 10248 миллиардов лет.
Я стремлюсь опубликовать их (исследовавания) во славу Вс-вышнего, желающего, чтобы Его познали через природу... Мы, астрономы, являемся слугами Превечного. В нашем отношении к природе должна быть поставлена в основу мысль о славе Б-га, а не восхваление собственных способностей.
Иоганн Кеплер
Первый взгляд, устремленный на мир, не найдет в нем более, чем богатое разнообразие и множество явлений. Когда же этот взгляд подкреплен наукой – наукой, приближающей человека к Б-гу, тогда видишь вокруг простоту и единство.
Луи Пастер
В природе проявляется такая высокая степень разума, что вся значимость, которую люди придают своему мышлению, кажется по сравнению с ней абсолютно ничтожной. Это ощущение является главным стержнем в жизни ученого и в его поисках... Чем больше знаний о мире дает нам наука, тем явственней вижу я руку Вс-вышнего, правящего Вселенной.
Альберт Эйнштейн