«Землю, которую предопределил Я Аврааму и Ицхаку, тебе отдаю Я и потомству твоему»
«И отправил Яаков перед собою посланников к Эйсаву, брату своему, в страну Сеир, в поле Эдом. И приказал им, говоря так: скажите господину моему Эйсаву: так сказал раб твой Яаков: у Лавана жил я и задержался доныне. И достались мне волы и ослы, слуги и служанки, и вот, посылаю я сообщить господину моему, дабы найти милость в глазах твоих».
Яаков не знал, что его опередили. В книге «Сефер ха-яшар» рассказывается, что Лаван, не сумев причинить зла Яакову и горя желанием отомстить ему, послал своих двух сыновей к Эйсаву, известить его о прибытии Яакова. Нерадостную весть принесли Яакову его посланники:
«Пришли мы к брату твоему, к Эйсаву, но он также идет навстречу тебе, а с ним четыреста человек».
«И испугался Яаков, и больно ему стало...». Мидраш, комментируя эти слова, поясняет: «Испугался он при мысли, что, может быть, убьют его. Больно ему стало при мысли, что он может убить других».
Узнав о приближении Эйсава и его отряда, Яаков стал готовиться к встрече. Он послал Эйсаву богатые дары, надеясь этим смягчить его злобу и избежать кровопролития; он обратился к Вс-вышнему с мольбой о помощи, и, наконец, он проделал необходимые изменения в своем стане на случай, если боя избежать не удастся.
В своей молитве Яаков просил: «Б-же, сказавший мне: возвращайся в страну твою и на родину твою, и Я буду благотворить тебе. Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил слуге Твоему, ибо с одним посохом перешел я этот Иордан, а теперь у меня два стана. О, спаси меня от руки брата моего, от руки Эйсава, ибо боюсь я его; не пришел бы он и не убил бы у меня мать с детьми». Комментаторы усматривают в этой молитве тревогу патриарха не столько за исход своего личного соперничества с Эйсавом, сколько за судьбу потомков своих, которым – предвидел он – предстоит выдержать нелегкую борьбу за существование.
В этом аспекте известный ученик Баал-Шем-Това, р. Яаков Йосеф из Пулново, объясняет слова «от руки брата моего, от руки Эйсава». Он объясняет их притчей, приводимой в Мид-раше.
Пришли в лес ножи и топоры. Испугались деревья: ведь это смерть пришла, они всех нас порубят. Сказал им мудрец: пока братья ваши не помогут им, не дадут рукояти ножам и топорища топорам, вам нечего бояться. Вот почему сказал еврейский праотец: спаси меня от руки брата моего, ибо, если не вмешается рука брата моего, не страшен мне жестокий Эйсав.
Переведя свой стан через реку Ябок, попавшуюся на его пути, Яаков, вернувшись за какой-то мелочью, остался ночью один на пустынном берегу. «...И боролся с ним человек до утренней зари». РАШИ приводит здесь мнение талмудических ученых, что этим человеком был ангел-покровитель Эйсава. «И сказал тот: отпусти меня, ибо взошла заря, но он сказал: не отпущу, пока не благословишь меня... И сказал тот: не Яаков будет впредь имя твое, но Исраэль, ибо боролся ты с ангелом и с людьми и превозмог».
Борясь с Яаковом, ангел повредил ему седалищный нерв. «Поэтому не едят сыны Израилевы жилы... что у сустава бедра...».
Ввиду того что извлечь запрещенную жилу из мяса зарезанного скота трудно, в некоторых местах вообще не едят заднюю часть туши. В книге «Сефер хасидим» приводится, что сыновья Яакова Исраэля («сыны Израилевы») сказали: мы виноваты, оставили старца одного ночью, из-за чего он пострадал. Поэтому они приняли на себя этот запрет.
«И поднял Яаков глаза свои, и вот, приближается Эйсав, а с ним четыреста мужей... и кланялся он до земли семь раз, пока подходил к брату своему». И тут случилось неожиданное: «Побежал Эйсав ему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и они плакали». По-видимому, подействовали психологические ухищрения Яакова, решившего.
что «в сердце льстец всегда отыщет уголок». Впрочем, р. Абба говорит в «Зогаре» , что Эйсав не мог поступить иначе после того, как его ангел-покровитель признал победу Яакова и благословил его, «и так как все в мире зависит от того, что происходит свыше; и если вверху с чем-то соглашаются, то соглашаются и внизу, и нет власти внизу, пока не дана власть свыше; одно связано с другим». Эйсав знакомится с семейством Яакова и предлагает продолжать путь вместе. Но Яаков отказывается, мотивируя свой отказ тем, что малые дети и скот не могут продвигаться так же быстро, как боевой отряд. О действительной причине отказа нетрудно догадаться.
«И пришел Яаков благополучно в город Шхем... И купил участок поля, на котором раскинул свой шатер, у сынов Хамора...».
Далее описывается история похищения Дины, дочери Яакова, сыном правителя Шхема, звавшимся тоже Шхемом (по-видимому, город был назван его именем). Подобные случаи то и дело происходят сегодня. Но Дина не «тремповала», а гуляла по большому по тем понятиям городу, чтобы познакомиться с местными девушками. Насильник полюбил Дину и попросил, чтобы ее отдали ему в жены. Однако сыновья Яакова решили жестоко отомстить за поруганную честь сестры. Они сделали вид, что согласны отдать сестру за Шхема, но с условием, что все жители города пройдут обрезание. Правителю города не стоило больших трудов уговорить своих подданных пройти эту несложную операцию. Тем более что в качестве аргумента фигурировало то, что «после этого сойдутся эти люди с нами... их достояние и весь их скот наши будут». «И было на третий день, когда они были больны, взяли Шимон и Леви, братья Дины, каждый меч свой, и напали на город уверенно, и перебили всех мужчин. И Хамора, и Шхема, сына его, убили мечом, и взяли Дину из дома Шхема, и ушли».
Б-г заверил Яакова в том, что: «Землю, которую Я предопределил Аврааму и Ицхаку, тебе отдам Я и потомству твоему...»
Из Бет-Эля направился в Бейт-Лехем. «И родила Рахель, и мучилась в родах». Рахель умерла и была погребена вблизи Бейт-Лехема, «и поставил Яаков памятник над могилой ее: это надгробный памятник Рахели до сего дня». Родившегося сына назвали Биньямином. Это был последний, двенадцатый сын патриарха.
Яаков с семьей приходят к отцу в Хеврон. Ицхак умирает в возрасте ста восьмидесяти лет, «и похоронили его Эйсав и Яаков, сыновья его».
Недельная глава завершается перечислением потомков Эйсава и царей, которые царствовали в земле Эдома.
«...И боролся с ним человек до утренней зари». Мы уже упоминали, что это был ангел, покровитель Эйсава. Этимология слова «Вайавек», которое здесь переведено нами как «боролся», объясняется двояко.
Так, РАШИ истолковывает его как «обнимался», считая это слово происходящим от арамейского корня «эвек» – «узел». Другие комментаторы, как, например, Ибн-Эзра, считают его производным от корня «авак» – пыль, ибо борющиеся на земле поднимают пыль своими ногами. Существует толкование этого места, учитывающее оба объяснения слова «вайавек». Тора говорит о двух различных методах, с помощью которых Эйсав, олицетворяющий врагов еврейского народа, стремится погубить Яакова. Один намек содержится в слове «авак» – «пыль» – это попытки физического уничтожения еврейского народа, превращения его в пыль. Другой – (в значении «обнимался») побуждение евреев к ассимиляции. Здесь Эйсав выступает в роли великодушного друга, зовет к себе, обнимает и обещает равноправие. Но объятиям этим верить нельзя, ибо ассимиляция – это уничтожение еврейской души и в конечном счете тоже всенародная гибель.
Но Яаков выстоял и победил в этой борьбе.
Позднее имя «Исраэль», данное Яакову ангелом, покровителем Эйсава, было подтверждено Вс-вышним. Яаков стал называться Исраэль, а его потомки – «бней Исраэль « – сыны Израиля.
В дороге Рахель родила Яакову его двенадцатого сына и при родах умерла. РАШИ поясняет, что Рахель не была похоронена в гробнице патриархов в Хевроне, чтобы много лет спустя, когда мимо этого места будут проводить ее сынов, плененных неприятелем и изгнанных со Святой земли, она молилась за них, как сказано у пророка Иеремии:
«Так сказал Б-г: Голос слышен..., вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих; не хочет утешиться о детях своих, ибо нет их. Так сказал Б-г: удержи голос твой от рыдания, и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой... и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей... и возвратятся сыны к своим границам «.
После Войны за Независимость 1948 года иудейский Бейт-Лехем, как и многие дорогие сердцу еврея места Святой земли, был оторван от еврейского государства. Лишь после Шестидневной войны евреи опять обрели возможность молиться у святой могилы праматери Рахели.
«Наступят дни скорби по отце моем, тогда убью я Яакова брата моего», – так поклялся Эйсав.
Чтобы как-то умиротворить брата, Яаков посылает ему навстречу посланников, которые должны сообщить ему, что благословения отца не исполнились и поэтому нет больше причины Эйсаву ненавидеть его, Яакова. РАШИ приводит доводы Яакова: «Благословения Ицхака, что Яаков будет господином над Эйсавом, что Яаков получит дары небесные и земные, не исполнились».
Раввин Ицхак Нейсбойм писал, что Яаков не боялся, что злодей Эйсав развратит взрослых, которые были воспитаны на основах и принципах Святого Учения. Он боялся, что Эйсав может развратить детей, еще не окрепших духовно и не впитавших в себя достаточно знаний.
Этим и объясняется, почему Яаков постоянно скрывается от Эйсава. У него был свой путь, и это позволило ему уцелеть. Сказано о Яакове: «И пришел Яаков в город Шхем сохраненным», то есть «целостным в теле, с нетронутым богатством и единым со Святым Учением».
«Опыт патриархов – пример для их потомков» (РАМБАМ). Величайшим благословением Яакова были его дети. Хотя все, кроме Беньямина, родились на чужой земле, все они были воспитаны соответственно образу жизни их отца. Ни один из них не «отпал от стада». Причем воспитанием еврейских детей необходимо заниматься с самого раннего возраста.
Некоторые спрашивают, например, что, мол, много ли проку от благословения, произносимого ребенком перед едой или питьем, если он еще не понимает, зачем произносится это благословение? Разве нет необходимости, чтобы ребенок понимал смысл заповедей, молитв и благословений, которым обучают его с раннего детства?
Комментируя слова пророка Малахи, в которых еврейский народ сравнивается с землей (Малахи 3, 12), Баал-Шем-Тов говорил: как никакие исследователи никогда до конца не узнают, какими несметными богатствами наделил Вс-вышний землю, так никто не в состоянии узнать до конца все обилие своеобразных духовных богатств, заложенных в сынах Израилевых.
Он действительно ребенок, но он вместе с тем еврейский ребенок, сын Авраама, Ицха-ка и Яакова или дочь Сарры, Ривки, Рахели и Леи, и поэтому обладает определенным духовным потенциалом, присущим евреям.
Как раскапывание земли не создает полезных ископаемых, а лишь открывает их, снимает слой земли, скрывающий их, и создает благоприятные условия для поднятия их на поверхность, так и еврейское воспитание всего лишь вскрывает уже существующие в душе ребенка силы. Прежде всего духовные силы раскрываются в практических действиях, благодаря которым позже развивается и понимание.
Родители и наставники еврейского ребенка удостоились высокой чести: именно им предоставлена Творцом возможность дать ребенку понять скрытые в его душе силы. Когда ребенку растолковывают какое-нибудь понятие, он принимает его полностью, но часть его он принимает разумом, часть – верой, а часть – чувством. Более того, именно в «простом благословении» содержатся наиболее возвышенные понятия. Если растолковывают их ребенку – разумеется, его языком и соответственно его восприятию, – этим передают ему все что нужно.
Необходимо помнить, что еврейское воспитание начинается задолго до рождения ребенка и даже до его зачатия. Если родители употребляют только кашерную пищу, то не только они, но и их будущие дети становятся более «еврейскими», истинно еврейский образ жизни будет для них более близким и понятным. А соблюдение законов и традиций о чистоте семейных отношений способствует появлению на свет ребенка в святости и чистоте, здоровым физически и нравственно.