«И сказал фараон... найдем ли мы человека, подобного этому»
Предыдущая глава закончилась тем, что Иосиф правильно истолковал сны двум фараоновым царедворцам, сидевшим вместе с ним в темнице. Все исполнилось в точности, как предсказал Иосиф. Главный виночерпий фараона был действительно вскоре освобожден и восстановлен в должности, однако «не вспомнил главный виночерпий об Иосифе и забыл его». РАШИ здесь замечает: за то, что Иосиф понадеялся на египтянина, он был наказан еще двумя годами заключения, ибо сказано: «Счастлив человек, возлагающий надежду (единственно) на Б-га».
«И было к концу двух лет... снится фараону: вот стоит он у реки». В одну и ту же ночь фараону приснилось два очень похожих сна. В первом он видел, как семь тощих коров пожирают семь тучных. Во втором – семь побитых ветром колосьев пожирают выросшие ранее семь колосьев, налитых зернами. «Утром встревожился дух его, и послал он, позвал всех гадателей Египта и всех мудрецов, но не было никого, кто бы истолковал сны фараону».
И тут главный виночерпий вспомнил об Иосифе. Он рассказал фараону о молодом еврее, рабе начальника палачей, который удивительно правдиво толкует сны. «И послал фараон, и позвал Иосифа... он остригся, переменил одежды свои и пришел к фараону».
Услышав содержание фараоновых снов, Иосиф ответил: «То, что Б-г делает, Он провозвестил фараону». Иосиф предсказывает, что вскоре наступят семь необыкновенно урожайных лет. За ними наступят семь лет голода. Чтобы спасти население Египта от голодной смерти, необходимо в урожайные годы организовать сборы излишков зерна в специально оборудованные хранилища. «И понравилось это фараону и его рабам».
Надо полагать, что вызванные ранее профессиональные толкователи тоже давали какие-то объяснения фараоновым снам. Почему же именно объяснение, данное Иосифом, вызвало доверие фараона. В кабалистической книге «Зогар» говорится по этому поводу, что, желая испытать Иосифа, фараон, рассказьюая сны, несколько изменил их. Но Иосиф, прекрасно разбираясь в духовных ступенях людей, понял, что фараону не могли присниться сны так, как он их рассказывает. Он вежливо поправил рассказ фараона и тут же дал свое толкование. Неудивительно, что фараон был восхищен. «И сказал фараон рабам своим: найдем ли мы мужа, подобного этому, в котором дух Б-жий?»
Фараон назначает Иосифа управляющим всеми делами Египта: «По велению твоему будет управляться весь народ мой; лишь престолом я буду выше тебя».
«И нарек фараон имя Иосифу «Цофнат-Паанеах» и дал ему в жены Оснат, дочь По-тифера...». Если, как утверждают комментаторы, Потифера и упоминавшийся ранее Потифар – одно лицо, то оказывается, что женой Иосифа стала дочь его бывшего хозяина, а бывшая госпожа, тщетно пытавшаяся стать любовницей Иосифа, теперь стала его тещей.
«А Иосиф был тридцати лет, когда предстал пред лицо фараона». Ушел же он из отчего дома, как мы помним, семнадцатилетним пареньком. Тринадцать лет пробыл Иосиф в рабстве и темнице. Теперь он был вознагражден за свои страдания и стойкость. Первого сына своего Иосиф называет Менаше, от корня «наша» – «забыть», ибо «дал мне забыть Б-г все мои мучения...».
Второго сына Иосиф называет именем Эфраим.
«И закончились семь урожайных лет... И наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, в земле же египетской был хлеб... И отовсюду приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа». Пришли покупать хлеб и братья Иосифа – десятеро, ибо младшего, Биньямина, боялся Яаков отпускать в дальнюю дорогу, как бы не случилось с ним несчастье, как двадцать лет назад с его старшим братом, Иосифом.
Увидев братьев, Иосиф узнал их, но не подал вида, «и сказал им: вы соглядатаи!».
Иосиф потребовал, чтобы они привели в Египет своего младшего брата, лишь тогда он поверит, что не с разведывательной целью пришли они в Египет.
Затем рассказывается о возвращении девяти братьев Иосифа (Шимона Иосиф оставил у себя в качестве заложника) к отцу, о том, как они пытались убедить отца отпустить с ними Биньямина в Египет. Яаков долго не соглашался. Лишь когда Йегуда заявил, что он лично ручается за благополучие младшего брата, Яаков отпускает Биньямина.
Далее описывается встреча Иосифа со своим младшим братом, все еще не подозревающим, что могучий властелин Египта – не кто иной, как пропавший много лет назад Иосиф.
После обильной трапезы во дворце Иосифа, все одиннадцать братьев – вместе с Шимоном и Биньямином, – нагрузив мешки зерном, пускаются в обратный путь. По дороге их настигает дворецкий Иосифа и обвиняет в краже серебряного кубка. При обыске кубок обнаруживается в мешке Биньямина. Братьев возвращают во дворец, где Иосиф заявляет им: «Человек, у которого был найден кубок, будет мне рабом; вы же идите с миром к отцу вашему».
Иосиф, как сказано в Мидраше, проявил очень большую смелость – он не послушался фараона. Когда люди из голодающих стран стали приходить в Египет, то фараон запретил продавать им зерно. «Кто знает, – сказал он, – что будет с нами. Хватит ли нам зерна на все голодные годы». А Иосиф решил: нельзя допустить, чтобы люди умирали от голода, я буду продавать им зерно. И вот Иосиф издает приказ:
1 – никто не имеет права послать раба покупать зерно, из каждой семьи кто-то должен прийти за ним;
2 – нельзя перепродавать зерно;
3 – всякий покупающий обязан записать свое имя, имя отца и имя деда.
Таким образом, понимая, что братья придут покупать зерно, Иосиф хотел увидеть их, узнать, что произошло в его семье.
Ежедневно Иосиф проверял списки людей, купивших зерно. И вот однажды он узнал, что в город прибыли Реувен, сын Яакова, Шимон, сын Яакова, и т. д. Десять братьев Иосифа приехали в Египет покупать хлеб. Не приехал лишь Биньямин. Его Яаков побоялся отпустить. «И пришли братья Иосифа, и поклонились ему лицом до земли. И увидел Иосиф братьев своих, и узнал их, и притворился, и говорил с ними сурово, сказал им: «Откуда вы пришли?» И они сказали: «Из земли Ханаанской, чтобы купить еду». И узнал Иосиф своих братьев, а они его не узнали. И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них (что они поклонятся ему), и сказал им: вы, соглядатаи, осмотреть срамоту страны (тайные объекты) пришли.
И они сказали ему: нет, господин наш, твои рабы пришли купить еду. Мы все сыновья одного человека, мы честные, не были твои рабы соглядатаями. И он им сказал: нет, вы пришли высмотреть наготу земли. Так они сказали: двенадцать твоих рабов, братья, дети одного человека в земле Ханаан, и вот младший с отцом сегодня, а одного нет. И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав – вы, соглядатаи. Этим будете испытаны, клянусь жизнью фараона, что не выйдете отсюда, пока не придет ваш младший брат сюда. Пошлите одного из вас, и возьмет вашего брата, а вы будете под арестом, и будут проверены ваши слова, правда ли это, а если нет, клянусь жизнью фараона, что вы – соглядатаи.
И забрал их под стражу на три дня. И сказал им Иосиф на третий день: вот это сделайте и будете жить, Б-га я боюсь. Если вы честные, один брат останется под стражей, где вы были; вы идите, отвезите то, что купили для голода семей ваших. И младшего брата привезете ко мне, так оправдаются ваши слова и не умрете. И они поступили так».
Возникает вопрос: почему все это время, столько лет Иосиф не сообщал отцу, что он жив?! Зачем он устроил такой «театр» с братьями, обвинив их в шпионаже, а когда пришел Биньямин, то подбросил в его мешок бокал, обвинил его в воровстве и задержал?
Наши мудрецы так отвечают на этот вопрос: когда братья продали Иосифа, они наложили херем (проклятие) на того, кто расскажет об этом. Яаков так ничего до самой смерти и не узнал. Когда Иосиф был рабом, когда был в тюрьме, то не имел возможности сообщить отцу, что жив. А когда стал правителем Египта, то не хотел рассказывать отцу, что его продали братья. Конечно ему хотелось сообщить отцу, что он жив. Но представьте себе такую картину: отцу сообщили, что Иосиф жив. Яаков спрашивает: дети, как это случилось, ведь рубаха Иосифа была в крови? Йегуда, Шимон и Леви краснеют и белеют. И братья с их детьми после этого будут стараться поменьше заходить к отцу. Уменьшится влияние Яакова на внуков. А это зло еще большее, чем плач Яакова по Иосифу. Но что делать, как уменьшить страдания отца?
И Иосиф решает вопрос так: зачем Б-г мне показал, что одиннадцать братьев поклоняются мне, а затем, что отец с братьями мне поклоняется? Значит, в такой последовательности все и произойдет. Увидев десять братьев своих, он разволновался – значит, сны его начинают сбываться. Надо ускорить их исполнение, надо кого-то из братьев задержать, пока не приедет его младший, одиннадцатый брат. И Иосиф решил задержать Шимона, того, кто бросил его в яму. Это стало как бы искуплением Шимона.
Когда пришел Биньямин и все одиннадцать братьев поклонились Иосифу, то исполнился первый его сон. И Иосиф решает – задержу Биньямина, тогда наверное приедет отец и сам Б-г покажет мне развязку. Так все и произошло.
Напрашивается также вопрос: почему это, предложенное Иосифом, простое и логичное толкование символики фараонова сна оказалось недоступным для мудрецов египетских? Любавичский Рабби поясняет это так. Мудрецы и прорицатели не могли допустить и мысли, что здесь речь идет о годах, ибо если бы коровы и колосья символизировали некоторые периоды времени, то они не могли бы присутствовать в воображении фараона все одновременно. Ведь каждый следующий год не наступит, пока не уйдет в прошлое предыдущий. Фараон же видел в своем сне тучных и тощих коров, стоящих рядом, по крайней мере, до тех пор, пока последние не поглотили первых.
Это затруднение Иосиф обошел тем, что усмотрел в этих снах не только предостережение, но и указание египетскому правителю: «Пусть найдет фараон человека понятливого и мудрого и поставит его над землею египетскою... И пусть собирают все съестное грядущих благих лет... И будет пища эта запасом для страны на семь лет голода». Теперь понятно, почему тучные и тощие коровы стояли рядом. В течение семи урожайных лет страна будет пребывать под знаком близких лет голода. А в голодные годы будет ощущаться изобилие предыдущих семи лет. «И сказал фараон служителям своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором дух Б-жий». И Иосиф стал фактическим правителем Египта.
Глава «Микец» всегда читается в дни праздника Ханука. События, о которых идет речь в главе, и восстание Маккавеев, разделены более чем тринадцатью столетиями. И все же ученые находят некоторую, пусть весьма отдаленную, связь между главой «Микец» и праздником, в дни которого эта глава читается. Так наши мудрецы говорят, что уже в самом начале главы, в рассказе о фараоновом сне, имеется намек на события, легшие в основу праздника Ханука.
В 138 году до н. э. малочисленные, слабо и наспех вооруженные партизанские отряды евреев одержали победу над регулярной армией сирийского тирана. И в молитве, многократно читаемой в ханукальные дни, еврей благодарит Вс-вышнего за то, что «в эти дни в то время» Он предал сильных в руки слабых и многочисленных – в руки немногих. Намек на это чудо видим мы во сне фараона, в котором тощие, побитые ветром колосья уничтожают своих тучных, налитых зерном соперников.
Любое событие в еврейской истории, которое мы отмечаем, подчеркивает раввин Хаим Друкман, – это не только воспоминание о том, что произошло в далеком прошлом, но и наследие для будущих поколений. Основная идея Хануки – государственная независимость через раскрытие независимости духовной. Еврейский народ должен сам править в своей стране. Во времена Маккавеев, как и сейчас, мы одни стояли против многих. Немногочисленные хасмонеи оказывали сопротивление гигантской империи. С рациональной точки зрения восстание Маккавеев было заранее обречено на провал. Однако великая вера, вера, которая не подчиняется никаким реальным и рациональным факторам, привела к победе. Мы и сейчас обязаны стойко сопротивляться всем врагам, окружающим нас, и продолжать идти вперед.
Сам факт нашего существования свидетельствует об особой вечной силе, определяющей и обеспечивающей наше существование. Мы знаем, что Антиохос отправил Шимону Хасмонею послание, в котором требовал передачи ему «захваченных» городов. Знаем мы и ответ Шимона: «Не чужую землю взяли мы и на чужих людей распространили власть свою. Это земля наших праотцев, которая была отобрана у нас врагами. Но когда собрали мы силы и настал подходящий час, вернули мы себе наше владение».
Так с гордостью ответил Шимон представителю могущественной империи, и его слова и их смысл актуальны и сегодня, в наши дни. Борьба хасмонеев с греками велась в двух направлениях – в области государственной и духовной. Целью этой борьбы было предоставление евреям возможности жить ЕВРЕЙСКОЙ жизнью в ЕВРЕЙСКОЙ стране.
Не случайно кувшин оливкового масла для храмового светильника стал символом этого праздника, называемого также праздником света. Ведь греки не сумели погасить вечный огонь сынов Израиля, которых нельзя уничтожить ни физически, ни духовно.
Не думаем, что государство Израиль эллинизируется. У нас есть элементы эллинизации – отход от еврейского образа жизни и подражание чужой культуре. Повинна в этом наша система воспитания и образования, которая не дает учащемуся глубоких и серьезных знаний в иудаизме, что, естественно, привело к отсутствию еврейского самосознания. У нас есть маленькие группы населения, отрицательно относящиеся к еврейскому образу жизни. Это – от элементарного незнания и слепого отрицания иудаизма. Однако многие возвращаются к еврейским корням, к Торе.
Продолжатели дела Маккавеев – это те, кто строит страну, осуществляя неразрывную связь между народом, землей и Торой Израиля. Те же, кто борется с Торой, с любым проявлением религии в любой ее форме – эллинизаторы нашего времени. Но с полной уверенностью можно сказать, что У современных эллинизаторов ничего не получится, так же как не получилось и в дни Маккавеев.