Далет
В начале маамара приводится слова Разал, что в дни Пурима "исполнили то, что приняли раньше" - во время матан Тойро.
И продолжает, что общая идея Пурима была достигнута посредством самоотверженного служения Мордехая-йегуди в отношении изучения Торы с тинойкойс бейс рабон (как рассказывается в Мидраше). И посредством этого удостоились отмены декрета Амана и избавления Пурима, как сказано "мипи ойлелим вейойнким йисадто ойз... легашбис ойев умиснакейм".
И объясняет подробно в продолжении маамара, что общая идея воспитания детей Израиля, "из уст младенцев ты устанавливаешь силу" - представляет собой основу для продолжения существования народа Израиля - "им эйн гдоим эйн тйошим".
И, по простому смыслу, что воспитание детей Израиля влияет на всю их последующую жизнь, как сказано "ханойх ланаар ... гам ки йазкин лой йосур мамено", и само собой, когда воспитывают их по пути Торы и еврейства, то. когда они вырастут и станут родителями своих детей, - они будут воспитывать своих сыновей после себя по пути Торы и еврейства (в аспекте "эйц при ойсе при леминой"), и так будут воспитывать их сыновья своих сыновей после себя, и так далее, до конца всех поколений.
И поэтому, самоотверженность на воспитание детей Израиля - это есть внутреннее содержание того, что сказано "исполнили, то что приняли раньше", - исполнение общей идеи Матан Тойро с силой вечности, как сказано, "везихром лой йосуф мизаром".
Гей
И следует добавить, что в аспекте "мипи ойлелим вейойнким йисадто ойз" есть обновление и добавление относительно воспитания и обучения тинойкойс шел бейс рабон:
"тинойкойс шел бейс рабон" - это по крайней мере пятилетние дети, в отличие от "ойлелим вейойнким", которые еще младше, ибо возраст "йойнким" это до двух лет (двадцать четыре месяца), и тем более "ойлелим", которые еще младше, чем "йойнким", и тем не менее, подчеркивают у них, аспект Ййисадто ойз", "эйн ойз эло тойро".
И представь себе:
Начало возраста воспитания - в большинстве аспектов - это примерно в возрасте пяти или шести лет, хотя "мера воспитания она в каждом ребенке в соответствии с его умом и его знаниями в каждой вещи по ее аспектам" (как объясняет Алтер Ребе в законах шабос), и поэтому, начало воспитания в отношении зажигания субботних свечей , например. это на несколько лет раньше, - когдf девочка может различить между освещенной комнатой и темной комнатой (в которой можно споткнуться о дерево или камень), что тогда она понимает важность зажигания свечей, что посредством этого добавляется света в комнате, и подобно 'тому в каждом деле по его аспектам.
И как бы то ни было, начало воспитания в изучении Торы - "мишейасхиль ледабейр", когда ребенку только два года, те., после того, как он уже вышел из возраста "йойнким", и тем более - "ойлелим".
И понятно, что в этом возрасте невозможно изучение Торы с пониманием и постижением, - даже когда он "начинает говорить", но только, после того, как он достигает пятилетнего возраста, "бен хомейш шоним лемикро" (и тем более и тем более в отношении понимания и постижения в устной Торе - "десятилетний для Мишны... пятнадцатилетний для Геморо").
И тем не менее, Писание подчеркивает "мипи ойлелиим вейойнким йисадто ойз" - что воспитание ойлелим и йойнким это аспект "основы силы", т.е.. основа всего воспитания в Торе ("нет силы кроме Торы").
И как говорилось несколько раз по поводу обычая праведных женщин в Израиле (и известно, то что говорится в Шу"Т Рашб"о, насколько следует считаться с обычаем старых женщин в Израиле и т.д.) - что когда ребенок спит еще в колыбели, пели ему "колыбельную песню", содержание которой - драгоценность достоинства Торы, которая лучше и слаще чем все сладости в мире и.т.д.
И как видно воочию. что способ воспитания "ойлелим вейойнким" влияет и воздействует на способ воспитания в последующие годы, как говорилось несколько раз подробно.
Вов
Следствие из всего вышесказанного, что содержание и основная идея маамара - самоотверженная работа в делах, которые составляют основу существования народа Израиля, не обращая внимание на существование "врага и мстителя".
И как вел себя автор маамара, - который объявил отрыто, и с самым большим пирсум (насколько это было возможно в той стране)о великой необходимости воспитания детей Израиля, "мипи ойлелим вейойнким йисадто ойз", не обращая внимания на большую опасность в этом, вплоть до самопожертвования, и более того, тем самым он подвергал опасности всю свою деятельность и работу в остальных аспектах Торы и еврейства, включая его деятельность и работу в самой области воспитания!
И вместе с этим, Тора обещает, что работа по воспитанию "ойлелим вейойниким" приводит к "устранению врага и мстителя", т.е., несмотря на то, что ойлелим вейонким не могут вести войну с "врагом и мстителем" (как это подчеркивается в маамаре), но это дает силы тем, кто имеет к этому отношение, чтобы им не потребовалась война совершенно, ибо само собой будет исполнено "легашбис ойев умиснакейм".
Заин
В соответствии с этим понятно указание, которое следует выучить из общей идеи Пурим Котон, и в особенности, после Пурим 5687 года:
Когда видят какое то препятствие и задержку, - "ойев умиснакейм" – на какой либо аспект в еврействе, Торе и ее заповедях, не только не следует боятся этого совершенно, но наоборот: следует добавить с большей силой и с большей энергией во всех аспектах еврейства, начиная с таких вещей, которые в аспекте "йисадто ойз" для всех аспектов Торы и заповедей, и посредством этого достигается само собой аспект "легашбис ойев умиснакейм", и, как сказано, что также сам "враг и мститель" переворачивается, чтоыб быть "шамош годол", подобно тому, что сказано "верабим меамей гоорец мисйагадим" в избавлении Пурима, и перед этим – в первом избавлении, в "йемей цейсхо меэрец Мицраим" (как говорилось выше п. 2).
И следует сказать, что подобие и пример этого есть также в каждом аспекте избавления, - даже в неполном избавлении.
И например: в голус Бовел – полное избавление было только когда завершились семьдесят лет изгнания, что тогда вышли из Бовел. Однако, также перед этим был аспект геуло – спасение Ханании, Мишаэля и Азарии из огненной печи, явное чудо на глазах Невухаднецара и его вельмож и всех народов земли.
И подобно этому в отношении частного избавления каждый и каждый день – во время молитвы, как объясняется в Игерес а-койдеш что это есть аспект "подо бешолом нафши" у каждого и каждого из Израиля.
И подобно этому в отношении всех аспектов еврейства, Торы и ее заповедей, - что общность идеи изгнания, двойной и удвоенной тьмы, и т.д., не имеет отношения совершенно к служению еврея в исполнении Торы и заповедей, ибо он находится в положении и состоянии "Бен хойрин", как сказано "аводай гэм", "и не рабы рабам", и более того, "раб царя – царь".
И в особенности в соответствии с тем, что объясняется в Тании, что "занятие Торой и мицвойс и молитвы это также аспект мсирус нефеш действительно" [ибо, "там, где находится желание человека, там он сам находится", и, само собой, когда он передает свою душу и волю царю, и царь принимает их, [ибо ведь ему приказано благословлять благословения на мицвойс, "ашер кидшону бемицвойсов вецивону", "что поднял нас на высоту Святости Самого Вс-вышнего"] – тогда его мциюс – это мциюс царя, и поэтому, идея голус становится совершенно невозможной, ибо он находится в положении и состоянии совершенно противоположном – положение свободы и избавления!
И вплоть до того, что приходят к к аспекту полного избавления,
начиная с полного избавления, как это было в дни Пурима, ("все еще рабы Ахашверойша мы"), что, как следствие чуда Пурима, что тогда сделался Мордехай "годол.. бевейс а-мелех, вешимой гойлех бехол а-мединойс", вплоть до того, что он стал "мишней лемелех ахашвейрош" - улучшилось положение свободы сынов Израиля, вплоть до отмены гзейро прекращения строительства Храма.
И "мисмах геуло лагеуло" - от геулас Пурим к истинному и полному избавлению, "как дни твоего исхода из Мицраим явлю ему чудеса".
Хес
И да будет воля Вс-вышнего, чтобы каждый и каждый использовал особое достоинство и особые силы, которые даются в Пурим котон, и продолжение его в Шушан Пурим котон, - чтобы добавить в большей степени и с большей силой во всех вышеупомянутых аспектах.
И не только, но что добавление будет еще больше, чем то, что есть со стороны дающего, т.е., что его усилия в аспекте "кав шелой" приведет к более высокому добавлению, относительно того, что он получил от дающего, вплоть до такого добавления, что посредством него он становится "шутаф леакодойш борух гу"!
И по простому - добавить во всех аспектах еврейства, Торы и заповедей, способом гидур мицво, вплоть до "мегадрин мин гамегадрин",
и, более того: способом "ад ло йода", выше чем всякое измерение и ограничение, включая измерение и ограничение "мегадрин мин гамегадрин", - как мы учим из дней Пурима.
И из этого понятно также в отношении Пурим котон, и обратно: со стороны хидуш Пурим котон (как говорилось выше п.1), это пробуждает гиспаалус йесейро у человека, который служит свое служение в аспектах Пурима.