Таво-Хай элул

Ликутей сихойс т. 19 стр. 244

Хай элул[1], день рождения "двух великих светил" - Баал Шем Това (основателя общего учения хасидизма) и Алтер Ребе (основателя учения хасидизма Хабад) всегда приходится близко к главе Таво (или в саму гл. Таво).

И поскольку все праздники ("моэд" от языка "мейуод", время со специальным содержанием) года указываются в главах Торы, которые читаются во время, когда происходят эти праздники, - необходимо сказать, что в главе Таво указывается содержание Хай Элул (и в особенности что он называется "праздником" – "йом тов" и "моэд", как известно).

Бейс

Название нашей главы [что в нем указывается, как известно, содержание всей главы] – (Ки) Таво[2]. "Таво Эл гаарец[3]" означает "после того, как унаследовали ее и поселились в ней"; и не только в нашей главе, где посук объясняет "виришто вейошавто бо[4]", но, как говорят Хазал, что всюду, где сказано "Ки совой", это означает "после того, как унаследовали и поселились".

И поскольку это есть смысл "Ки таво" всюду, то понятно, что хотя это учат из того, что "объясняет тебе Писание в одном из них – после унаследования и поселения", но это содержится в самом смысле слова "таво".

Более того: "йерушо вейешиво" не означает "йерушо и йешиво" одного человека (что после того, как он получает свою долю в Эрец Исроэл, он должен приносить бикурим[5]), но – после 14 лет, когда захватили и разделили всю Эрец Исроэл [как это уже однажды объяснялось, уточнение языка Раши в начале нашей главы – "сообщает, что не ложилась на них заповедь первых плодов, пока не захватили землю и не разделили ее" (и не говорит, подобно тому, как говорит посук – "после йерушо и йешиво") – что этим Раши подчеркивает, что "виришто вейошавто бо" здесь означает захват и разделение земливсей страны (что это заняло 14 лет).

И само собой, также этот смысл в "виришто вейошавто бо" – содержится в смысле слова "таво".

Гимел

Объяснение в этом: истинный смысл в "био[6]" - войти полностью, подобно тому, что сказали Хазал, "био бемикцас ло шмо био[7]"; и если не хватает даже немного в био, - это не называется истинным совершенством в "био", подобно тому, как войти в воду и "ветоhейр[8]" - твило[9], - должно быть, чтобы даже волосы вошли в воду.

Поэтому означает Таво именно "после йерушо и йешиво", поскольку только тогда полностью вошли в Эрец Исроэл, способом гисйашвус[10]. Более того: со стороны единства еврейского народа, все время, пока не было поселения всех евреев (которые должны быть там) в Эрец Исроэл, не хватает также в "Таво" каждого еврея, хотя у него в частности уже "после унаследования и поселения" в его доле, - и поэтому истинная "био", в Эрец Исроэл именно после захвата и разделения всей Эрец Исроэл.

И это есть связь между главой Ки Таво и хай элул[11]: достижение учения хасидизма [которое было раскрыто через Баал Шем Това и Алтер Ребе] – это, что служение в Торе и заповедях должно быть способом "Таво", - войти полностью в это служение, вплоть до того, что не остается ни одной точки в человеке, которая не пронизана Торой и заповедями, как далее будет объясняется.

И подобно тому, как в идее Таво есть два аспекта: алеф) общая идея "Таво", бейс) детали в Таво - "виришто вейошавто бо",

Подобно этому есть также в хай элул есть подобные два аспекта: алеф) день рождения Баал Шем Това, основателя общего учения хасидизма, бейс) день рождения Алтер Ребе, основателя учения хасидизма Хабад;

Различие между ними, как говорил Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, что Баал Шем Тов показал, как нужно служить Вс-вышнему, что это подобно общей идее "Таво", - и Алтер Ребе показал, как можно быть ойвед Гавайе, т.е., как привести это в практической реализации, включая (и в основном) в деталях, подобно тому, как "виришто вейошавто бо", как далее будет объясняться (п. 10).

Далет

Это будет понятно после того, как сначала будет объяснено то, что известно, что раскрытие учения хасидизма - это подготовка к приходу Мошиаха, и как известен ответ Мошиаха Баал Шем Тову, что "когда распространятся источники твои наружу", тогда "приходит господин", - говорится в каббалистических книгах, что до прихода Мошиаха будут все "гилуим[12]" в мире только из "хицойниюс атик[13]", а Мошиах достигнет раскрытия "пнимиюс атик[14]".

Поскольку подготовка к чему-либо подобна той вещи, к которой это есть подготовка, - необходимо сказать, что основное достижение хасидизма это аспект "пнимиюс", в служении человека в Торе и заповедях, и поэтому учение хасидизма притягивает "пнимиюс" Б-жественности, "пнимиюс атик".

Гей

Различие между "пнимюс" и "хицойниюс" по-простому (у человека): "пнимиюс" означает, как человек для себя самого, а "хицойниюс" - как он находится в отношении к внешнему, "зулас", который вне его.

Следствие этого различия между ними в служении Вс-вышнему:

Когда человек делает какую-либо вещь только своим хицойниюс, он не "одет" в это всей своей сущностью, "эцем" и "пнимиюс", но только своим хицойниюс (и в самом этом - только "уровень" в нем, который имеет отношение к аспекту, который "вне" его), и поэтому остается "он" и вещь, которую он делает - двумя различными вещами.

Но когда человек делает со своим пнимиюс, он "одет" в это, поскольку со стороны его пнимиюс нет никакой возможности для существования чего-либо, что "вне" его, следовательно, само собой, что когда он делает что-либо (даже какую либо частность) со своим пнимиюс и "эцем", эта вещь соединяется с ним, как одна сущность.

Вов

Это есть также достижение раскрытия хасидизма:

Хасидус (и в общем пнимиюс Торы, которая называется "душой Торы") раскрывает точку жизненности еврея во всех аспектах Торы и заповедей; "хайус" – жизненная энергия - это соединяется с вещью, которой он дает жизнь: "хайус" не добавляет новые детали в вещь, который он дает жизнь [в живом организме не больше органов, чем в мертвом], - хайус практически это не есть какая-то отдельная вещь от того, чему она дает жизнь, но это есть душа тела оживляемого, каждая точка тела - это живая точка.

И причина этого, поскольку "хайус" - это душа и пнимиюс человека, и поэтому место, куда приходит "хайус", это занимает (пронизывает, проникает - немт дурх) это место полностью.

И это есть достижение хасидизма в Торе и заповедях: изучение Торы и исполнение заповедей может быть таким образом, что еврей и Тора и заповеди - это как две вещи; даже при изучении Торы, что через это становится (как объясняется в Тании) "йихуд нифло шеейн йихуд комойгу... лигойойс леаходим...[15]", с Вс-вышним, - это только в отношении его коах а-сейхел[16].

Но хасидизм требует и указывает путь, каким образом каждый может раскрыть свой "пнимиюс", и "хайус", - и со стороны своего пнимиюс еврей - это одно целое с Торой и заповедями.

Заин

Это есть также (возможное) объяснение почему хасидизм - это подготовка к приходу Мошиаха, когда раскроется "пнимтиюс атик":

Все ступени гишталшелус, вплоть до "хицойниюс атик", дают {оставляют} возможность для существования, которое "вне" сущности Вс-вышнего. И поэтому, даже когда они раскрываются в мире - это все таким образом, что это не отрицает полностью существование мира;

"пнимиюс атик" означает эцем Элойкус[17], что со стороны его нет никакого места для чего либо, что "вне" его. И поэтому, когда пнимиюс атик раскрывается в мирах, это таким образом, что мир (в его существовании) с Б-жественностью становится кивйохол, одним целым, - "эйн ойд милвадой[18]".

Хес

В хайус человека, который распространяется в теле, есть две ступени:

алеф) общая жизненность, который дает жизнь всему телу, со всеми его органами, одинаково; в этой жизненности нет никакого различия одного органа от другого;

бейс) частная жизненность, которая соизмерена в каждом органе в соответствии с его характером [что со стороны этого хайус пятка ноги называется "малох а-мовес[19]" в чселовеке, поскольку этот хайус не светит в раскрытии].

И следует сказать, что различие между "хайус" хасидизма который был притянут и раскрыт Баал Шем Товом, и "хайус", который был притянут и раскрыт Алтер Ребе, - это подобие различия между двумя способами хайус:

Баал Шем Тов раскрыл общую жизненность в Торе и заповедях, что в общем это выражалось в идее эмуно[20]. И хотя сила эмуно пронизывает все силы души и воздействует на них способом хайус, который пронизывает их полностью, и как сказано "вецадик бээмуносой йихйе[21]", - но это не означает, что хайус веры пронизывает каждую силу (способность души) также со стороны ее собственной идеи (аспекта), но со стороны общей идеи каждой силы, которая связана с точкой веры души.

И подобно тому, как общий хайус, который проникает во все органы, и соединяется с ними, - но это не связано с частной идеей каждого органа, но только с общей идеей всех органов (что они являются частью тела человека).

Но Алтер Ребе привлек жизненность в каждую способность души, (и в каждую работу в Торе и заповедях) также со стороны частного содержания этой силы; подобно тому, как хайус проти соизмерен в соответствии с частной идеей каждого органа; что поэтому это связано с Хабад, ибо разум и действие разума это через то, что схватить детали (кцовойс[22]) постигаемого, и таким образом, что он одевается в силы души и действует в них внутренним образом, также со стороны частного содержания данной силы.

Тес

Хотя хайус проти[23] это на первый взгляд более низкая ступень в хайус, чем хайус клоли[24], поскольку: алеф) это ограниченный хайус (поскольку он соизмерен с данным органом), бейс) битуль[25] данного органа перед хайус это не такой глубокий битуль (поскольку этот хайус дает место для частного аспекта этого органа) - Однако, есть достоинство в хайус проти перед хайус клоли (вплоть до того, что посредством этого достигается новая вещь):

Само то, что общий хайус не связан с частной идеей каждого органа, указывает на то, что в нем не выражается совершенство хайус действительно, что поэтому он не проникает в частный аспект данного органа.

Именно в хайус проти, который проникает органы со стороны их частной идеи, - и таким способом хайус, который пронизывает их полностью, - выражается совершенство хайус действительно.

И подобно этому в отношении учения хасидизма Хабад: именно через то, что Алтер Ребе привлек хайус хасидизма в отдельные силы души, в соответствии с их содержанием, он привлек полностью учение Баал Шем Това (что поэтому становятся также отдельные силы проникнуты хайус хасидизма).

Йуд

И это есть также связь между хай элул и гл. Таво:

Общий хайус общего учения хасидизма указывается в идее "таво", которая означает (как говорилось выше п. 3) войти полностью (в служение Торы и заповедей), что это со стороны точки жизненности, которую учение хасидизма вносит в служение Торы и мицвойс.

После этого нужно привлечь этот общий хайус в сами отдельные силы души, - что это означает "виришто вейошавто бо", - приносят общий хайус хасидизма в гисйашвус, в отдельные силы души, что это достигается через учение хасидизма Хабад.

(из бесед субботы гл. Таво, хай элул 5730, 5733).

[1] 18 элула

[2] "Когда войдешь"

[3] "Войдешь в землю"

[4] "И унаследуешь ее и поселишься в ней"

[5] первые плоды

[6] "вхождение"

[7] "частичное вхождение не называется вхождением"

[8] "и очистится"

[9] погружение в воды миквы

[10] "йешиво" – "поселение"; гисйашвус – стабильность, прочность

[11] 18 элула

[12] раскрытия Б-жественности

[13] внешний уровень в атик

[14] внутренний уровень атик

[15] "удивительное единство, что нет подобного ему… что становятся единым целым"

[16] силы разума

[17] сущность Б-жественности

[18] нет никого, кроме Него

[19] ангел смерти

[20] вера

[21] "праведник своей верой жить будет"

[22] "края"

[23] частная жизненность

[24] общая жизненность

[25] подчинение

Запись опубликована в рубрике: .