Ликутей Сихойс т. 19 стр. 393
Вов
...
В пгам[1], который происходит через грех, - и само собой, также в исправлении (тикун) на это – тшуво – есть, в общем, три аспекта:
Алеф) поскольку с каждым грехом нарушают приказ Царя над царями царей Святого, благословен Он (что это есть общая идея и одинаково во всех грехах) – то с каждым грехом (включая также – неисполнение заповеди делай) он снимает с себя иго небесного царства, и становится рошо[2].
И исправление на это – "что оставит грешник свой грех… и решит в своем сердце, что не сделает его больше[3]" [и, как говорил Алтер Ребе: "решит в своем сердце с цельным сердцем, что больше не вернется к глупости, восставать против царства Вс-вышнего, и не нарушит больше заповедь Царя хас вешолом"]. Через решение и принятия на будущее (что это составляет сущность тшувы), перестает он (сразу) быть рошо. И это может быть даже в один момент, как псак дин[4] в Геморо[5] и пойским[6], что через одну мысль о тшуве законченный грешник становится законченным праведником.
Бейс) Поскольку цельность и совершенство органов души зависит от заповедей, - то через неисполнение заповеди делай или через нарушение заповеди не делай, становится пгам и хисорон[7] в том органе, который относится к данной заповеди, которую он нарушил.
И для того, чтобы исправить этот частный пгам, он должен делать тикуней[8] тшуво, которые относятся к данному греху, включая также количество постов, которые установлены для данного греха.
Гимел) Поскольку повреждение в одном органе приводит к (подобию) такого повреждения в других органах, то каждый грех приводит к пгам во всех силах и органах человека (кол шекен[9] от того, что каждое действие человека воздействует на весь мир вокруг него).
Поэтому "из путей тшувы" это не только "удалиться от греха, который он совершил", но также "изменить все свои дела к добру и к прямому пути".
Заин
Поскольку "Тора говорит в общем и в частном" – поэтому в каждом из этих трех аспектов (в п. 6) есть в частности (подобие) этих всех трех аспектов.
И то, что касается нашего вопроса – количество постов, которое соответствует отдельным грехам, которое связано с конкретным пгамом (второй аспект из указанных выше) – в самом этом пгаме есть подобие этих трех аспектов:
И объяснение в этом:
Поскольку все органы клулим друг из друга[10], само собой из этого следует, что в каждом органе есть три аспекта: алеф) его собственная сущность; бейс) как он включает в себя остальные органы; гимел) как он находится в остальных органах.
Отсюда понятно, что пгам в отдельном органе (который происходит через конкретный грех) относится ко всем трем вышеупомянутым аспектам.
Хес
И следует сказать, что пгам в собственной сущности самого органа, происходит полностью сразу после первого раза, когда он согрешил, в этом не добавляется (по крайней мере, принципиально) через то, что он делает тот же грех еще раз;
Пгам в деталях этого органа ("органы" включенные в него и т.д.) завершается только когда он делает грех третий раз, как Алтер Ребе приводит из Зогар "третий раз распространяется это пятно от одной стороны до другой", что в третий раз пгам пронизывает этот орган (через который совершается грех) насквозь (дурх ун дурх).
Пгам, который происходит в других органах, что это есть уже когда он согрешил первый раз, но это никогда не становится "миситро до леситро до" (поскольку грехи, связанные с этими органами, он не делает) – логично сказать, что каждый раз, когда он совершает грех, в этом происходит добавление.
Это есть также объяснение трех мнений (что эти и эти слова Б-га живого), сколько раз нужно поститься число постов за грех, если он совершил его много раз – поститься за каждый раз отдельно (по первому мнению), достаточно поститься количество постов один раз (второе мнение), или нужно поститься число постов три раза (общее мнение) –
Ради исправления пгам в самом органе – достаточно количества постов один раз; ради исправления пгам в других органах – нужно поститься за каждый и каждый раз, и ради исправления пгам в других органах, как они заключены в данном органе – нужно поститься три раза.
И следует сказать, что это есть также причина того, что несмотря на то, что Алтер Ребе принимает "общее мнение", "поститься три раза число постов для этого греха", тем не менее, он постановляет, что в первый раз "число постов" нужно устрожиться больше чем в остальные два раза [в отношении остальных двух раз "два раза по пол-дня засчитываются ему как один день, но не в первый раз] – поскольку пгам он в самой сущности этого органа (что его исправление происходит через число постов один раз) это более сильно, чем пгам в органах, заключенных в нем (которые исправляются через то, что он поститься еще два раза).
Тес
И следует сказать, что это также одна из причин, что когда приводится первое мнение, "что нужно поститься… число раз, что он согрешил", Алтер Ребе добавляет, "как например, изливающий семя понапрасну…":
В отношении семени, говорит Рамбам[11]: "…если оно выделяется слишком обильно, тело изнашивается и сила его ослабевает, и жизнь его уходит". Отсюда ясно, что в грехе излияния семени понапрасну более явно (алеф) как грех воздействует также на все органы тела, и (бейс) как через каждый раз пгам становится больше.
И поэтому Алтер Ребе добавляет, "как например, изливающий семя понапрасну…", поскольку через то, что он приводит этот пример, объясняется во всех грехах причина мнения, что нужно поститься за каждый и каждый раз.
Йуд
Перед тем, как Рамбам говорит "…если оно выделяется слишком обильно, тело изнашивается и сила его ослабевает, и жизнь его уходит", он объясняет "Мужское семя - это сила тела, и жизнь его, и бодрость…". Это значит, что то, что семя воздействует на тело человека, это следствие и результат того, что это "сила тела"
И следует сказать, что то, что "семя это сила тела" это не его сущность, то, что оно – сила тела (что оно заключает в себе силу всего тела) – это дополнительная вещь, а его сущность это типо[12] (точка, некудо), которая выше, чем циюр[13].
И более того: "точка" капли семени связана с "точкой" {сущности} души[14].
И со стороны того, что его сущность – это точка (капля), которая связана с нкудас а-нефеш[15], - поэтому оно включает в себя "силу тела".
Йуд алеф
Отсюда понятно в отношении греха излияния семени понапрасну, что серьезность пгам этого греха относится ко всем трем аспектам, о которых говорилось выше (п. 7):
Со стороны того, что капля семени (заключает в себе) "силу тела" и воздействует на все тело – пгам в других органах (как они заключены в том органе и как они на своем месте) который происходит через этот грех, сильнее, чем в остальных грехах;
И со стороны его сущности (капля) также пгам в самой сущности органа, который происходит посредством греха, сильнее, чем в других греха – поскольку этот грех повреждает (не только саму сущность отдельного органа, но) саму сущность такой вещи, которая связана с нкудас а-нефеш.
Йуд бейс
В соответствии с этим понятно, что пример излияния семени понапрасну Алтер Ребе приводит в этой главе три раза: к мнению "что нужно поститься… как число что он согрешил", он добавляет, "как например, изливающий семя понапрасну…", к мнению "гахроо мекубелес", "поститься три раза", он добавляет "т.е. 252 поста на излияние семени понапрасну", и в "каждый баал нефеш… устрожит на себя, чтобы завершить по крайней мере один раз…" он добавляет "как например, для излияния семени понапрасну 84 поста один раз…"
[1] Букв. "повреждение". См. Танию Игерес а-тшуво в начале (прим. переводчика)
[2] злодей
[3] Рамбам, законы тшувы, гл. 2 галаха 2
[4] постановление закона
[5] Талмуд
[6] законоучители (после Талмуда)
[7] недостаток
[8] исправления
[9] тем более
[10] т.е. в каждом органе есть "часть" другого органа, по-видимому, подобно тому, как в Святости в каждой сфире есть часть другой сфиры – в хесед есть гвуро, и в гвуро есть хесед и т.д. (прим. переводчика)
[11] Законы об образе жизни гл. 4 галаха 19
[12] капля
[13] структура, рисунок
[14] см. гемшех Самах Тесамах 5657 стр. 93: в гашпоас типо притягивается в этом вся сущность гээлем ганефеш. И там же, что поэтому может быть "йофе коах а-бен микоах го-ов"
[15] "точка {сущности} души