Пейсах

 
Пейсах, праздник свободы, отмечается в честь исторического события – Исхода израильтян из Египта. Одна из задач, которая ставится перед нами в связи с этим событием, – это «задача каждого еврея в каждом поколении каждый день ощущать себя так, словно он только что освобожден из Египта». Смысл этих слов в следующем: свобода не была дарована однажды и навсегда. Ее постоянно нужно оберегать и хранить. Ведь в каждом дне, в каждой ситуации есть свой Египет – сила, покушающаяся на свободу еврея. Но, наверное, самая большая опасность таится в самом человеке: это убеждение, что определенные достижения находятся за пределами его возможностей, удобная уверенность в том, что он не создан для достижения высот религиозной жизни. Верить в это – значит расставлять вокруг себя барьеры, заключать себя в темницу иллюзий. Пейсах – перманентный процесс самоосвобождения. Праздник с его традициями символизирует борьбу, которая постоянно происходит в еврее. И неизменная задача каждого заключается в том, чтобы создать себе свободное пространство для выполнения возложенной на него вечной миссии.

ЗНАЧЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ

... Наступают дни праздника нашей Свободы – дни, в которые мы снова вспомним о великом событии, происшедшем на заре нашей истории, когда народ был вызволен из египетского рабства, чтобы, будучи свободными людьми, получить Тору.

Память и воображение дают возможность связать себя с тем далеким прошлым и пережить такие же мгновения, эмоции, которые испытывали люди тогда. Мы связаны временем и пространством только физически. В мечтах же можем пересекать все границы, и чем духовнее мы становимся, тем ближе к прошлому, тем ощутимей для нас его послание и вдохновение.

Помнить – достижение духа. Комментируя стих «И будут помнить и переживать эти дни» (Эстер, 9:28), мудрецы говорят, что, пока дни эти живы в памяти, те же события вновь происходят на Небесах. И милость Всевышнего, основа чудес в прошлом, вновь пробуждается, когда мы вспоминаем о них.

Это одна из причин, почему мы объединяемся, чтобы вспомнить об освобождении из Египта в каждом поколении и каждый день. Поэтому всякий еврей должен чувствовать себя так, словно именно в этот день он освобожден из Египта. Ведь ежедневно он лично должен «выходить из Египта», то есть выходить за пределы, избегать соблазнов, преодолевать препятствия, которые его физическое существование ставит на пути духовной жизни.

Аналогом освобождения из Египта считается высвобождение Б-жественной Души из оков окружающей действительности. Чтобы достичь подлинной свободы, это состояние нужно переживать каждый день.

Б-г, освободивший наш народ из Египта, Тора и выполнение заповедей помогают достичь такой свободы. Когда это происходит, прекращается великая духовная боль. Преодолевается внутренний конфликт между физической и Б-жественной природой в еврее. И только в этом случае появляется возможность наслаждаться подлинной свободой, чувством безмятежности и гармонии, которое является прелюдией к свободе и миру во всем мире...

11 Нисана 5713 года

Способность еврея изменяться до неузнаваемости в короткий срок — один из наиболее важных уроков праздника Пейсах.

Тора и мудрецы наглядно описывают и то, в какой степени были порабощены евреи в Египте, и духовный омут, в котором они оказались. Они были рабами в стране, откуда им не было выхода. Евреи находились под властью фараона, купавшегося в крови еврейских детей. Они были нищими, надломленными физически и душевно, выполняя самую грязную работу. И вдруг власть фараона в одно мгновение оказалась уничтожена, народ освобожден, и нация, которая совсем недавно была нацией рабов, вышла из этой земли с «поднятой рукой» и «огромным богатством».

Не менее впечатляющим было освобождение духовное. Евреи опустились до «сорок девятого уровня нечистоты», до идолопоклонства. И вдруг им открылся Всевышний в полной Славе Своей. Несколько недель спустя они стояли у подножия горы Синай, будучи на высшей ступени святости и пророчества, и слышали, как Б-г сказал лично каждому, без посредников: «Я – Б-г, Всесильный твой».

Отсюда следует, что неважно, на какой ступени лестницы, ведущей к совершенству, находится еврей или еврейская община, призыв вспомнить об освобождении из Египта раздается каждый день, призыв бороться за свободу дерзко («с поднятой рукой») и с полной самоотдачей («с огромным богатством»), чтобы стать «царством священников и народом святым», приняв жизнь по Торе, как «в дни освобождения из Египта». Отчаиваться могут только те, кто смотрит на жизнь глазами обыденного человека, а не глазами, полными веры.

Идя этой дорогой, нельзя останавливаться или сомневаться, нельзя довольствоваться тем, что достигнуто. С неослабевающим чувством надо стремиться к тому, чтобы услышать: «Я – Б-г, Всесильный твой»...

11 Нисана 5719 года

Одной из самых удивительных особенностей выхода израильтян из Египта было проявление веры в Б-жественное провидение.

Представим: целая нация, мужчины, женщины и дети — несколько миллионов людей, добровольно покинули хорошо освоенную и процветающую страну, страну, чьи языческие ценности уже оказали на них огромное влияние. Они решились отправиться в долгое и опасное путешествие без провизии, но с крепкой верой в слово Б-га, переданное через Моше.

Более того, они шли незнакомым и коротким путем через земли филистимлян, который, хотя и существовала опасность ввязаться в войну, был намного привлекательнее перспективы пересекать огромную и безлюдную пустыню. В войне всегда есть надежда на победу, в случае поражения – на бегство, но в пустыне, без еды и воды, нет надежды на выживание. И все же они пошли по этому пути, пренебрегая разумом, доверившись слову Б-га.

Есть еще более удивительные факты. Евреи провели 210 лет в Египте, в стране с высоко развитым сельским хозяйством, где c подозрением относились к кочевой жизни, где земля была плодородной и орошаемой водами Нила независимо от капризов природы. Они отказались от безопасности естественного порядка вещей...

Почему они так поступили? Этим вопросом задаются в каждом поколении. Светский мир и евреи, отошедшие от еврейской истины, спрашивают у соблюдающих евреев: «Вы, как и мы, живете в материальном мире. Принадлежите обществу, где постоянно идет борьба за выживание. Вам тоже приходится с ней сталкиваться. Как вам удается оставаться в стороне от ценностей этого общества? Как вы можете оставаться верными этим заповедям, которые обременяют жизнь и ограничивают свободу действий на каждом шагу?»

Ответ заключен в исходе из Египта.

Когда евреи ответили на призыв Б-га, пренебрегши всем, что на тот момент казалось разумным, отказавшись от ценностей египетского общества, обнаружилось, что избранная дорога оказалась путем к настоящему счастью. В духовном смысле они получили Тору и стали избранным народом Всевышнего, а материальные дары их ожидали при достижении земли обетованной, изобилующей молоком и медом.

Так происходит сегодня и всегда. Через Тору (Торат Хаим – «закон жизни») и выполнение заповедей человек соединяется с Творцом и освобождает себя от всех «естественных» ограничений. Это способ стать счастливым в духовном и материальном мире...

11 Нисана 5721 года

ПРАЗДНИК ВЕСНЫ

Пейсах – это праздник весны: «Соблюдай месяц весны и празднуй Пейсах Г-споду Б-гу, ибо в месяц весны Г-сподь Б-г ваш вывел тебя из Египта ночью» (Дворим, 16:1). Этой заповедью определяется принцип еврейского календаря, в первую очередь основанного на лунных месяцах, а времена года устанавливаются в нем по солнцу. В результате каждые два или три года к продолжительности календарного цикла добавляется дополнительный месяц, дабы синхронизировать солнечные и лунные даты так, чтобы Пейсах всегда приходился на весну. Есть ли более глубокий смысл в том, что Пейсах является именно весенним праздником? Действительно, исторически Исход имел место в это время года, но почему Б-г выбрал такое время и какой урок в этом заключен?

В течение сотен лет евреи были порабощены сильным народом, который наложил свою власть на все окружающие страны не только грубой силой (своими «колесницами и всадниками»), но и подавляющим превосходством в области науки и технологии, во всем, что мы теперь называем «культурой» и «цивилизацией».

Египетская цивилизация была основана на силах природы и на природных явлениях, в особенности на больших возможностях реки Нил. Дождь – редкость в Египте, но человеческий гений изобрел сложную систему ирригации, которая превратила Египет в процветающий оазис в пустыне.

Это и породило идолопоклонническую культуру, которую характеризовали две основных особенности: обожествление сил природы и обожествление сил человека, сумевшего поставить эти силы себе на службу. Отсюда лишь один шаг до обожествления фараона, который персонифицировал египетский идеал богочеловека. Эта система взглядов, рассматривающая мир как сонмище природных сил, одна из которых – человек, в сочетании с философией, выраженной в библейском стихе «Моя сила и крепость руки Моей добыли мне это богатство» (Дворим, 8:17), привели к крайней форме язычества и служили оправданием порабощения и зверств в отношении слабых членов общества, в том числе национальных меньшинств.

Культовая деятельность египтян достигала своего пика во время ежегодного пробуждения сил природы, в весенний месяц, зодиакальным знаком которого был Овен – священный символ египетского язычества.

Вмешательство Моше было решающим. Неожиданно он появляется с посланием от Б-га: «Вспомнил Я вас» (Шмойс, 3:16). Именно сейчас настало время, когда Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова пожелал освободить евреев из-под гнета фараона и из египетского изгнания... Но было одно условие: «Возьмите себе ягнят для ваших семейств и режьте пасхальную жертву» (Шмойс, 12:21). Такова была заповедь: «Отделитесь от идолопоклонства этой страны, возьмите себе ягненка, символ египетского божества, и предложите его в качестве жертвы Б-гу». Недостаточно было отрицать идолопоклонство внутренне, в своем сердце, евреи должны были еще сделать это открыто, без страха, в соответствии со всеми особенностями заповеданного.

Если это сделать, заверял Моше от имени Б-га, то не просто будут они освобождены из Египта, но сам фараон потребует, чтоб они ушли; и произойдет это не тогда, когда силы природы сокрыты и дремлют, но в месяц весны, когда они в зените своего могущества.

Действуя так, сыны Израиля демонстрировали, что мир – это не просто поле, где играют силы природы, и не некое двуединство естественного и сверхъестественного, в котором природа и дух борются за власть. Своими действиями они недвусмысленно заявляли, что есть один и только один Б-г, который и есть Властелин мира и который суть единство.

Эта позиция достигла своего наиболее полного выражения при даровании Торы, которое было кульминацией и конечной целью освобождения из Египта. Оно заключается в словах: «Я – Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов...».

У богов Египта есть приверженцы и сегодня. И сейчас еще есть такие, кто строит жизнь на обожествлении сил природы и по-прежнему говорит: «Моя сила и крепость руки моей добыли мне это богатство». Есть такие, кто оставляет место Б-гу в своих домах, но забывают о Нем, выходя из дома, ради неких норм общества.

Но Пейсах напоминает: «удались» от идолопоклонства любой окружающей тебя среды, в какой бы форме оно ни выражалось. Сделай это открыто, без страха, с достоинством «возьмите себе» все свои силы и посвятите их Б-гу. Сделайте это «в месяц весны», в момент, когда процветание, технология и обожествление человеческих достижений находятся в самом расцвете, и помните, что всякое достижение есть Б-жественное благословение, а всякое процветание – это проявление благоволения Б-га.

11 Нисана 5725 года

ПЯТЫЙ СЫН

Всегда считалось, что и порядок пасхального сейдера и содержащийся в Агоде рассказ адресованы прежде всего детям: «И скажешь сыну своему в тот день» (Шмойс, 13:8). Многие наши обычаи за пасхальным столом были введены специально, чтобы привлечь внимание детей. И различные методы образования, которые нужны разным людям, проиллюстрированы рассказом Агоды о четырех сыновьях: мудром, нечестивом, простаке и таком, что даже не знает, как спрашивать. Но существует еще и пятый – гораздо более проблемный сын. Есть веская причина, почему его вообще не упоминает Агода. Причина эта заключается в том, что он отсутствует.

В то время как четыре сына отличаются друг от друга своей реакцией на проведение пасхального сейдера, у них есть одно общее — все они там присутствуют. Даже так называемый нечестивец, который проявляет активный, хотя и отрицательный интерес ко всему, что происходит в еврейской жизни вокруг него. Это по крайней мере дает основание надеяться, что однажды он изменит свою позицию и все еврейские дети, присутствующие на сейдере, станут осознанно верными своему еврейству людьми.

К сожалению, в наше время имеется еще один тип еврейского ребенка – тот, чье отсутствие бросается в глаза, ребенок, который не имеет вообще никакого интереса к Торе и заповедям, и он даже не знает ни о сейдере, ни о чудесах, о которых вспоминают во время сейдера.

Это серьезнейший вызов, который должен привлечь наше внимание задолго до наступления праздника Пейсах и ночи сейдера. Ибо ни один еврейский ребенок не должен быть забыт, ни от одного мы не должны отказываться. Мы должны предпринять все усилия, чтобы спасти заблудших детей и привести их к праздничному столу. Если мы преисполнены решимости сделать это и нами руководит глубокое чувство сострадания и ответственности, то нечего страшиться провала. Чтобы исправить ситуацию, мы должны понять ее причины. В данном случае они лежат в ошибочных выводах, сделанных некоторыми представителями «гонимого народа» и проанализировавшими свое положение. Обнаружив, что являются незначительным меньшинством, и столкнувшись с обычными трудностями чужаков, некоторые родители пришли к мысли, что решение проблемы – в ассимиляции, и эту идею восприняли их дети. Но стремление отказаться от еврейского образа жизни спровоцировало у них внутренний, духовный конфликт. Они так хотели, чтоб у их детей не было душевного дискомфорта из-за двойственности. Чтобы оправдать свой отказ от еврейского наследия, они убедили и себя, и детей, что жизнь по Торе и заповедям несовместима с новым окружением. Они искали и поэтому нашли недостатки в еврейском образе жизни, в то время как в нееврейском окружении видели все хорошим и привлекательным.

Выработав такое отношение, родители надеялись на успешную адаптацию своих детей в новых условиях. Но что это за выживание, когда душа приносится в жертву ради материальных благ мира?

То, что было, как они думали, «побегом к свободе», оборачивалось в конце концов побегом в подобие рабства, которое принимало столь жалкие и карикатурные формы, что вызывало совсем мало уважения у того самого младшего поколения, ради которого этот побег и совершался.

Праздник Пейсах и освобождение, которое он знаменует, является напоминанием о том, что еврейское выживание может основываться не на подражании нееврейскому окружению, а на верности нашим традициям и нашей религиозной практике.

Наши предки в Египте были незначительным меньшинством и жили при самых тяжелых обстоятельствах. Но, как рассказывают наши мудрецы, они сохранили свое еврейское самосознание, собственную уникальность и свои традиции, не тревожась и не стыдясь. Это-то и гарантировало их выживание и обеспечило освобождение от всех форм тирании – как физической, так и духовной...

В еврейской жизни нет места отчаянию, и ни от одного еврея не следует отказываться как от безнадежного. Через сострадание, любовь к ближнему (аавас Исроэл) даже в потерянном поколении может быть пробуждена любовь к Б-гу (аавас Ашем) и любвь к Торе (аавас Тойра). Такого человека можно не только включить в общину, состоящую из четырех сыновей, но со временем он поднимется до уровня мудрого сына...

Пусть собирание этих «потерянных колен Израиля» за праздничным пасхальным столом приблизит истинное и полное освобождение нашего народа и приход Мошиаха — вскоре, в наши дни.

11 Нисана 5717 года
Запись опубликована в рубрике: .