стр. 192
Тес заин
в соответствии с этим понятно, что нет места для вышесказанного утверждения, что "нагаро нагаро уфаштей":
когда кто то утверждает, что это не его дело решать, что из гдойлей Исроэл больше, но, поскольку он принял на себя в качестве пойсека плони бен плони, который в свое время был против, и постановил гзейро против учения хасидизма, то он должен идти по его пути - нужно знать, что плони бен плони постановил гзейро вместе с ее объяснением, и, поскольку выяснилось, что объяснение было изначально недействительным, тогда также и гзейро изначально недействительна.
И следует сказать, что это также объяснение слов Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в одной из его бесед, что те, кто в свое время не соглашались с путем хасидизма, - сейчас, находясь в арцойс хаим, в мире истины, когда они знают истину как она есть, они сильно раскаиваются в этом, и сильно огорчаются, когда кто либо (в этом мире) упоминает их [не только, если полагается на них, чтобы вести себя таким образом, но даже если только упоминает их] как тех, кто противился учению хасидизма, и они не хотят, чтобы их имя называлось на это - поскольку прояснилось дело, что изначально не было места для противодействия и гзейро а учение хасидизма.
Йуд заин
Вывод из всего вышесказанного:
Уже доказано жизнью - после 150-200 лет существования пути хасидизма - что изучение хасидизма и поведение по путям хасидизма дают дополнительные силы в служении Вс-вышнему, в изучении Торы и исполнении заповедей,
И, более того, поскольку изучение Торы и исполнение заповедей - это отдельные детали в служении Вс-вышниему, и конечное намерение всех отдельных деталей это – говоря словами Мойше рабейну, ясно сказанными в Торе: "И приказал нам Вс-вышний исполнять все эти законы (все заповеди, включая также заповедь изучения Торы) - чтобы бояться Вс-вышнего Б-га нашего" - что это достигается посредством изучения Тойрас га-хасидус.
Все согласны, что учение хасидизма - это часть Торы, и более того, что это - пнимиюс всей Торы, и само собой, те, кто изучают гальо, и не хотят, хас вешолом, изучать сосим в Торе, относятся к ним слова Зоhара, который резко высказывается (а гевадтикер ворт) против тех, кто изучает рассказы в Торе как просто рассказы, без какого либо внутреннего содержания, сокрытого в них, что считают оболочку (повествование) - сутью.
И более того, - как упоминалось выше (п. 11) что в соответствии с словами Зогара, тлас кшорин мискашрон до бэдо, кудшо брих гу веойрайсо веИсроэл, вехулhу дарго ал дарго, сосим вегальо, следовательно, тот, кто разделяет между сосим и гальо в Торе, это подобно тому, как разделять между сосим и гальо в Вс-вышнем, - в соответствии с тем, что объясняется в маамаре Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, который был напечатан к йуд тес кислев - это (в дакус дэдакус) аспект авойдо зоро!..
- На самом деле, еврей не имеет отношения к авойдо зоро, как объясняется в Тании, что некудас hоэмуно она цельна у каждого и каждого из Исроэл, но возможно, что она у него в аспекте шэйно, и не действует свое действие, в отношении поведения в махшово дибур и маасэ (все время пока он не приходит к испытанию в вере), но также тогда она находится полностью, и нужно помочь ему раскрыть ее из сокрытия к раскрытию; но, когда раскрывается точка веры, то это действует также в отношении поведения в махшво дибур и маасэ, - отдать свою душу, чтобы не сделать даже только в действии против веры в Вс-вышнего, даже если уста его и сердце его не равны, но седрце его цельно в вере в Вс-вышнего".
И из этого понятно также в отношении нашего вопроса:
следует объяснить и подчеркнуть, что изначально речь идет здесь об аспекте эмуно, - "Шма Исроэл Гавайе Элойкейну Гавайе эход" - что подобно тому, как сосим и гальо Вс-вышнего это одно целое, также сосим и гальо Исроэ это одно целое, и сосим и гальо в Торе это одно целое, и невозможно разделять между ними, так, что тот, кто хочет гальо, ему нужно также сосим.
И когда подействуют на его в этом вопросе - и что значит "подействовать" - раскрыть в нем точку веры, чтобы она пришла из сокрытия в раскрытие, тогда это найдет свое выражение также в практическом поведении в махшово дибур и маасэ, что начнет идти по пути хасидус, т.е., не только, что он учит тойрас хасидус, но также ведет себя по путям и обычаям хасидизма, включая и в особенности в основном аспекте, который есть цель учения хасидизма, - изменить природу своих мидойс, и становится еврей, как еврей должен быть (эр верт а ид ви а ид дарф зайн).
Йуд хес
По поводу хидуш Алтер Ребе в учении хасидизма Хабад, - мы находим в маамаре Адмур (Рашаб) от йуд тес кислев 5679, "ршимас дворим беойсийос а-махшово",
В "мафтеах", который составил Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур на мааморим 5679 года (также как на все мааморим его отца, которые были расположены у него по порядку, каждый год отдельно в отдельном томе, и в начале каждого тома он составил "мафтеах" на мааморим этого года), он пишет по поводу маамара йуд тес кислев "ршимас дворим беойсийс мамахшово" -
т.е., что это не маамар, который он сказал, но запись, которую он записал для себя (и поэтому это кратко - чуть больше чем полстраницы), и вот его слова:
...
И вот, раскрытие Баал Шем Това было, чтобы было раскрытие пнимиюс Тойро, и это было раскрытие, которое не в аспекте гислабшус (и известно, что Магид, во время того, как он говорил хасидус, говорил, "слушайте тайны Торы"), и мир был не способен воспринять это, и это было служение возвышенное и высокое очень, но это не ест раскрытие сущности пнимиюс Торы. И это пришло посредством Алтер Ребе в гислабшус в постижении, и от этого было притянуто аспект эцем... до сих пор его слова.
И идея этих слов – что хидуш Алтер Ребе в учении хасидизма Хабад это раскрытие пнимиюс Тойро в гислабшус в постижении, чтобы могли понять человеческим разумом. И хотя одевание в буквы понимания и постижения это опускание на много ступеней вниз, но, посредством опускания вниз именно притягивается аспект эцем, и посредством того исполняется высшее намерение в творении мира – идея, которую Адам ришойн должен был исполнить в своей работе, и не смог это сделать, и это было исполнено во время Дарования Торы, но в Матан Торйо это было в отношении эцем открытой Торы, и подобно этому достигается посредством учения хасидизма Хабад в отношении эцем пнимиюс Тойро.
И это будет более понятно, в соответствии с тем, что объяснялось выше, что ниглэ в Торе и пнимиюс Торы - это единое целое, и сам собой, так же, как в ниглэ в Торе происходит притяжение эцем посредством одевания в нижний мир, также и в пнимиюс Торы происходит притяжение эцем посредством гислабшус внизу.
Йуд тес
И следует добавить, что в пнимиюс Торы подчеркивается еще больше идея притяжения эцем, которое происходит посредством гислабшус внизу именно:
Объясняется в друшей хасидус, в объяснении слов Мидраша, "этот мир - эйрусин были, как сказано 'веэрастих ли леойлом', но в дни Мошиаха будут нисуин, как сказано, 'ки бойалаих ойсаих', т.е., что во время Дарования Торы было достигнута связь сынов Израиля с Вс-вышним только способом эйрусин, а в дни Мошиаха будет также совершенство в нисуин. И это также то, что сказано, "веhойо байойм hаhу... тикреи иши велой сикреи ойд баали", ибо "баали" - это язык господства и страха, "как невеста в доме отца своего", "что все еще арусо она и нет у него в ней ишус, и только в будущем "тикреи иши", "язык ишус и нисуин", "как невеста в доме тестя ее, что уже замужем". И причина этого - поскольку во время Матан Тойро (и до сих пор, "ойлом газэ"), было раскрыто в основном нигле в Торе, а в дни Мошиаха будет основа и совершенство раскрытия пнимиюс Торы.
И идея в этом:
Различие между эйрусин и нисуин, это, что посредством 'йрусин (кидушин) "осар ло акуло олмо кеhекдеш", но все еще нет здесь гамшохо бипнимиюс, но только в качестве макиф, и именно посредством нисуин (йихуд) происходит гамшохо бипнимиюс, и подобно этому в Торе - что во время Матан Тойро было раскрыто в основном хицойниюс и гальо в Торе, а пнимиюс и нистор осталось в асспекте макиф, а в дни Мошиаха будет притяуто и раскроется также пнимиюс и нистор таким образом, что это будет притянуто в пнимиюс, подобо йихуд в нисуин, и тем более, что йихуд должен быть беэвер хай, и подобно этомук в сосим дэтойрайсо, что это хайус в Торе.
И поскольку пнимиюс Торы - это подобие йихуд и гамшохо пнимис в нисуин, - подчеркивается в этом идея притяжения эцем, которое происходит посредством гислабшус внизу именно, как в нисуин:
Известно различие между гашпоо учителя к ученику, и гашпоо иш к ишо - что в гашпоо учителя к ученику, гашпоо рухнис, не притягивается эцем, и это доказывается тем, что учитель не может создать у ученика новый мозг и разум, как говорят, "а коп кен мен нит арайн штелн", и только, когда у ученика есть собственный мозг и разум, тогда он может воспринять гашпоо от учителя, но в гашпоо мужчины к женщине, хотя это гашпоо гашмис (типо гашмис), но именно посредством нее притягивается эцем, что происходит рождение нового существования, мозг и разум и целое тело.
И подобие этого в пнимиюс Торы - в хидуш Алтер Ребе в учении хасидизма Хабад, что вместе с тем, что оно одевается в понимание и постижение, что это есть идея опускания вниз, но именно посредством этого притягивается эцем пнимиюс Торы (подобно гашпоо гашмис в нисуин).
Коф
И из этого мы приходим к дополнительной идее:
В соответствии с вышесказанным, что хидуш Алтер Ребе состоит в притяжении пнимиюс Торы в понимание и постижение человеческого разума, - может прийти йецер hоро и сказать: поскольку так или иначе ты не имеешь отношения к тому, чтобы понимать учение хасидизма как нужно, то какое отношение ты имеешь к учению хасидизма?
И ответ на это - в соответствии с тем, что говорилось выше, что идея учения хасидизма Хабад - это притяжение эцем:
В гашпоо от учителя к ученику, - для того, чтобы воспринять гашпоо учителя, - необходимо, чтобы ученик понимал слова учителя своим разумом, но, если ученик не понимает слова учителя, а только "берет" их, - то это как "мунох бакуфсо", без всякой пользы; но в гашпоо пнимис, притяжение типо (посредством которого притягивается эцем) - не имеет значения понимание и постижение, но только, чтобы было клито (а не противоположность этому, хас вешолом), и, когда есть клито, - без различия, понимает ли он или нет, - будет от этого порождение заро хайо векайомо, дойр йешорим йевойрох, до конца всех поколений, со стороны раскрытия силы Эйн Соф.
И подобно этому в отношении учения хасидизма Хабад, что поскольку его идея - это притяжение эцем, то главное в этом (не в такой степени понимание и постижение, но) - клито,
И в чем выражается клито – что, как следствие этого, происходит у него изменение в его лвушим - мысли, речи и действия, что указывает на то, что эта вещь воспринята им,
И тогда будет из этого также hойлодо - аhаво и йиро, бен и бас в духовности (что это также сгуло для рождения сыновей и дочерей в материальности, как говорит Алтер Ребе).
Коф алеф
И из этого понятно, что учение хасидизма имеет отношение к каждому и каждому из нас, ибо Алтер Ребе не ставил условий в отношении того, в кому имеет отношение учение хасидизма; единственное условие, которое дано нам - "мэ дарф онhалтн он дэм ребе'нс клямке".
И сначала:
Квойд кдушас мойри вехами Адмур рассказывал (в беседе йуд тес кислев 5699), что Алтер Ребе сказал: "тот, кто будет держаться за клямке, я выведу его из мейцер в мерхов, из гешем в руах, и из гейhином".
"И объяснил Квойд кдушас Адмур (Рашаб) - продолжает Квойд кдушас мойри вехами Адмур в вышеупомянутой сихо, - "из мейцер в мерхов" - т.е., из брио в ацилус, "из гешем в руах" - т.е., из брио в йециро, "и из гейином" - т.е., из мира асио."
И следует объяснить точное значение слов - ибо слова Ребе сосчитаны - что в первых двух способах Алтер Ребе говорит (не только место, из которого он выведет его, но) также место, куда приведет его: в первом способе - что выведет его "из мейцер" (брио) и приведет его "в мерхов" (Ацилус), и во втором способе - что выведет его "из гешем" (из йециро), и приведет его "к духовности" (в брио);, но в третьем способе говорит только, что выведет его "из гейhином" (мир асио), и не указывает место, куда приведет его?
И отсюда ясно, что место, куда приведет его (из мира асио) может быть такое место, что "ло исремиз беойс векойцо клал", и поэтому невозможно объяснить, в какое место приведет его, поскольку это место не называется по имени, и даже намеком о нем невозможно сказать!
И следует сказать объяснение в этом -- в соответствии с тем, что объясняется в продолжении вышеупомянутой беседы, - что мир асио, этот материальный мир, - это цель творения всех миров, и от него зависят подъемы всех миров, также самых высоких миров (гор hехер, hехер ун нох hехер), и поэтому, в отношении мира асио упоминает Алтер Ребе только место, из которого он выведет его, и не указывает место, куда приведет его, поскольку это подъем, что нет ему края и границы, и вплоть до места, которое не называется именем, и не указывается буквой или даже кончиком буквы!
Коф бейс
И условие этого подъема - "держаться за ребе'нс клямке:
"клямке" (ручка двери) - это не сама дверь, и безусловно, не сам дом, но - только лишь ручка двери, деталь, которая подчинена и служит двери, но, поскольку она служит двери (дома), становится также она частью двери, - как мы находим в законах тумо и тоhоро, что мешамеш к мехубор становится мехубор как он сам, и он не принимает тумо, как все детали законов в этом.
И смысл этого в служении:
также когда знает человек в душе совей, что он все еще не "внутри", и все еще нет у него понимания и постижения (в учении хасидизма) - тем не менее, когда он знает точно и окончательно и бесповоротно, что будь что будет, "он будет держаться за клямке" Алтер Ребе, радость которого мы сегодня отмечаем,
- пока что он будет только "держаться за клямке", и само собой, он сделает в конечном счете все от него зависящее, чтобы войти внутрь -
то все остальное сделает уже Алтер Ребе, баал а-симхо - что несомненно, исполнит сове обещание, и выведет его из гейhином, этого материального физического мира, и из гешем - мира йециро, и из мейцер - мира брио, в мерхов - мир Ацилус,
И после этого будет достигнут самый высокий подъем - как говорилось выше, что мир асио - это цель творения всех миров, и от него зависит подъем всех миров - что становится "икор шхино бсахтойним", "икор шхино", которая не раскрывается нигде, но лишь в нижних только.
И поскольку это так, то должен каждый и каждый "держаться за клямке", и после этого выведет его Алтер Ребе и поднимет его выше и выше, вплоть до того, что будет "Исроэл ойрайсо векудшо брих гу койло хад", посредством рабойсейну а-кдойшим, за защитит нас их заслуга.
***
[Перед окончанием гисваадус указал Квойд Кдушас Адмур Шлита петь "не журите хлопцы", и также нигун Алтер Ребе арба бовойс (и указал повторить четвертую часть десять раз), и сказал:
Адмур Цемах Цедек сказал, что то, что говорится "каждый, кто говорит слова мудреца от имени того, кто сказал их, пусть видит баал а-шмуо, как будто он стоит перед ним, говорится также о нигун Алтер Ребе "арба бовойс". И поэтому, пусть поют сейчас этот нигун, и представят себе лицо Алтер Ребе, и пусть это будет "депеша" к Алтер Ребе.
Перед биркас а-мозон приказал Квойд Кдушас Адмур Шлита объявить, что те, кто еще не завершили изучение Тании, должны поторопиться завершить ее, для того, чтобы не делать разрыва между окончанием Тании и ее началом, также, как в Симхас Тойро не прерываются между хасан Тойро и хасан Брейшис.
Квойд Кдушас Адмур Шлита благословил биркас а-мозон на койс, - и после этого раздал присутствующим от койс шел брохо].