בס"ד
Тойрас Менахем 5712, т. 3 (6), стр. 158-162
("hискашрус" 582)
Гимел
… и следует сказать объяснение в этом:
Чувство горечи в хешбон нефеш[1] должно быть со стороны того, что его мысли, речи и дела – как в хорошем так и в противоположном – затрагивают Сущность и Суть Его, благословен Он.
Ибо, когда причина горечи – то, что как следствие его не-хороших мыслей, речей и действий не хватает у него в боней, хайей умезойней[2] – тогда эта горечь занимает место лишь настолько, насколько его собственное существование занимает место.
И даже если причина мрирус[3] – со стороны того, что вследствие своих не-хороших мыслей, слов и действий он не исправил свою долю в мире – также тогда эта горечь занимает место лишь настолько, насколько общая идея этого мира занимает место.
И поэтому, причина горечи должна быть – со стороны того, что дела человека затрагивают (кивйохол) Сущность и Суть Его, благословен Он – и тогда эта горечь – с большой силой и она истинна.
И идея в этом – что следует задуматься сначала, что "авойдо – цойрех говойаh hи[4]", т.е., что его служение важно Свыше, и вплоть до самой высокой ступени, выше которой нет – Сущность и Суть Его, благословен Он, ибо, хотя общая идея мироздания (hишталшелус[5]) удалено от ацмус[6], ибо "шомаим лой заку беэйнов[7]" и тем более – он (как говорилось выше п. 1), тем не менее, поскольку души Израиля – "сыновья Вс-вышнего", "боним атем леГавайе Элойкехем[8]", поэтому – служение Израиля – служение сына – затрагивает ацмус, благословен Он; и когда он постигнет и почувствует, в каком "месте" и "ступени" затрагивает его служение – тогда его горечь из-за отсутствия в его служении будет истинной и сильной горечью.
Далет
И для того, чтобы было чувство, что служение человека важно Свыше – требуется, чтобы этому предшествовала радость именно:
Без радости – сознавая свое положение и состояние, и насколько он низок вообще, и в особенности – со стороны его мыслей, речей и действий, которые не были хорошими, и из-за этого он совершенно удален от ацмус (тем более и тем более, что даже "небеса не были совершенны в Его глазах", как говорилось выше) – он не может никаким образом пробудить в себе чувство, что его служение затрагивает Сущность Вс-вышнего.
И совет на это – идея радости, ибо поскольку "радость ломает преграды", то несмотря на то, что он далек от ацмус (как говорилось выше), но радость ломает и возвышает человека и ставит его в его истинном положении и состоянии (истинное положение и состояние всех сынов Израиля) – "боним лемокойм", и вплоть – как он находится в его корне в сущности Вс-вышнего, и само собой, ощущается у него, насколько его служение важно Свыше.
hей
И отсюда ясно, что идея радости – это предисловие ко всем аспектам служения – ибо все аспекты служения должны быть пронизаны сознанием и чувством, что его служение важно Свыше.
[1] Хешбон нефеш - Счет души
[2] Дети, здоровье, заработок
[4] Служение - потребность Высшего
[5] Гишталшелус - Система мироздания (система опускания и сокращения жизненности со ступени на ступень вплоть до этого нижнего материального мира)
[6] Сущность
[7] "И небеса не чисты в глазах Его." (Ийов 15, 15)
[8] "Сыны вы Господу, Б-гу вашему" (Рээй 14, 1)