בס"ד
Тойрас Менахем т. 5 стр. 78
Алеф
Квойд Кдушас Адмур Шлита приказал петь и сказал маамар дибур масхил Вайакгел Мойше.
***
Бейс
В главе hа-хойдеш – говорится также про заповедь кушать мацу: "шивас йомим мацойс тойхейлу[1]".
И сначала: эта заповедь отличается тем, что также в наше время это заповедь дэОйрайсо[2].
В общем – есть три основных аспекта в праздник Пейсах: Песах, маца и марор. И в наше время – исполнение заповеди Песах (пасхальной жертвы) это только посредством "унешалмо порим сфосейну[3]". Заповедь кушать марор – также она дэрабонон[4], а заповедь кушать мацу – это дэойрайсо.
Гимел
Различие между хомец[5] и мацо [6]– в двух вещах:
(алеф) в хомец – тесто поднимается, а в маце – тесто остается как оно есть. И смысл этого в духовности: хомец – йешус[7] и hиснасус[8]. Маца – битуль[9].
И поэтому основная идея мацы – это лехем они[10] именно [и поэтому, хотя в течение пейсах можно кушать также "мацо аширо[11]", тем не менее, невозможно исполнить заповедь кушать мацу иначе как посредством "лехем они"] – поскольку идея мацы – это битуль (как говорилось выше), и это выражается в большей степени в "лехем они".
И следует добавить, что также маца, которую кушали сыны Израиля и Мицраим – была "лехем они".
(бейс) слова "маца" и "хамец" состоят из подобных букв, только в "маца" есть буква hей[12], а в "хомец" есть буква "хес[13]".
И идея в этом:
Буква hей подобна букве хес: обе они состоят из трех линий и открыты снизу. Различие между ними – в том, что буква hей совершенно закрыта с трех сторон, а в букве hей есть "вход" сверху.
"Вход" снизу (в обоих буквах) означает: "лапесах хатос ройвейц[14]". Закрытость со всех сторон – в букве хес – означает, что нет места для того, чтобы выйти из "лапесах хатос ройвейц". Отверстие сверху – в букве hей – означает, что человек, действительно, находится в состоянии "лапесах хатос ройвейц", но тем не менее, есть у него выход сверху – что посредством него он может выйти из своего состояния с делать тшуво[15].
И несмотря на то, что отверстие сверху – в букве hей – это очень маленькое отверстие – но сказали РаЗаЛ "писху ли кехудо шел махат[16]", и посредством этого "ваани эфтах лохем кеписхой шел улом[17]", ибо, посредством одного hирhур тшуво[18] – человек может измениться – в один момент – из рошо гомур[19] в цадик гомур[20].
Далет
Два эти различия между хомец и мацо – зависят друг от друга:
Когда человек находится в аспекте битуль (что это есть идея мацо), то, даже если он согрешил, хас ве-шолом – он думает о том, чтобы делать тшуво (что это есть идея буквы hей); но когда человек находится в аспекте йешус и hиснасус (что это есть идея хомец) – он не думает о том, чтобы делать тшуво (в соответствии с характером буквы хес).
И причина этого – ибо когда человек в битуль, он не пытается оправдать себя (эр зухт нит цу махн зих герехт), и само собой, он делает хешбон цедек[21] от всех своих дел, и когда он убеждается, что его поведение не такое, как должно быть – он делает тшуво;
Напротив, как следствие чувства гааво и hиснасус – человек находит способы оправдать все свои дела[22].
hей
Более того:
Не только, что после того, как он сделал нечто неподобающее, он находит оправдание для этого (поскольку он хочет остаться правым в собственных глазах), но более того, также изначально, когда он оказывается в ситуации, что нужно исполнить заповедь, для исполнения которой он должен заставить себя – то из-за чувства гааво и hиснасус, он находит хешбойнос[23] и причины, чтобы не нужно было исполнять ее.
Пример на это – заповедь цдоко, и поскольку цдоко – это общая идея всех заповедей, будет понятно из нее также в отношении остальных заповедей:
Когда он видит бедняка – то он повторяет то, что "спросил Торнотропус-нечестивец рабби Акиву: если ваш Б-г любит бедняков, почему же он не кормит их?"
И здесь есть два момента – в отношении самого себя и в отношении другого:
Из-за его гааво[24] и hиснасус – он делает хешбон в своей душе, что все, что находится в его распоряжении – это есть у него потому, что положено ему, и наоборот, ему положено еще больше; и поэтому – говорит он – как можно отдать из этого другим?!
И поскольку собственный йешус не терпит (дерлозт нит) существование другого – он легко соглашается с тем ("лэйгт зих оп ба им гор гешмак"), что другой не похож на него, и понятно ему, что причина того, что другой – бедняк – это потому, что тому не положено парносо[25]; само собой он думает: поскольку Вс-вышний хочет – и так это по справедливости… - чтобы тот был бедняком, зачем же он будет делать противоположно этому, давать ему деньги?!...
Но когда он в битуль – то:
(алеф) он делает хешбон в своей душе, и судит себя самого – действительно ли он лучше, чем другой, и этот хешбон приводит его, чтобы давать цдоко, и как сказано: "мишпот уцдоко беЯакойв ато осисо[26]", что "мишпот" который человек делает себе самому, приводит его к "цдоко".
(бейс) и он понимает, что даже если недостаток в парносо у другого происходит из-за наказания, рахамоно лицлан, но само то, что у него есть парносо – несмотря на его собственное не-желательное положение и состояние – заставляет его сказать, что сыны Израиля – как сыновья перед Вс-вышним, и когда царь наказывает своего сына, а друг царя помогает ему – сам царь очень рад этому, как ответил рабби Акива (на вопрос Торнотропуса).
И как это в заповеди цдоко – так это во всех заповедях.
Вов
Кроме того, что из-за чувства гааво и hиснасус он ищет во всякой ситуации хешбон, который докажет, что он ведет себя как нужно, еще более того, даже когда он не способен никаким образом найти оправдание своим делам, и он вынужден признать, что он не ведет себя как нужно – он находит, тем не менее, различные причины, которые привели его к этому, и само собой, он остается правым в собственных глазах!...
Он делает это различными способами:
Относительно одной вещи он говорит – это со стороны йецер hоро[27], который "горит как огонь". Сама Геморо говорит – утверждает он – что Вс-вышний раскаивается в том, что он сотворил йецер hо-ро; и поэтому не следует требовать от него, почему он не победил свой йецер!... Относительно другой вещи он говорит – "его место заставило его грешить[28]" и т.д.
Все хешбойнос, которые упоминаются в Тании, каким образом человек должен учить зхус на другого – он использует их для себя… И мало того, он еще думает, что в свете обстоятельств, в которых он находится – "это еще хорошо, что он – такой". Другой бы на его месте "был бы вообще непонятно кем!"…
Более того:
Даже когда он знает, что его поведение не хорошо, и кроме того, у него нет никаких оправдательных причин – тем не менее, "ал кол пешоим техасе аhаво[29]":
"пшоим[30]" – означает, как объясняют РаЗаЛ: "мродим[31]". Т.е., даже когда у него нет никакого тируца, чтобы оправдать свои дела, ибо, он сам знает, что он мойред (рахамоно лицлан) – тем не менее, "все грехи покрывает любовь". Устранить свои пшоим, даже с помощью ложных оправданий – он не может никаким образом, и само собой, он покрывает это с помощью любви к себе!..
Заин
И это есть различие между хомец и мацо:
Хомец – указывает на самовозвышение, и как следствие этого – слово хомец включает в себя букву хес, которая открыта снизу, "лапесах хатос ройвец", и с другой стороны, она закрыта с остальных сторон, ибо у него нет возможности сделать тшуво. Ибо из-за самовозвышения: (1) он оправдывает свое поведение – что его поведение, наоборот, правильно. (2) он находит причины и оправдания на свое поведение. (3) "все грехи покрывает любовь". Общее между ними всеми – что он не делает тшуво.
Маца – указывает на битуль, и как следствие этого – в слове маца есть буква hей, которая раскрыта сверху, ибо со стороны битуль: (1) он не оправдывает свое поведение. (2) Он не находит причин и оправданий своему поведению. (3) И когда он видит, в каком не-хорошем состоянии он находится – он сломлен от этого.
И когда его сердце сломлено – то это, как говорит Адмур Могараш, "еврейский вздох – это тшуво илоо[32]", и само собой, в один момент, "шоо[33]" от языка "поворота", "мит айн кер" – он становится цадик гомур.
Хес
В соответствии с этим следует объяснить, то, что мы находим в Йерушалми: "авойс млохойс[34] сорок минус один откуда мы учим… зэ hадовор не написано здесь, но эйлэ hадворим… алеф – один, ламед – тридцать, хес – восемь, рабонон толкуют hей как хес" (ибо буквы алеф-hей-хес-аин могут заменять друг друга, следовательно, получается ламед-тес) – и на первый взгляд непонятно: действительно, буквы из одного источника заменяют друг друга, но, как же можно учить hей (в эйлэ) как хес в вопросе счета?
И в соответствии с вышесказанным можно сказать объяснение на это:
Ламед-тес работ в мире – как они сотворены – это аспект хес, как объяснялось выше. Но, посредством служения эйлэ hадворим (что это есть идея ламед-тес работ Мишкана)… "шешес йомим тэосе[35] (само собой) млохо…" – делают из ламед-тес работ мира букву hей.
И поэтому, в посуке, где говорится о работе эйлэ hадворим[36] – тридцать девять работа, как они были в мишкане (посредством которого переворачивают хес в hей) – говорится "эйлэ" – с буквой hей.
[1] "Семь дней пресные хлебы ешьте." (Эмойр 23, 6)
[2] Заповедь (или запрет) из Торы
[3] "И (вместо) быков принесем (слова) уст наших" (Ошеа 14, 3)
[4] Заповедь (или запрет), установленный мудрецами. См. также "дэойрайсо"
[5] Квасное
[6] Маца
[7] "Есть", "Отдельное существование"
[8] Самовозвышение
[9] Битуль - Подчинение, самоустранение
[10] хлеб бедности
[11] "Богатая маца" (т.е., испеченная из теста, замешенного на яйцах или фруктовом соке и т.д.)
[12] Буква hей
[13] Буква хес
[14] "При входе грех лежит, (и к тебе его влечение)" (Берейшис 4, 7)
[15] Тшуво - Раскаяние; возвращение
[16] Откройте Мне как острие (другой перевод: как ушко) иглы
[17] и Я открою вам как вход в Храм
[18] мысль о раскаянии
[19] законченный грешник
[20] Совершенный праведник
[21] Справедливый счет; "счет души"
[22] См. во всем этом контрос умайон, маамар 15-16. Дибур гамасхиль Лех Лехо 5702 п. 3 и далее (сефер мааморим 5702 стр. 52 и далее)
[23] Счет. Счет души (т.е., раскаяние)
[24] гордость
[25] Заработок, пропитание
[26] "Правосудие и справедливость в Йаакове Ты явил." (Тегилим 99, 4)
[27] Йецер го-ро - Дурное начало
[28] См. Тания гл. 30
[29] "Любовь покрывает все грехи." (Мишлей 10, 12)
[30] Мн. число от пэша - (грех) восстания (против Вс-вышнего)
[31] (Грехи) восстания (против Вс-вышнего)
[32] Высшая тшува
[33] Час; момент; поворот
[34] Основные виды работ (запрещенных в субботу)
[35] "Шесть дней пусть делается работа" (Эмойр 23, 3)
[36] "Вот слова" (Вайакгел 35, 1)