Тфило леМойше 5729

Бс"д

Навстречу светлому дню Йуд алеф нисан, начало года Цади"к со дня рождения Квойд Кдушас Адму"р Шлит"а, на долгие и счастливые дни и годы –

Мы выпускаем в свет маамар, начинающийся словами «Тфило леМойше…», который сказал Квойд Кдушас Адму"р Шлит"а на гисваадус Йуд-Гимел тамуз 5729

 

Редакция Оцар гахасидим

Версия для печати (pdf) tfilo_lemoyshe.pdf (252153 bytes)

Йуд гимел тамуз 5729

 

«Тфило леМойше иш гоЭлойким…»[1], и объясняет Квойд Кдушас[2] мой тесть и учитель Адмор[3], в его известной сихе[4], что этот мизмойр[5] имеет отношение к освобождению Йуд Тес кислев[6] [как известно, что Алтер Ребе говорил каждый день раздел Тегилим, как он разделен по дням месяца, и поскольку мизмойр Тфило леМойше – это начало раздела тегилим 19 числа месяца, следовательно, он сказал в день своего освобождения  (19 кислев) этот мизмойр]. И продолжает в сихо, что у Довид Царь Израиля, у него было бекаболо[7], что этот мизмойр сочинил Мойше, как приводится в Мидраш, «Одиннадцать мизморов сказал[8] Мойше в соответствии с одиннадцатью коленами Израиля». И продолжает в сихо, что начало мизмора – «гашем моойн ато…»[9] и окончание мизмора – «Виги нойам гашем…»[10], моойн и нойам это те же самые буквы. И нужно понять связь этих трех вещей (отношение мизмора к геуло[11] Йуд тес кислев, что этот мизмор сочинил Мойше, и отношение моойн и нойам) Также нужно понять, что приводит доказательство из мидраша, что этот мизмор сочинил Мойше, и ведь в самом мизморе сказано, что это молитва Мойше.

Бейс

И следует объяснить в соответствии с тем, что известно, что в геуло Йуд тес кислев началось «йофуцу майанойсэхо хуцо[12]», что это подготовка и кли[13] для «оси мар до малко мешихо»[14]. И в соответствии с этим, отношение этого мизмора к йуд тес кислев указывает (также) на его отношение к будущему избавлению. И поэтому, после того как говорит в сихо, что этот мизмор имеет отношение к геуло йуд тес кислев, продолжает, что этот мизмор сочинил Мойше, ибо Мойше – он первый избавитель и он же последний Избавитель[15]. И уточняет, что Довид Царь Израиля было у него бекаболо, что этот мизмойр сочинил Мойше, что этим указывает, что аспект Мойше который важен здесь, это то, что Мойше освободил Израиль из Египетского изгнания, что освобождение из Египта это подготовка к будущему освобождению через Довида царя Мошиаха, «как в дни твоего исхода из Египта явлю ему чудеса». И приводит цитату из Мидраша «ахад осор мизмойрим омар Мойше»[16], ибо в «ахад осор[17]» два аспекта. Один, который перед (и выше) чем десять, это Свет Бесконечного, который выше, чем десять сфиройс, «ант гу хад велой бехушбон[18]» и ахад осор, это притяжение эход («один и не в счете») в десять, во все десять сфиройс, вплоть до сфиры Малхус[19]. И наоборот, основное притяжение аспекта хад велой бехушбон – именно в малхус, ибо корень малхус – в  пнимиюс гакесер[20]. Ибо все сфиройс имеют корень в хицойниюс гакесер[21], который считается в счете десяти сфиройс[22], а корень малхус – в пнимиюс гакесер, который не считается в счете сфиройс, «Один и не в счете». Но в проявлении, малхус ниже всех сфиройс, вплоть до того, что опустилась быть источником, чтобы творить миры БИЙА[23], вплоть до этого материального мира. А в будущем [мире] произойдет раскрытие корня малхус (хад велой бехушбон) в малхус [и в особенности – как она опустилась в БИЙА], и через это – в мирах БИЙА, вплоть до этого материального мира, и наоборот, основное раскрытие будет в этом материальном мире, и через это будет исполнена цель творения «жилище в нижних», что этот материальный мир, что нет нижнего ниже чем он, станет жилищем Ему Благословен Он, Ему – Сущности и Сути Его.

И в соответствии с этим следует объяснить то, что приводит в сихо цитату из Мидраша «одиннадцать мизморов сказал Мойше», что тем самым указывает отношение мизмора тфило леМойше к будущему избавлению, ибо смысл этого мизмора [что он – голова и начало одиннадцати мизморов] – это притяжение эход (хад вело бехушбон) в десять (во все десять сфиройс, вплоть до малхус). И в соответствии с этим следует объяснить то, что он продолжает в сихо, что моойн это буквы нойам, ибо объясняется в друшим[24] Тфило леМойше, что моойн это малхус [и называется моойн, язык жилища и дома, подобно тому как «дом его это жена его»], а нойам (наслаждение) – это атик, и моойн ойсийойс нойам[25] это [потому,] что корень малхус – в атик.

Гимел

И объяснение этого более подробно, будет понятно в соответствии с тем, что говорит Адмур (МогаРаШаБ) нишмосой эйдэн в майморе с таким же названием, что приводится в Зогар, что Тфило леМойше – это молитва богатого. Что в этом [состоит] различие между Тфило леДовид и Тфило леМойше, что молитва Довида – это молитва бедняка, а молитва Мойше – это молитва богатого. И уточняет в маймаре, что ведь смысл молитвы [в том], что он молится к Вс-вышнему, чтобы дал ему то, что ему не хватает, и поскольку «богатый» - у него нет недостатка ни в чем, что означает «молитва богатого». И особенно нуждается в объяснении в соответствии с тем, что сказали наши учителя, благословенна их память, на посук «дэй махсойрой ашер йехсар лой[26]», «дэй махсорой[27]» - и ты не обязан обогатить его; «ашер йехсар лой[28]» - даже лошадь чтобы ехать верхом на ней и раб, чтобы бежать перед ним». Что отсюда понятно, что «богатый» [означает] не только, что нет у него недостатка ни в чем (даже лошадь, чтобы ехать верхом на ней и раб, чтобы бежать перед ним), но что он имеет большой избыток во всем. И в соответствии с этим следует понять, что означает тфилас ошир[29]. И объясняется в нескольких местах, и так же в вышеупомянутом маймаре, что молитва богатого – не для него самого. И как приводится в Мидраш на посук «тфило леМойше», «пример, на что это похоже, на троих, что пришли взять… у царя… пришел третий,  сказал ему царь: «что ты просишь», сказал ему, «я не прошу для себя ничего, но такая-то страна разрушена и она твоя, прикажи, чтобы она была отстроена», так Мойше не просил за себя, а за Израиль. И на первый взгляд это объяснение нуждается в дополнительном объяснении. Ибо поскольку молитва – это работа сердца, то понятно, что даже если он молится за других, его молитва такова, что то, что недостает им, затрагивает его сердце (того человека, который молится), и как будто бы, что он сам – ему лично это не хватает (и чем больше затрагивает его их недостаток, тем его молитва больше), следовательно, даже молитва за других она из-за того, что ему не хватает, и почему называется молитва богатого.

И идея объяснения в этом, что аспект аширус[30] означает не только, что у него есть все ему необходимое в изобилии, и еще более, чем ему необходимо, но что он ошир в своей сущности. И смысл этого, что ошир и они[31] это машпиа и мекабел[32]. Что отсюда понятно, что даже если у него есть изобилие, но изобилие, что есть у него, это не его собственное, а то, что он получил от других, он бедняк, получатель. И аспект ошир, это что у него самого по себе есть все [и следует связать это с высказыванием наших учителей, благословенна их память, «эйн они эло бэдаас вээйн ошир эло бедаас[33]»], ибо даас[34] это гакоро вегаргошо[35], и из достоинств гакоро вегаргошо над гасколо вегасого[36] (хохмо и бино[37]) в том, что когда человек понимает какую-то идею, это не означает, что он знает ее, а лишь воспринимает это от сейхел[38], который дает ему это понимание. И аспект гакоро вегаргошо [заключается в том,] что он сам признает и ощущает эту идею. И поэтому богатство и бедность в основном в даас, ибо знание со стороны понимания и постижения, это как приобретенное знание, но он сам не знает, поэтому даже после того, как у него есть гасколо вегавоно, он остается они (хосейр[39]), и только через даас он выходит из бедности и становится богатым. И известно, что аспект тойкеф[40] связан с даас. Ибо когда человек решает делать что-либо, поскольку он признает и ощущает, что так следует поступить, в его решении есть гораздо большая твердость, чем в решении, обусловленном лишь пониманием и постижением. И объяснение в этом, ибо постижение всегда происходит способом шакло ветаръйо[41], что оставляет место для другого постижения. И поэтому решение со стороны гасого не столь твердо. А гакоро и гаргошо – в сущности идеи, ибо в сущности идеи нет места для противоположной идеи, и поэтому решение со стороны гакоро неизменно. И в соответствии с этим следует сказать, что то, что хохмо и бино сами по себе (без даас) они в аспекте анийус[42], это не только в отношении человека [что знание со стороны ХуБ[43] – это дополнительная к самому человеку вещь, а сам человек он не знает, бедняк], но также относительно самих гасколо и гасого, ибо в гасого на уровне ХуБ есть место для противоположного постижения]. И поскольку он ошир в сущности, то понятно, что не относится к нему понятие хисоройн[44]. И поэтому, даже если хисоройн тех, за кого он молится, затрагивает его очень сильно, и молитва, что он молится за них, подобно тому, как если бы ему самому это недоставало, тем не менее, не делается через это хисоройн в нем самом, и его молитва  – это молитва богатого.

Далет

И будет понятно после того, как будет объяснено, что аспект богатства по его простому смыслу он, как приводилось выше (п. 3) из маамара, что богатый – у него есть не только все ему необходимое, но он имеет избыток во всем. И в соответствии с этим, различие между бедняком, даже когда у него есть дэй махсойрой, и между богатым – в двух аспектах. Что даже в тех вещах, которые есть также у бедняка, он не подобен богатому.  Ибо бедняк сам по себе – у него нет даже этих вещей (как говорилось выше там), и только, что фактически у него есть эти вещи. И что богатый имеет избыток во всем – избыток, которого вообще нет у бедняка. И, на первый взгляд, можно  сказать, что в духовности, два этих аспекта зависят друг от друга.  Что для того, чтобы те вещи, которые ему необходимы (дэй махсойрой), были у него не таким образом, что он получает их от других, но были его собственными, это достигается именно через избыток, который выше, чем наполнение недостатка. И смысл этого в служении Вс-вышнему, что когда человек служит Вс-вышнему лишь настолько, насколько постигает его разум, то кроме того, что такое служение ограничено, (дэй махсойрой), у него нет (в сущности), даже этого служения, ибо со стороны разума существует возможность для противоположности. И для того, чтобы его служение Вс-вышнему было таким, чтобы не оставалось никакой возможности для противоположности, это достигается только через служение, которое выше, чем измерение и ограничение – богатство.

И для того. чтобы объяснить аспект богатства, которое выше, чем наполнение недостатка, сначала приводит в маамаре, что также в наполнении недостатка есть два аспекта, как сказано в Писании, «дэй махсойрой ашер йехсар лой[45]», и сказали РаЗаЛ, «ашер йехсар лой[46]»  - даже лошадь, чтобы ехать верхом на ней и раб, чтобы бежать перед ним». И то есть, что «дэй махсойрой» означает, что нужно дать ему все вещи, которые нужны каждому, и после этого добавляет, «ашер йехсар лой», что следует дать ему также то, что не хватает ему (лошадь ехать верхом на ней и раб бежать перед ним), со стороны того, что он привычен к этому[47]. А богатство означает избыток всего, выше даже, чем «йехсар лой». И объясняет, что три эти уровня [два уровня в наполнении недостатка и богатство] существуют также свыше [как известно[48], что все вещи внизу происходят из их аспектов наверху]. И смысл в том, что в раскрытии свыше есть три уровня в общем. Мемалей кол олмин[49], сойвев кол олмин[50] и ацмус Ойр Эйн Сойф[51], который выше, чем мемалей и сойвейв. Мемалей кол олмин – это свет, одевающийся в миры и в творения, чтобы давать им жизнь, по их уровню. И как сказали РаЗаЛ[52], «как душа наполняет тело, Так Святой, Благословен Он, наполняет мир», что также как жизненная сила души, одевающаяся в тело, соответствует органам тела, что в каждом органе хайус[53] соответственно его уровню, подобно этому в хайус, который наполняет все миры, что он дает жизнь каждому миру и каждому творению по его уровню. И Сойвев кол олмин – это свет, который выше, чем одевание в миры, и поэтому он окружает[54] все миры одинаково, но имеет (со)отношение к мирам (что поэтому называется «окружающий все миры»). И это подобно хайус самой души, то что душа жива по своей сущности, ибо хотя это несравнимо выше, чем хайус, который распространяется и одевается в тело, тем не менее, это подобно источнику, из которого притягивается хайус, который распространяется и одевается в тело. И этот аспект называется хай ойломим[55] (хай с патахом). Ибо различие между хай (с патахом) и хей (с цейре) состоит в том, что в хей ойломим (с цейре) слово «хей» сопряжено[56] с «ойломим», т.е. хайус миров – мемалей, а в хай ойломим (с патахом), слово хай не сопряжено с ойломим – т.е. аспект хай бээцем[57] – сойвев. И следует сказать, что то, что также аспект хай бээцем (сойвев) называется хай ойломим, это потому, что он подобен источнику, из которого притягивается жизненность миров. И добавляет в маамаре[58], что аспект сойвев называется также хайей гахайим[59]. Ибо «жизнь» - это жизненная энергия, распространяющаяся и одевающаяся в миры (мемалей), а аспект сойвев, от которого притягивается жизненная энергия миров, называется хайей гахаим.  И это смысл того, что сказали РаЗаЛ[60] «мехайей гахаим йитен лехо хаим[61]», ибо мехайей гахаим (аспект хайей гахаим, это источник, из которого притягивается жизненность.

И это смысл того, что сказали РаЗаЛ[62] на посук[63] «мизмойр шир лейойм гашабос[64]»: «песнь будущего мира, день, который весь суббота и отдых для хай ойломим», хай ойломим с патахом, это аспект сойвев, и в будущем будет  прекращение и отдых также от аспекта хай ойломим, ибо тогда будет раскрытие сущности Ойр Эйн Сойф, который выше чем (со)отношение к мирам (выше также чем сойвев). И как сказано[65], «Йехайейну мийомаим, байойм гашлиши йекимейну венихйе лефонов[66]», и приводится в Ликутей Тойро[67], что йомаим[68] – это раскрытия мемалей кол олмин и сойвев кол олмин, и йом гашлиши – это раскрытие сущности Ойр Эйн Сойф, который выше, чем отношение к мирам. И это смысл «байойм гашлиши йекимену венихйе лефонов» – пнимийус и ацмус Ойр Эйн Сойф. [И следует отметить, что простой смысл в йомаим и йойм гашлиши – это три периода времени. Йомаим – это этот мир и ган Эйден, или этот мир и дни Мошиаха, а йойм гашлиши – это оживление мертвых. И связь этих двух объяснений, что два периода йомаим – это  раскрытия мемалей и сойвев, а в тхийас гамейсим будет раскрытие ацмус].

И три этих аспекта – два уровня в наполнении недостатка (дэй махсойрой и ашер йехсар лой) и богатство – в гилуим свыше – это три эти уровня. Два уровня наполнения недостатка – это два уровня открытия мемалей и сойвев. Ибо поскольку также свет сойвев соотносится с мирами, поэтому, когда этот свет не раскрывается  мире, в мире ощущается недостаток. И, как объясняют РаЗаЛ[69] посук[70] «вайхал Элойким байойм гашвии[71]» - «чего не хватало в мире – отдыха, пришел шабос пришел отдых»; отдых – это аспект сойвев, который выше, чем свет, одевающийся в мир, и, тем не менее, когда не было этого раскрытия в мире, в мире ощущался недостаток, и когда пришла суббота и притянулся и раскрылся этот свет, наполнился недостаток. И поэтому также раскрытие сойвев – это наполнение недостатка. Но только, что наполнение недостатка через открытие мемалей подобно «дэй махсойрой», и наполнение недостатка  посредством раскрытия сойвев  подобно «ашер йехсар лой, даже лошадь ехать на ней верхом и раб, чтобы бежать перед ним». И Аширус – это раскрытие ацмус Ойр Эйн Сойф который выше чем (со)отношение к мирам.

Гей

И вот, различие между дей махсойрой и ашер йехсар лой (относительно бедняка буквально) состоит не только в том, что ашер йехсар лой количественно больше («даже лошадь, чтобы ехать на ней и раб, чтобы бежать перед ним») но также в том, что ашер йехсар лой относится только к тому, кто «даркой бехах[72]». И, в соответствии с известным, что все вещи в Торе абсолютно точны, следует сказать, что уподобление двух уровней открытия мемалей и сойвев к двум аспектам дэй махсойрой и ашер йехсар лой – это не только потому, что открытие сойвев – это более высокое открытие, но также потому, что восполнение недостатка через  открытие сойвев относится лишь к тому, кто «привычен к этому». И следует сказать объяснение в этом в соответствии с тем, что объясняет в маамаре, что три уровня любви к Вс-вышнему – бэхол левовхо[73], бехол нафшехо[74] и бехол меойдехо[75] –соотносятся с этими тремя уровнями. Любовь бехол левовхо – аспект мемалей кол олмин. Что через то, что человек задумается, что хайус всякой вещи – это Элойкус, он придет к любви к Вс-вышнему бехол левовхо, обоими своими началами[76]. Ибо поскольку хайус мемалей кол олмин одевается в нивроим[77] внутренне, поэтому, через гисбойненус[78] ощущается этот хайус также в животной душе. А любовь бехол нафшехо – она в аспекте сойвев кол олмин. Ибо через гисбойненус о том, что Б-жественный хайус, который одевается в миры, это лишь отсвет, который как ничто перед сущностью Ойр Эйн Сойф (сойвев), ощущается у него гафлоо[79] Ойр Эйн Сойф, и через это придет к любви бехол нафшехо, что его любовь к Вс-вышнему выражается в месирус нефеш («даже если забирает душу твою»), что он хочет выйти из своего мциюс и соединиться с Ойр Эйн Сойф. И такая любовь есть только в нефеш Элойкис. И две причины на это. Ибо постижение [на уровне признания[80] и ощущения[81], ибо только тогда постижение приводит к любви] в гафлоо Ойр Эйн Сойф может быть только в нефеш Элойкис, корень которой в имени Гавайе, сойвев. В отличие от этого, творения, поскольку их корень в имени Элойким, мемалей, не может быть в них (даже в ангелах, и тем более в животной душе) постижение (на уровне признания и ощущения) в Гавайе, сойвев. И также, поскольку животная душа – ее идея, что она мциюс, а любовь бехол нафшехо, – это, что он хочет выйти из его мциюс и соединиться с Ойр Эйн Сойф, противоположно идее мциюс. Ибо любовь «бэхол левовехо», приходящая через гисбойненус и гакоро, что хайус каждой вещи это Элойкус, относится к мциюс человека, который любит [что также, как человек любит самого себя, т.е. что он любит хайус и хочет в распространении хайус в нем, так же, когда он понимает и ощущает, что основа – это хайус Элойки, то он хочет Элойкус]. И поэтому, такая любовь относится также к животной душе. В отличие от этого, любовь «бехол нафшехо», что это есть желание выйти из своего мциюс и соединиться с Ойр Эйн Сойф, есть только в нефеш Элойкис. Ибо поскольку ее корень в имени Гавайе (сойвев), и также после того, как она опустилась вниз, она есть часть от имени Гавайе, как сказано[82]: «ки хелек Гавайе амой[83]», поэтому есть в ней желание выйти из ее мциюс и соединиться с ее корнем, сойвев. И в соответствии с известным[84], что опускание души вниз это йеридо цорех алийо[85], т.е., что через ее опускание вниз поднимется на уровень более высокий, чем она была перед ее опусканием,  понятно, что намерение в йеридас ганешомо[86] вниз в том, чтобы она поднялась выше ее корня, и это есть любовь бехол меойдэхо, месирус нефеш и кильйойн[87] в ацмус Ойр Эйн Сойф, который выше также, чем сойвев. И в соответствии с этим следует сказать, что то, что восполнение недостатка посредством открытия сойвев подобно ашер йехсар лой, тому, кто привычен в этом, ибо души были привычны (перед их опусканием вниз) к раскрытию сойвев.

Вов

И нужно понять, ведь по этому объяснению, то, что раскрытие сойвев включается в наполнение недостатка, это именно относительно душ, и в отличие от этого, о творениях невозможно сказать, на первый взгляд, что раскрытие сойвев  – это восполнение недостатка, поскольку они не  привычны к этому. А из того. что приводит в маамаре, то, что сказали РаЗаЛ, что не хватало в мире – покоя…», понятно, что когда нет раскрытия сойвев (менухо), это недостаток также в мире. И следует сказать, что поскольку основное намерение в опускании душ вниз это (не для подъема души, а) для того, чтобы исправить и поднять мир, поэтому через агаво бехол нафшехо[88], душ, спустившихся вниз в мир, возвышается мир на уровень более высокий, чем он сам по себе, что становится шайох[89] к уровню сойвев,  (подобно шайхус[90] души к сойвев), и вплоть до того, что когда не светит раскрытие сойвев, в мире ощущается нехватка.

Заин

И следует добавить объяснение в этом, в соответствии с тем, что объясняется в маамаре, что два аспекта сойвев и мемалей – это два имени Гавайе и Элойким. И, как объясняется в нескольких местах, что имя Элойким – это не только щит и экран, который скрывает и утаивает свет имени Гавайе,  но, что также свет имени Гавайе, когда он притягивается и сокращается посредством имени Элойким, чтобы быть источником для творений, что в общем это свет мемалей, называется Элойким. И в соответствии с тем, что говорится в Тания[91], что творение мира происходит от имени Гавайе (Гавайе лошойн мегаве), но если бы творение происходило бы непосредственно от самого имени Гавайе, мир бы был ботейл бимциюс[92], и поэтому творение фактически было через имя Элойким, следует сказать, что подобным же образом это в аспектах сойвев и мемалей, что основной хайус мира от света сойвев (Гавайе), но для того, чтобы мир был ограничен,  притяжение хайус в мир осуществляется через мемалей (Элойким). И есть два аспекта в этом. То, что сущность жизненности мира – это от сойвев,  но только, что если бы притягивался в него хайцус от самого сойвев, мир бы не был ограничен (в такой степени), и все творения были бы равны [и подобно тому, что объясняется в Тания[93], что если бы творение мира происходило бы от самого имени Гавайе, не было бы в нем подразделения времени и пространства], и через то, что хайус (который от сойвев) притягивается через мемалей (который одевается в каждое творение по его уровню), происходит в них гисхалкус[94]. И еще аспект в этом, что также хайус мира (который в гагболо и гисхалкус), который притягивается от света мемалей – он (не со стороны его самого, а) со стороны сойвев.

И идея в том, что объясняется в маамаре, (приведено выше п.4), что мемалей – это подобие хайус души, который распространяется в теле, а сойвев подобен хайус самой души, хай бээцем. И в соответствии с тем, что объясняется в другом месте, что то, что хайус, который распространяется в теле, дает жизнь телу, это потому, что он связан с самой душой, которая хай бээцем [ибо уровень распространения хайус (сам по себе) не способен дать жизнь чему-либо, и то, что хайус, который распространяется в теле, дает жизнь телу, это потому, что он прилеплен к самой душе, которая жива по своей сущности], следует сказать, что так же это в соотношении мемале и сойвев, что способность света мемале (гиспаштус[95] гахайус) давать жизнь творениям, она (не со стороны его самого, а) со стороны того, что он прилеплен к сойвев, хай беэцем. [И в соответствии с этим следует объяснить то, что говорится в маамаре (приведено выше п.4), что аспект сойвев называется хайей гахаим, или хай ойломим (с патахом), что следует сказать, что два имени хайей гахаим и хай ойломим указывают на два аспекта. Что то, что называется хайей гахаим, это потому, что от него притягивается хайус мемале, а то, что называется хай ойломим, это потому, что потому, что от него притягивается способность в хайус мемалей, давать жизнь мирам]. И следует добавить, что то, что в хайус, который распространяется, чтобы давать жизнь телу, раскрывается аспект хай бээцем,  (в том, что он способен давать жизнь телу), несмотря на то, что эцем выше чем распространение, это потому, что аспект хай бээцем  он (также) эцем хайус гамиспашет. [И в соответствии с этим следует сказать, что то сойвев называется хайей гахаим, это означает, что хайус (суть и сущность) жизни (мемале) – это сойвев]. И следует сказать, что через два этих аспекта в хайус, который одевается в мир – что в раскрытии это ограниченный хайус, а внутренне это безгравничный хайус (что поэтому он способен создавать творения, как говорилось выше) – есть подобие этих двух аспектов также в мире. Что внешне, хайус в котором нуждается мир, это только ограниченный и сокращенный хайус [а раскрытие сойвев это уже аспект аширус]. А в пнимиюс этого мира, ощущается пнимиюс его жизненности, что то, что есть в нем сила давать жизнь, это потому, что он прилеплен к уровню хай беецем. И через уровень бехол нафшехо в душах, раскрывается пнимиюс мира. И через это, также миру не хватает раскрытия сойвев, и через раскрытие сойвев наполняется недостаток мира.

Хес

И подобие этого в аспекте аширус, раскрытие ацмус Ойр эйн Сойф который выше чем сойвев, что через раскрытие этого аспекта в еврейских душах, будет в будущем мире подобие такого раскрытия также в мире. И в соответствии с этим следует объяснить, то. что говорится в маамаре, в объяснении того, что сказано в мидраше, что молитва Мойше была не ради него самого, а  ради Израиля, что кнесес Исроэл это аспект малхус, и молитва Мойше (молитва богатого) для  кнесет Исроэл была, что притянется в малхус сущность Ойр Эйн Сойф (аширус) [и в соответствии с этим объясняет там, что то, что сказано в Мидраше, что просьба Мойше за Израиль , это пободно просьбе «такая то страна… постанови, чтобы она была отстроена, что медино это малхус, и просьба гзойр шетибоне, это что притянется раскрытие ацмус Ойр Эйн сойф в малхус, что через это тибоне (будет отстроена) в аспекте биньян адей ад]. И требуется объяснение, ведь просьба Мойше ради Исроэл была для Исроэл буквально, как это объясняется в Мидраше, а в маамаре объясняет, что просьба Мойше для кнесес Исроэл это для малхус. И следует сказать, что через притяжение раскрытия ацмус Ойр Эйн Сойф в Исроэл, через это будет раскрытие этого также в малхус, корень мира, и через это – также в мире. И следует добавить, что как объяснялось выше, (пункт 7) по поводу раскрытия сойвев, что притягивается в мир посредством Исроэл, что это через то, что раскрывают пнимиюс жизненности мира, подобно этому также в раскрытии Ойр Эйн Сойф, который выше чем сойвев, который притягивается через Исроэл в мир, это через то, что раскрывают пнимиюс и корень малхус.  И как объясняется в маамаре, в объяснении «медино плойнис ги шелох[96]», что корень малхус – в ацмус.

И следует сказать, что из одна из причин того, что приводит в маамаре (приводится выше п. 4) что сказано «йехайейну мийомаим байойм гашлиши…», и объясняет, что йомаим это раскрытие мемале и сойвев, а йойм гашлиши – это раскрытие ацмус Ойр Эйн Сойф, и три этих уровня раскрытия раскрываются в три периода времени, состоит в том, чтобы указать, что хотя время – это из ограничений мира[97], а хайус мира (одевающийся в него в пнимиюс) – это мемалей, но тем не менее, мир имеет отношение к сойвев и также к Ойр Эйн Сойф, который выше чем сойвев. И следует отметить, что подобным образом это относительно пространства [ибо гедер[98] мира это пространство[99] и время], что аспект пространства это то, что есть в нем разделение уровней «выше» и «ниже»[100], что хотя разделение выше и ниже, которое есть в мире, происходит из-за различия в хайус, который одевается в него, уровень мемалей [как сказали РаЗаЛ[101], «простер йеминой (свою правую руку) и сотворил небеса, простер смойлой (левую руку), и сотворил землю, что шомаим (высшие миры) происходят от аспекта йомин , а земля (низшие миры) они от аспекта  смол (левая рука), и различие йомин и смол оно в хайус аспекта мемалей, как объясняется в гемшех гагилуло, и понятно также по простому], тем не менее, общность всех миров подразделяются на три мира брийо[102] йециро[103] и асийо[104], что они есть подобие трех раскрытий, упомянутых выше. И как объясняется в нескольких местах[105], что хоймер[106] (брийо), эцем мциюс,[107] который выше чем цуро[108] и гилуй[109], это подобие геэлем гоацми[110] сущности Ойр Эйн Сойф, а тикун[111] (асийо), цийур проти[112], это подобие мемалей, который одевается в каждый мир и в каждое творение по его уровню. И это также то, что объясняется в маамаре[113], в объяснении нусаха[114] благословения «бойрей нефошойс[115]», что «хесройнон[116]» во множественном числе – это два аспекта в наполнении недостатка, которые со стороны мемалей и сойвев, а «ал кол ма шеборосо легахйойс богем[117]», что объясняет в Туре[118], что это вещи, которые приходят для удовольствия и наслаждения, это аспект избытка шефа'[119], богатства которое со стороны раскрытия ацмус Ойр Эйн Сойф, что следует сказать, что одна из причин, почему он приводит это объяснение в маамаре, это для того, чтобы указать, что также в мире асийо (включая также этот материальный мир), присутствуют эти три уровня.

Но только, что Б-жественный хайус, одевающийся в мир (мемалей), он в раскрытии в мире, и то, что также раскрытие этого хайуса происходит через работу Исроэл [и, как объясняется в дибур гамасхил[120] Зойс хукас гаТойро[121], что раскрытие трех уровней мемалей сойвев и ацмус Ойр Эйн Сойф происходит через три любви бехол левовхо бехол нафшехо увехол меойдехо], это, ибо то, что хайус мемалей в раскрытии в мире, это что в  мрие ощущается что он жив, но не ощущается в нем, что хайус – это Элойкус, и через работу Исроэл, ощущается в нем, что хайус в нем – это Элойкус. И это раскрытие происходит также сейчас, в этом мире. А хайус сойвев, который не одевается в мир, и только «окружает» его, и, тем более, Ойр Эйн Сойф, который выше, чем сойвев – их притяжение в мир происходит через работу Исроэл, и раскрытие этих притяжений будет в будущем, в дни Мошиаха (раскрытие сойвев) и тхийяс гамейсим[122] (раскрытие ацмус Ойр Эйн Сойф, который выше чем сойвев), как говорилось выше (п. 4).

Тес

И объясняет в маамаре[123], что то, что Мойше называется ошир [как говорилось выше п. 3, что молитва Мойше – это молитва богатого], это потому, что Мойше это аспект даас элйойн[124]. И идея объяснения в этом, что даас тахтойн[125] воспринимает от хицойнийус гакесер[126], арих[127], а даас элйойн воспринимает от пнимиюс гакесер[128], атик[129]. И различие между арих и атик в том, что арих – это корень и источник нээцолим[130], аспект сойвев [как говорилось выше п. 3, что сойвев это как источник миров], а атик – это нижний уровень в маацил[131], ацмус Ойр Эйн Сойф, который выше чем гедер[132] ойломойс. И поскольку раскрытие сойвев (арих) включается в наполнение недостатка, а аспект аширус – это именно в сущности Ойр Эйн Сойф, который выше, чем сойвев (атик), поэтому также в даас, аспект аширус это именно в даас эльйойн, который воспринимает от пнимиюс гакесер.

И в соответствии с тем, что объяснялось выше, п. 4, что отрицание нищеты (хисоройн), достигается именно через аширус, который выше чем наполнение недостатка, что не так, когда шефа' только дей махсойрой [включая также аспект ашер йехсар лой, даже лошадь чтобы ехать на ней и раб чтобы бежать перед ним], что тогда остается (в пнимиюс) недостаток также в самом ограниченном шефа', следует сказать, что даже когда служение идет со стороны даас, гакоро вегаргошо, но это только даас тахтойн, который воспринимает от арих, то такое служение это как дополнительная к самому человеку вещь, а сам он (в пнимиюс) хосейр[133] служения, т.е. что остается место внутри человека, где не светит раскрытие Элойкус. Что хотя аспект признания и ощущения (даже даас тахтойн) означает, что сам человек признает и чувствует (как говорилось выше п. 3), тем не менее, поскольку аспект человека это мциюс (а не так, чтобы все его существование было ощущение Б-жественности), то его признание и ощущение Элойкус – это как дополнительная к нему вещь.

И, более глубоко, следует сказать что то, что в служении на уровне даас тахтойн еще остается хисоройн, это не только потому, что сам человек и его ощущение Б-жественности – это две различные вещи, но также, что со стороны самой гакоро (гакоро на уровне даас тахтойн), есть потенциальная возможность для мциюс, который вне Элойкус[134].  Ибо, поскольку даас тахтойн воспринимает от хицойниюс гакесер, арих, что в общем это аспект сойвев, который как источник для миров, поэтому также со стороны самого даас, есть несинас мокойм[135] для мциюс. И само это является причиной для того, что через раскрытие этого уровня в человеке он остается в своем мциюс, мциюс, который вне Элойкус. И для того, чтобы наполнился хисоройн совершенно, т.е. что не будет никакого места, в котором не светит раскрытие Элойкус, это через работу даас элйойн, который воспринимает от пнимиюс гакесер, атик, что в общем это сущность Ойр Эйн Сойф. Ибо относительно ацмус Ойр Эйн Сойф нет никакого существования, которое вне его, и обратно, истинность существования Его, Благословен Он, это и есть истинное существование всех существующих[136]. И поэтому через раскрытие даас элйойн, признание человеком Элойкус происходит таким образом, что это (признание Элойкус) – это все его существование.

И, в соответствии с этим, следует объяснить, то, что молитва Мойше, чтобы наполнить хисоройн кнесес Исроэл называется тфилас ошир, несмотря на то, что хисоройн в кнесес Исроэл безусловно нойгеа[137] ему очень, ибо Мойше – это аспект даас элйойн (как говорилось выше), и со стороны даас элйойн, аспект аширус, невозможен аспект хисоройн. Т.е., что кроме того, что в самом Мойше невозможен никакой хисоройн, хас вешолом[138], но что относительно Мойше, также хисоройн кнесес Исроэл, что он молился за них, – это не хисоройн, ибо даас элйойн воспринимает от атик, и поэтому ощущается в нем, что истинность Его существования Благословен Он, это есть истинность существования всех существующих, и у них нет нехватки ни в чем. И, хотя Мойше молился за них, а аспект тфило – это восполнение недостатка, - следует сказать, что молитва его была, чтобы этот аспект (что на самом деле нет у них нехватки ни в чем), ощущался в раскрытии также у них. Но у Мойше это ощущалось (что у них нет недостатка ни в чем) в раскрытии, даже когда они были в таком положении, что он должен был молиться за них, и поэтому его молитва – это молитва богатого. И следует добавить, что то, что молитва Мойше называется тфилас ошир, это не только потому, что также во время молитвы он ошир, но более того, что его молитва это – потому что он ошир. Ибо молитва Мойше, чтобы восполнился недостаток в кнесес Исроэл [кнесес Исроэл по-простому, и через это – хисоройн в малхус и в мире] – чтобы наполнился хисоройн полностью, чтобы не осталось никакого места, где не светит в раскрытии Элойкус, а для того, чтобы восполнился хисоройн совершенно, это происходит через раскрытие даас элйойн, как говорилось выше.

Йуд

И следует сказать, что через то, что Довид написал мизмойр тфило леМойше в книге Тегилим, которая говорится каждым из Израиля, также простыми людьми, дана сила каждому и каждому из Исроэл, раскрыть аспект аширус в себе (со стороны аспекта Мойше, который в каждом и каждом из Исроэл[139]) и через это – восполнить хисоройн в малхус и в мире, восполнение недостатка полностью, что не будет места в мире, в котором не светит раскрытие Б-жественности. И следует связать это с высказыванием Мидраша[140] в объяснении иш гоЭлойким: «когда поднялся на небо – иш (человек), а когда спустился с неба – Элойким», и объясняет Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур  в вышеупомянутой сихо (которая приведена в начале маамара), что одом[141] (мозги) это выше чем иш[142] (чувства), и то, что говорится в мидраше «когда поднялся на небо – человек» – чтобы научить, что также во время молитвы, когдя он задумывается о самых высоких уровнях, и постигает их хорошо, «поднимается на небо», должен помнить, что он «иш», что есть у него мидойс, которые он должен очистить и исправить, и через это, когда спускается с неба (после молитвы) он Элойким, Элойким от языка «дин» (суд) и Элойким от языка «сила и мощь», что он обладает силой и мощью сделать суд над самим собой, чтобы его практическое поведение было так как надо.

И в соответствии с объясненным, что аспект Мойше (который подчеркивается в тфило леМойше), это то, что Мойше был ошир, следует сказать, что работа иш гоЭлойким имеет отношение к аспекту аширус. И идея объяснения в этом, что три уровня свыше (мемалей, сойвев и Ойр Эйн Сойф  который выше, чем сойвев), есть подобие их в человеке. Что гилуим уровня нешомо это подобие гилуим мемалей и сойвев, а эцем ганешомо – это подобие сущности Ойр Эйн Сойф. И так же, как свыше, со стороны аспекта гилуим мемалей и сойвев есть потенциальная возможность для существования, которое вне Элойкус, а то, что истинность существования всех существующих – это Элойкус, это именно со стороны ацмус Ойр Эйн Сойф (как говорилось выше п. 9), подобно этому это в служении человека, что для того, чтобы гисбойненус в молитве был таким образом, чтобы подействовать на его поведение в течение всего дня, иш гоЭлойким, это достигается через то, что его молитва связана с сущностью души, Мойше, аширус.

Йуд Алеф

И следует добавить, что объясняется в маамаре, что в молитве Мойше за кнесес Исроэл, сфира малхус, есть два аспекта. Притяжение гаоро[143] от сущности Ойр Эйн Сойф, что через это становится возможным поднятие малхус (снизу вверх) в ацмус Ойр Эйн Сойф, и через это происходит после этого притяжение ацмус  в малхус (сверху вниз). И следует сказать, что два этих аспекта (в малхус) реализуются посредством двух аспектов в иш гоЭлойким [когда поднялся на небо – иш, а когда спустился с неба – Элойким], которые есть в служении человека. Что через служение «когда поднялся на небо – иш», что также когда он задумывается о высшем в молитве, он помнит, что у него есть мидойс[144], которые он должен очистить и исправить, что то, что его молитва происходит таким способом, это через то, что его молитва связана с сущностью души (как говорилось выше п. 10), это притяжение отсвета сущности души (снизу вверх), что через это поднимаются нижние аспекты в нем в молитве – через это притягивается отсвет от ацмус Ойр Эйн Сойф, чтобы возвысить и поднять малхус в ее корень в ацмусе. И через служение «когда спустился с неба – Элойким», что через то, что молитва связана с сущностью души, она воздействует на его поведение в течение всего дня, – притяжение сущности души в нижние аспекты в нем – через это происходит притяжение и раскрытие ацмус в малхус, гзойр шетибоней в аспекте биньян адей ад.

И следует сказать, что это смысл того, что начало мизмора «Ад-н-й моойн ато…», а завершение мизмора это «виги нойам Ад-н-й..», ибо в начале мизмора он говорит про малхус, как она поднимается в  ее корень в атик, и поэтому говорится моойн, что означает малхус (как говорилось выше п. 2), но моойн это буквы нойам, что указывает на подъем малхус в атик, а в конце мизмора говорит про аспект атик (нойам), который притягивается в малхус, а через малхус – в миры БИ"А[145], вплоть до этого материального мира. И говорится «Виги нойам Ад-н-й Элойкейну олейну», ибо основное раскрытие – для Исроэл, и через это притягивается подобие этого раскрытия также в весь мир, в истинном и полном освобождении через Мошиах цидкейну, бекоройв мамош[146].

Посвящается началу шнас гаМейо – началу Сотого года («одиннадцать мизморов сказал Мойше») со дня рождения Ребе Шлита гамелех гаМошиах, шейисгале бимгейро бейомейну мамош 



[1] «Молитва Мойше, человека Все-сильного» (Тегилим цадик (90), 1)

[2] Его Преосвященство

[3] Адойнейну Мойрейну веРабейну («наш господин, учитель и Ребе»)

[4] «Сиха» обычно переводится как «беседа», но не факт, что этот точный эквивалент, скорее факт, что нет, ибо «сиха» ассоциируется с посуком «вайейцей Ицхок лосуах басодэ» (Берейшис 24, 63), что переводится «молиться» (Прим. переводчика)

[5] букв. «песнь», так называются главы Тегилим (Псалмов)

[6] Освобождение Алтер Ребе из Петропавловской крепости в 1799 г.

[7] устная традиция от учителя к ученику

[8] Шойхер Тойв на посук. Приводится в комментарии Раши на посук

[9] «Вс-вышний, убежищем был Ты нам из поколения в поколение» (Тегилим 90,1)

[10] «И да будет благоволение Вс-вышнего Б-га нашего на нас…» (там же, 17)

[11] освобождение

[12] «распространятся твои источники наружу»

[13] сосуд (это каббалистический термин)

[14] «придет господин» – это царь Мошиах»

[15] см Шмойс Рабо 2, 4; Зогар ч.1 253, 1

[16] Одиннадцать мизморов сказал Мойше

[17] одиннадцать

[18] «Ты один и не в счете» (Тикуней Зогар в предисловии (17, 1)

[19] «царство», последняя из десяти сфиройс

[20] внутренняя часть аспекта «кесер» («корона»), выше всех сфиройс

[21] внешняя часть аспекта «кесер»

[22] Эйц Хаим Шаар мем бейс

[23] Брийо Йециро Асийо

[24] комментариях (здесь: учителей Хабада)

[25] моойн буквы нойам

[26] «…по мере нужды его, в чем он нуждаться будет» (Дворим 15, 8)

[27] «по мере нужды его»

[28] «в чем он нуждаться будет»

[29] молитва богатого

[30] богатство

[31] богатый и бедный

[32] Дающий и получающий

[33] Бедный – это в даас (сознанием) бедный, и богатый – это в даас богатый

[34] [осо]знание

[35] признание и ощущение

[36] понимание и постижение

[37] Здесь обсуждается соотношение трех высших сфиройс – хохма, бино и даас, и объясняется, что пока идея существует только на уровне хохмо и бино, это в определенном смысле «внешнее» знание == «бедность», и только когда эта идея проникает на уровень даас, тогда это становится «внутреннее» знание == «богатство»

[38] разум

[39] нехватка

[40] твердость, решительность

[41] букв «переговоры», «торговля», т.е. диалог, столкновение двух мнений

[42] бедность

[43] Хохмо и Бино

[44] нехватка

[45] «достаточно, что ему не хватает, что не хватит ему»

[46] «что не хватит ему»

[47] Рамбам, Законы подарков беднякам гл. 7, галаха 3

[48] см Танья начало гл. 3

[49] «наполняющий все миры»

[50] Окружающий все миры»

[51] Сущность Света Бесконечного Благословен Он

[52] Мидраш Тегилим Мизмор 103 и еще

[53] жизненная энергия

[54] Эти понятия подробно объясняются в Тании гл. 48 см там (прим переводчика)

[55] «живущий миров»

[56] т.е. образует сопряженное сочетание, смихут (прим переводчика)

[57] живой в сущности

[58] Сефер гамаамарим 5660 там, стр 55-56

[59] «жизнь жизни»

[60] Йома 71, 1

[61] «Дающий жизнь живущим даст тебе жизнь»

[62] конец трактата Томид

[63] Тегилим 92, 1

[64] песнь для дня субботы

[65] Гойшеа 6, 2

[66] "Даст нам жить от двух дней, в день третий поднимет нас и будем жить перед ним". Раши объясняет «укрепит нас от двух наказаний, что прошли на нас, от двух Храмов что были разрушены. В день третий. В строительстве Третьего Храма поднимет нас. От двух дней. От двух времен. В день третий. В третье время.». Мецудот объясняет «йехайейну» (даст нам жить), как «излечит нас» (прим. Переводчика)

[67] Друшим к Рош гаШоно, 64, 1

[68] два дня

[69] Комментарий раши на посук Берейшис 2, 2. Раши на Мегила 9, 1 от слов «вайхал» и еще.

[70] Берейшис 2, 2

[71] «и прекратил Вс-вышний в день шестой»

[72] привычен к этому

[73] «всем сердцем своим»

[74] «сей душой твоей»

[75] «всем достоянием своим»

[76] т.е. добрым началом и дурным началом

[77] творения

[78] от «легисбойнен» - «вдумываться»

[79] недоступность, отделенность

[80] гакоро – от корня «легакир» - «признавать, узнавать, различать»

[81] в оригинале: «гакоро вегаргошо»

[82] Гаазину 32, 9. И см. Игерес гаТшуво там (93, конец стр. 2)

[83] «Ибо удел Вс-вышнего народ его». «хелек» - «удел» может переводиться также как «часть»

[84] см. Сефер гамааморим Мелукот ч. 1 стр. 275-6, и там сноски

[85] «опускание ради подъема»

[86] опускание души

[87] слиться, сгореть

[88] любовь «всей душой твоей»

[89] букв. «имеет отношение», т.е. становится принципиально способным воспринять

[90] отношение

[91] Шаар гаЙихуд вегаЭмуно начало гл. 4

[92] полностью самоустранен перед своим источником

[93] Шаар гайихуд вегаэмуно, гл. 7  (82, 1)

[94] разделение

[95] распространение

[96] «такая-то страна – твоя она»

[97] Шаар гайихуд гл. 7

[98] definition

[99] в оригинале «мокойм»

[100] см Рамбам, заоны Йесойдей Тойро гл. 2 галаха 6

[101] Пиркей дРаби Элиезер гл. 18, Зогар ч. 1 30, 1 и еще

[102] «творение»

[103] «создание»

[104] «действие», т.е. завершение действия

[105] гагогойс на дибур гамасхил Посах Элийогу 5658 стр. 11 и дальше

[106] материя

[107] сама сущность существования

[108] форма

[109] раскрытие

[110] сущностное сокрытие (т.е. не сокрытие, вызванное цимцумом (сокращением света), а сокрытие, что он сокрыт по самой своей сути. Прим. Переводчика)

[111] «исправление»

[112] детализированная форма

[113] конец стр. 57 и дальше

[114] текста

[115] «творящий души» (благословение после еды)

[116] их потребности, букв. «их нехватки»

[117] «за все что ты сотворил чтобы оживлять через них»

[118] Ойрах Хаим симан 207. Приводится в также вШулхан Орухе Алтер Ребе там, п. 2

[119] букв. «влияние»

[120] «начальные слова» маамара. Маамар, как правило, называется по первым его словам.

[121] «Вот закон Торы» Шабос главы Ху"Б йуд бейс тамуз этого года (5729)

[122] оживление мертвых

[123] стр. 58, и см там стр. 53

[124] высшее знание

[125] нижнее знание

[126] внешняя часть короны

[127] некоторые переводят арих как «Большой Лик», а З"О – «малый лик»

[128] внутренняя часть короны

[129] атик йомин – «старый днями», а также «неэтак» - отдельный, отделенный

[130] мир Ацилус (от «эцел» - близко» и от «вайойцел мин горуах ашер олов» (и отделил от духа, что на нем» про Мойше и 70 старейшин. Прим. переводчика)

[131] соответственно, «отделяющий», «отдающий» -

[132] гедер это «понятие», «определение», т.е. принципиально выше миров

[133] у него нет

[134] и подобно тому, как объяснялось выше, п. 3 по поводу гасого, что она оставляет место для противоположного гасого

[135] возможность

[136] Рамбам, законы Основ Торы в начале

[137] затрагивает

[138] не дай Б-г

[139] Танья начало гл. 42

[140] Дворим Рабо (гл. 11, 4) на посук (Брохо 33, 1) «Везойс габрохо… иш гоЭлойким». И см. также Мидраш Тегилим здесь с изменением языка

[141] человек

[142] человек

[143] отсвет

[144] чувства. Качества характера

[145] брийо – йециро - асийо

[146] в скором времени, буквально

Запись опубликована в рубрике: .