Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

4

«…Жизненная энергия, [которую] сфирот [получают от Творца, не что иное как сама] Его суть [- подобно тому, как солнечный шар и свет, который потенциально содержится в нем, но еще не излучен в мировое пространство,  –  единая субстанция]. Он и [сформированный Им] «костяк» [мироздания] составляют, [подобно душе человека и его телу], органическое единство в системе сфирот мира Ацилут»[1].

([В этом отрывке говорится о] десяти сфирот мира Ацилут; «жизненная энергия»  –  это свет Творца, [образующий их], а «костяк»  –  [основные элементы, из которых созданы творения в высших и низших мирах[2]; каждый из этих] элементов наполнен Б-жественным светом. И этот свет, и сами элементы, [являющиеся оболочками для него],  –  категории Б-жественного, [а не сотворенного], в отличие от [света сфирот и элементов, заключающих его в себе, в] мирах Бриа, Йеци-ра и Асия.)

Вторая фраза в процитированном отрывке нуждается в дополнительном разъяснении. Как можно говорить о том, что Он и «костяк» мироздания составляют органическое единство, если мы знаем: Его сущность  –  Эйн Соф [- бесконечна и непредставима], а «костяк» состоит из ограниченных элементов, чье влияние на миры имеет предел, как о том написано в книге «Эц хаим»?

На самом деле здесь имеется в виду следующее: они, [эти элементы, составляющие «костяк» мироздания, воплощают в себе не самый существенный] аспект Б-жественной эманации[3], [передающий способность] творить Нечто из Ничто, [ибо их связь с сутью Эйн Соф носит не субстанциональный, а лишь функциональный характер, поскольку они участвуют в акте творения]. Подобно самой сути Эйн Соф, [обладающей способностью творить принципиально новые объекты, эти элементы наделены тем же свойством], а не только возможностью образовывать последовательность сущностей, соединенных с ними причинно-следственной связью. Хотя раби Моше Кордоверо [в книге «Пардес римоним»] и писал о том, что сфирот, [состоящие из элементов «костяка» мироздания и наполняющего их Б-жественного света], передают свой потенциал [по нисходящей с помощью редукции] и тем самым образуют лишь близкие к ним по природе объекты, [а не творят принципиально новые сущности], и хотя [то же] написано в главе «Брейшит» святой книги «Зогар»,  –  оба источника говорят лишь об образовании одной сфиры из другой [в мире Ацилут]; они (их оболочки) связаны друг с другом подобно звеньям одной цепи[4]. Формы бытия сфирот не постижимы даже самым совершенным разумом, и суть их не известна [ни одному из созданий]; именно поэтому в «Сефер йецира»[5] сфирот называются «неопределенными» сущностями. И так же, как человеческий разум не в состоянии постичь даже самые внешние аспекты Эйн Соф  –  бесконечной сути Творца, как написано: «…Сам же Я недоступен для созерцания»[6], [- он не может постичь и суть сфирот]. Даже Моше Рабейну  –  да будет душе его покойно в раю!  –  постигал лишь внешние, простые аспекты сфирот, и только сфира Нецах, входящая в группу сфирот Малый Лик, открывалась ему в пророческих откровениях на своем самом верхнем уровне.

При последовательном образовании все более простых духовных сущностей потенциал «видовой» сущности содержится в «родовой»; [даже тогда, когда «видовая» сущность «отпочковывается»,] она не представляет собой независимую субстанцию, будучи полностью зависимой от «родовой», и ощущает себя ничтожной по сравнению с ней  –  подобно тому, как солнечный луч ничтожен по сравнению с исторгшим его светилом, о чем пишет раби Моше Кордоверо в книге «Пардес римоним». [Материальный же мир не может быть образован не только непосредственно из сфирот, но даже из отдельных сотворенных духовных сущностей мира Асия  –  таких, например, как ангелы.] Даже многократная редукция духовного потенциала «абстрактных разумов»[7]  –  [существующих в высших мирах идеальных прообразов материальных объектов  –  ], в том числе таких [«абстрактных разумов»] как ангелы, [в которых уже проявляется материальное начало], не может привести к образованию столь грубой материи, как та, из которой состоит земной шар. В результате [последовательного упрощения духовного потенциала ангелов] образуются лишь души [животных; так, например, духовный прообраз] травоядных животных в [мире Иецира  –  ] мире ангелов  –  называется «Мордой быка», и в него уходят корни душ травоядных животных нашего мира. Об этом написано в другом месте; внимательно прочитайте этот отрывок.

[1]   Цитата из книги Тикуней Зогар, преамбула 3:2. «Жизненная энергия, которую сфирот получают от Творца»,  –  перевод термина «хайоги». Эта энергия излучается в виде света. «Костяк мироздания»  –  перевод термина «гармоги». Этот термин переводят по-разному, в частности как «каузальность», т. е. причинно-следственный процесс образования сущностей. Наш перевод основан на объяснении этого термина в книге Терав (гл. 153) пятого Любавичского Ребе, р. Шалома-Дова-Бера. Нечто подобное сказанному в этом отрывке из книги Тикуней Зогар пишет и Рамбам в Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2:10.

[2]   Оболочки десяти сфирот  –  основа всего существующего в мироздании, они являются внутренним содержанием всех объектов и происходящих в нем процессов. Кроме того, благодаря им творения принимают ограниченную форму, а также выявляется способность Творца творить конечные сущности.

[3]   В своей книге Тора ор автор делает следующее утверждение: «Суть Всевышнего не в том, что от Него образуются миры». Созданиям известны лишь те аспекты Всевышнего, которые нашли свое выражение в творении.

[4]   Именно об этом идет речь, а не о том, что сфирот участвуют в создании всех творений. Сами же сфирот  –  не творения как таковые, а лишь воплощение эманации Всевышнего. Любая же сотворенная сущность имеет определенную форму существования, что позволяет человеку представить ее себе.

[5]   Книга о творении Вселенной.

[6]   По Шмот, 33:23.

[7]   В терминологии Рамбама так называются ангелы. В духовных мирах индивидуальность каждого ангела обусловливается степенью его постижения Всевышнего и его интеллектуального уровня. См. Рамбам, Мишнэ Тора, Законы основ Торы, 2:5,6.

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.