Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вс-вышний разрешает сны



Рав Шагар

«Осветить вход»

Речи и статьи к дням Хануки

Провидение, судьба, суд и предназначение

Главы Торы Вайешев и Микец, которые мы читаем во время праздника Ханука, полны снами: юный Йосеф видит сны, предрекающие ему величие — о солнце, луне, звездах и снопах в поле, приходящих поклониться ему; виночерпий и пекарь фараона видят сны в фараонской тюрьме — одному из которых сон предвещает избавление, а другому — смерть; наконец, сам фараон видит сон, предвещающий ему будущее его царства.

Также современная психология много занимается объяснениями снов. Сон воспринимается как ключ к душе, к жизни и к слову Б-га, и отсюда происходит стремление понять, что скрывается в нем. Но для этого нужно уметь услышать сон, освободить для него место, рассказать его и попытаться расшифровать его как письмо, которое жаждет быть прочитанным[1] — «И было утром, и послал и позвал всех колдунов Египта и все мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой» (Берейшит 41, 8)

Что мы учим из наших глав о снах? Тора не описывает эти сны как пророческие, в которых Б-г раскрывается человеку, как например, сон Яакова, в котором он видит ангелов, и в котором он получает Б-жественное обещание. Сны, о которых говорится здесь — это совершенно «обыкновенные» сны, в которых не появляются ни ангелы, ни Б-жественное откровение, а только снопы, корзины, звезды, коровы и колосья — совершенно будничные вещи, лишенные какого-либо воодушевления. И тем не менее, это не пустые сны — они несут в себе истину и высшую инспирацию — Вс-вышний обращается к человеку посредством его снов. И так сказали Хазал на стих «А я сокрою лицо Свое в тот день» (Дварим 31, 18) «Сказал Рава: Сказал Вс-вышний: несмотря на то, что я сокрыл лицо свое от них, «Во сне буду говорить с ним» (Бемидбар 12). Рав Йосеф сказал: рука Его склонена над нами, как сказано «И в сени ладони моей укрыл я тебя» (Йешая 51). Сон может служить, таким образом, как Б-жественное откровение, но откровение в тени. Это раскрытие, в котором нет Б-жественного слова, раскрытие высших врат без «Вс-вышнего, который стоит над ним», Б-жественное присутствие в мире, где скрывается лицо Б-га.

Таким образом, Б-жественный свет в мир сокрытия, тени и утаения Б-жественности приходит именно с помощью обыкновенных снов, и поэтому говорит Гемара: «сказал рабби Йона, сказал рабби Зейра, каждый, кто ночует семь дней без сна — называется «злым». Зачастую человек ощущает отчаяние, усталость и депрессию — и он «называется злым» — из-за того, что он не видит снов, он оторван от глубинных источников своей души. Жить без сна — означает быть оторванным от Б-жественности, означает быть «злым».



[1] Сказал рав Хисда: необъясненный сон подобен непрочитанному письму (Брахот 55, 1)