Бисъято дишмайо
Суббота гл. Вайеце Йуд кислев 5746
«Подо бешолом нафши микров ли ки берабим гойу имоди[1]», и известно, что кроме простого смысла, что Довид сказал этот посук относительно своего спасения, что Вс-вышний спас его от войн, которые приходили на него, указывается в этом посуке также избавление нескольких цадиким, и, тем более, цадиким, которые говорили этот посук в то время, когда они были спасены. И следует отметить, что во всех трех избавлениях рабойсейну несиейну - освобождение Алтер ребе в Йуд Тес кислев, освобоождение Мителер Ребе в Йуд кислев, и освобождение моего тестя и учителя Адму»р 12 тамуза - баалей а-геула говорили этот посук в день, когда они были освобождены. Относительно освобождения Алтер Ребе в Йуд тес кислев известно то, что сказал Алтер ребе в его письме, «когда я читал в книге Тегилим посук подо бешолом нафши... я вышел с миром от Вс-вышнего, дарующего мир». Относительно освобождения Мителер Ребе в йуд кислев, известно, что рабойсейну несиейну говорили раздел Тегилим, как он разделен по дням месяца, и поскольку посук подо бешолом нафши находится в разделе 10 дня месяца, следовательно, в день своего освобождения он говорил этот посук. Относительно освобождения Квойд кдушас Мойри вехами Адмур в йуд бейс тамуз, известен обычай рабойсейну несиейну, что в особые времена и в особых ситуациях они добавляли раздел Тегилим, как он разделен по дням недели (дополнительно к месячному разделу Тегилим), и, поскольку 12 тамуза в 5687 году (год ареста и освобождения) было в третий день недели, и посук подо бешолом нафши находится в недельном разделе третьего дня недели, понятно, что баал а-геула йуд бейс тамуз говорил этот посук в день своего освобоождения.
И объясняет в другом месте, что связь освобождения йуд кислев с посуком подо бешолом нафши, она (в одном аспекте) еще больше, чем связь йуд тес кислев и йуд бейс тамуз с тим посуком, ибо, поскольку этот посук находится в разделе Тегилим 10 дня месяца, следовательно, связь этого посука с освобождением йуд кислев подчеркивается каждый и каждый год.
Бейс
И вот, известно объяснение баал а-геула в его маамаре с этим же названием (напечатанном в его книге шарей тшува), что акцент в посуке подо бешолом нафши (кроме идеи собственно освобождения, также) делается на способе освобождения, что избавление происходит мирно, без войны совершенно. И объясняет там, что истинный смысл мира, это когда у него нет противника в принципе. И подобно тому, как это было в дни Шлоймо, что все народы подчинились ему. И, на первый взгляд, имеется в виду, что все время, что есть у него противники, даже если фактически они не воюют с ним, (поскольку пал на них его страх и боятся его и т.п.), это не есть истинный смысл мира. Ибо, когда есть противники, тогда есть возможность и вероятность войны, и истинный смысл мира (это не только, что фактически нет войны, но) что нет (также) принципиальной возможности для войны.
И это есть смысл того, что мир был в дни Шлоймо именно, что поэтому назван именем Шлоймо, что мир был в дни его, ибо все народы подчинились перед Шлоймо (со стороны его величия), и, когда противник самоустраняется (что тогда нет никакой принципиальной возможности, что он будет воевать), тогда это истинный смысл мира. И это то, что сказал Вс-вышний царю Давиду (когда он захотел построить Храм) «ты не построишь дом для имени Моего, ибо муж войны ты», хотя тогда (когда Довид хотел построить Храм) он был в состоянии покоя, «И Вс-вышний успокоил его от всех его врагов», ибо покой Довида пришел через то, что он победил во всех войнах, а не так, что его враги самоустранились. И поскольку в его дни все еще оставались противники (и принципиально возможно, что они будут воевать), это не есть истинный смысл покоя и мира. И это «подо бешолом нафши», что идея искупления с миром, что противник самоустраняется, как это было в дни Шлоймо.
И продолжает в маамаре, что истинный смысл подо бешолом нафши - это что те, которые были изначально врагами и противниками, становятся друзьями. Что этот аспект это еще выше, чем мир, который был в дни Шлоймо, ибо мир, который был в дни Шлоймо, это что все они самоустранились со стороны раскрытия света, (но не перевернулись в святость). И истинный смысл мира (что также противник перевернется к святости) будет достигнут в будущем мире, как сказано в Писании[2] «Тогда обращусь к народам ясным языком... служить ему все вместе». И то, что сказал Довид подо бешолом нафши [хотя в его дни не устранились противники, и, тем более, что не перевернулись к святости, что этот уровень не был достигнут даже в дни Шлоймо, и будет только в будущем мире], объясняется в маамаре баал а-геула, что это указывает на душу Довида, как это будет в будущем мире.
И в соответствии с тем, что известно в объяснении высказывания Разал «нифроин мин оодом мидаатой вешелой мидаатой[3]» (и, подобно этому, в объяснении языка Мишны «дин вехешбон[4]», что когда человек говорит псак дин[5] другого человека, тем самым он выносит приговор суда также самому себе, следовательно, псак дин Мителер Ребе в его маамаре, начинающемся словами подо бешолом нафши, что смысл подо бешолом нафши - это что противник самоустраняется (как мир, который был в дни Шлоймо), и, более того, что противник становится другом (как мир, который будет в будущем мире), это также является псак дин в отношении его собственного освобождения, освобождения йуд кислев [и отсюда понятно также в отношении идеи подо бешолом нафши в освобождении йуд тес кислев и в освобождении йуд бейс тамуз] что идея мира в этих освобождениях - это противник самоустраняется, и, более того, он становится другом.
Гимел
И вот, смысл посука подо бешолом нафши по простому смыслу, это что Довид сказал этот посук о своем спасении в этом мире, что это спасение было с миром. И нужно понять связь и соотношение объяснения в маамаре, что то, что сказал Довид пдо бешолом нафши указывает на душу Довида как это будет в будущем мире, с простым смыслом, что спасение Довида сейчас было мирным спасением. И следует сказать объяснение в этом, в соответствии с тем, что говорит Рамбам, что в главе Билъам говорит о двух Мошиахах, о первом Мошиахе - это Довид, и о последнем Мошиахе, который будет из его сыновей. И следует сказать, что то, что Довид называется первым Мошиахом, это потому, что все дела, которые будут исполнены посредством царя Мошиаха (последний Мошиах), начало их было посредством Довида - первого Мошиаха. Но что завершение и совершенство их будет достигнуто посредством Мошиаха последнего, который встанет из сыновей Довида. И, в соответствии с этим, следует объяснить связь двух объяснений на посук подо бешолом нафши, что внутренне, также спасение Довида сейчас было спасением мирным. Т.е. что самоустранились враги (не только, что не воевали с ним), и, более того, что превратились в друзей. Но только во времена Довида это было внутренне и сокрыто, а в будущем мире раскроется внутренний смысл спасения души Довида, что это спасение c миром.
И, в соответствии с этим, будет понятно еще более особое достоинство геула йуд кислев, что то, что говорят про нее, что это мирное спасение (без объяснения, что это подготовка к подо бешолом в будущем мире и т.п.), понятно, что аспект мира в ней [что противник устраняется, и, более того, что переворачивается в друга] это также в раскрытии.
Далет
И вот, известно, что суббота и праздник нуждаются в подготовке в день перед ними, - эрев шабос и эрев йом тов. И в отношении нашего вопроса, праздник освобождения йуд кислев, канун йуд кислев [когда происходит подготовка к йуд кислев] это день 9 кислева, день рождения и день гилуло баал геула. И хотя освобождение йуд кислев было в 5587 (1826) г., год перед гисталкус, тем не менее, поскольку мегалгелин зхус лейойм закай[6], следует сказать, что то, что день 9 кислева удостоился быть днем гилуло Мителер Ребе, это потому, что также перед этим он имел отношение к этому. И в соответствии с этим следует сказать, что особое величие дня геула [йуд кислев] состоит в том, что идея подо бешолом нафши, которая в нем, подобно подо бешолом нафши, которое будет в будущем мире, это потому, что канун егоj - это гилуло баал а-геула.
Гей
И это будет понятно, если сначала объяснить то, что говорит баал а-геулам в его маамаре, начинающемся словами «понять идею гилуло Рашиби», что то, что день гисталкус Рашби называется гилуло, это потому, что посредством Рашби было раскрытие пнимиюс Торы. И объясняет это, приводя сначала высказывание Ращал, «Этот мир, что мы уходим из него, подобен бей-гилуло[7]», что посредством опускания душ в этот материальный мир, гай олмо, они приобретают качество азлинан, мегалхим[8]. Ибо души, как они наверху, называются оймдим[9], как сказано «хай Гавайе Элойкей Исроэл, ашер омадти лефонов[10]», и в Зогаре сказано «кол нишмосо венишмосо гаво каймо бидйукноо камэй малко кадишо[11]». Что хотя души, когда они наверху, постоянно находятся в движении роцой[12] и шойв[13], и посредством этого они поднимаются подъем за подъемом, тем не менее, поскольку все их подъемы ограниченны, что также самые высшие уровни (до которых них поднимаются души), они подчинены измерению кав а-мидо[14], поэтому называются «оймдим». И посредством опускания душ вниз, они становятся мегалхим[15], что подъем душ, когда они опускаются вниз, он в аспекте Эйн Сойф[16] и бли гвул[17]. И это смысл «гай оломо дэазлинан минэй», что души, как они сами по себе - они оймдим, и посредством опускания в этот мир, становятся мегалхим, азлинан.
И объяснение того, что именно посредством «гай олмо» приобретается аспект азлинан, это - потому, что «гай оломо кевей гилуло дамйо». И идея в том, что душа и тело, они подобны мужчине и женщине. И также как мужчина и женщина в буквальном смысле, для того, чтобы было соединение дхар и нукво[18] (которые есть две противоположности), это через то, что притягивается в них сила Эйн Сойф. которая выше их обоих, и эта сила, которая притягивается в них, раскрывается в аспекте порождения [ибо аспект порождения поколения за поколением до бесконечности, это не со стороны сотворенных, которые ограниченны по определению, но со стороны силы Эйн Сойф, который выше ограничения нивроим[19], который притягивается посредством нисуин[20]], и подобно этому это в душе и теле, которые подобны мужчине и женщине, что для того, чтобы было возможно соединение и единение души и тела, которые есть две противоположности, это посредством притяжения силы Эйн Сойф. И притяжение этой силы раскрывается в аспекте порождения, «порождения праведников - добрые дела», что подъем, который достигается посредством Торы и мицвойс, он в аспекте Эйн Сойф и бли гвул. И это есть «этот мир, что мы уходим из него, подобен свадьбе», что причина того, что именно из него (этого мира) делается азлинан (мегалхим), это потому, что этот мир подобен бей гилуло, что соединение и единство духовности души с материальностью тела подобно единению хосон[21] и кало[22], (гилуло, свадьба), что посредством этого притягивается сила Эйн Соф
Вов
И вот, известно, что также как опускание души вниз, это опускание ради подъема, подобно этому это в Торе и мицвойс, что намерение в опускании Торы и мицвойс - это опускание ради подъема. Ибо посредством их опускания вниз и одевания в материальные вещи притягиваетcя в них сущность силы Торы и мицвойс. И, в соответствии с этим, следует сказать, что аспект гилуло в исполнении Торы и мицвойс, достигается в этом мире именно, это происходит также в самих Торе и мицвойс. Что кроме аспекта гилуло в человеке, который занимается Торой и мицвойс, притяжение силы Эйн Сойф посредством соединения и единения души и тела (как говорилось выше п. 5), также в самих Торе и мицвойс есть эта идея гилуло. Ибо Тора и мицвойс - это мудрость и воля Вс-вышнего, которые выше мира, и их соединение с делами этого мира, (материальные вещи, в которые оделись Тора и мицвойс), это соединение двух противоположностей, и это соединение - посредством притяжения сущности силы Тойро и мицвойс, - подобно единению хосон и кало, посредством притяжения силы Эйн Сойф, которая выше их обоих и соединяет их.
Заин
И продолжает в маамаре, в объяснении «гай олмо дэазлинан минэй», что в момент когда человек умирает, когда душа уходит из тела и из этого мира, дэазлинан минэй, тогда приобретается в ней качество азлинан, что она становится в аспекте мегалейх. Ибо по объяснению, приведенному выше (п. 5), то, что душа становится мегалейх, это когда она находится внизу в этом мире. И объяснение «дэазлинан минэй» - это из-за него и вследствие него, что то, что душа достигает качества азлинан, что она становится мегалех, это минэй - со стороны достоинства, которое есть в этом мире, что он подобен гилуло. И по второму объяснению, аспект азлинан, который приобретается в душе (что она становится мегалех), это в момент, когда «уходим из него», когда она уходит из этого мира. И идея объяснения в этом (в маамаре), что мицвойс, как они внизу, они в измерении и ограничении. И также Тора, как она внизу - она в измерении и ограничении, как сказано, аруко меэрец мидо, т.е. что есть мера у Торы, но только, что эта мера шире, чем земля. Поэтому аспект гилух (аспект бесконечности) который приобретается в душе, посредством того, что она занимается Торой и мицвойс в этом мире, он в сокрытии. И также гилух души посредством исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь», хотя в аспекте порождения раскрывается сила Эйн Сойф, тем не менее, поскольку раскрытие силы Эйн Сойф в этом оно в отношении ограниченной вещи (рождение сыновей, но только, что это порождение может быть поколение за поколением, до бесконечности {/потенциальная бесконечность, в отличие от актуальной бесконечности/}, поэтому, также посредством исполнения этой мицвы, аспект гилух остается в сокрытии. И после того, как душа исполняет свою миссию в этом мире, и приходит время, что «уходим из него», что она уходит (и выходит) из ограничений этого мира, тогда раскрывается в ней пнимиюс Торы и мицвойс, которыми она занималась в этом мире, что в пнимиюс Тора и мицвойс они бесконечны, и тогда приобретается в ней качество азлинан (мегалех) также в раскрытии. и это есть, что день гисталкус праведников, которые занимались пнимиюс Торы, называется гилуло, (как гилуло Рашби, и, подобно этому, в отношении к дню гисталкус всех праведников, которые занимались пнимиюс Торы), что посредством занятия и изучения пнимиюс Торы, раскрывается в день гисталкус пнимиюс и бли гвул, аспект гилуло и гилух.
Хес
И объясняет баал а-геула в вышеупомянутом маамаре, что в гилуло (йихуд зхар унукво) есть три аспекта (в общем). Йихуд дхар унукво наверху. Ибо аспект дхар венукво он есть также в душах, когда они находятся наверху, перед тем, как они опускаются вниз. Ибо есть души, которые в аспекте дхар, иесть души, которые в аспекте нукво. И соединение душ, которые в аспекте дхар с душами, которые в аспекте нукво, называется гилуло. И соединение дхар венукво внизу. И в самом этом два аспекта. Соединение дхар венукво буквально, и соединение души и тела (которые подобны мужчине и женщине). И третий аспект в гилуло, это соединение души (дхар) с телом (нукво), которое будет в тхияс мейсим. Что это гилуло - это самый высший уровень, ибо тогда будет раскрытие Сущности.
И вот, раскрытие, которое будет в тхияс а-мейсим, это (как объясняется в нескольких местах, и также в вышеупомянутом маамаре), что тогда раскроется притяжение ацмус посредством исполнения Тойро и мицвойс в этом мире. И это подобно тому, что объяснялось выше (п. 7), в вопросе гилуло в гисталкус цадиким. которые занимались пнимиюс Торы, что это есть раскрытие пнимиюс и бли гвул Торы и мицвойс. которыми они занимались в этом мире. Но что сейчас, для того, чтобы воспринять этот гилуй, это посредством подъема души из тела, а в будущем мире будет это раскрытие также в материальном теле (и также само раскрытие будет более высокое), что тогда будет раскрытие Сущности, как говорилось выше).
И следует сказать, что одно из объяснений на то, что третий аспект в гилуло объясняется в друш «леговин иньян гилуло дэРашби, это для того чтобы указать (намеком), что достоинство праведников, основное занятие которых - это пнимиюс Торы, оно в двух вещах. что день гисталкус их называется гилуло, ибо таогда раскрыается пнимиюс и бли гвул в Торе и мицвойс, как говорилось выше. И также, что посредством их работы чтобы раскрыть пнимиюс Торы, раскрывается [у них, и посредством их раскрывается немного также у всех, кто имеет отношение к ним] бли гвул в Торе и мицвойс, также в душе, когда она одета в материальное тело, и также в самом материальном теле, подобно тому, как это будет в тхияс а-мейсим. И следует добавить, что раскрытие этих двух аспектов, также аспекта гилуло в момент гисталкус, это в душе, когда она одета в тело. Но только что в начале, раскрытие бли гвул в человеке достигается тем, что он находится в движении битуль, что он выходит их своего мциюс, - подобно аспекту гисталкус, и посредством этого, раскрывается после этого бли гвул также в мциюс челjвека, - подобно раскрытию, которое будет в будущем мире.
Тес
И вот, из вышесказанного ясно, что в этом гилух (подъем в аспекте Эйн Сойф и бли гвул), который происходит посредством исполнения Торы и мицвойс в этом мире. есть три ступени. Что в душах, которые занимаются только открытой Торой, гилух - он в сокрытии. Ибо со стороны аспекта хицойниюс (открытая Тора) Тора и мицвойс - они в измерении и ограничении. И раскрытие бли гвул, которое притягивается посредством исполнения Торы и мицвойс в этом мире, будет в основном в будущем мире. А в душах, которые занимаются пнимиюс Торы, раскрытие бли гвул Торы и мицвойс (аспект гилух), оно также в момент их гисталкус, и подобно этому, когда они находятся внизу, посредством движения битуль и выхода из своего мциюс. И посредством этого приходят после этого к более высокой ступени, что раскрытие бли гвул в Торе и мицвойс - это также в их мциюс.
И следует сказать, что подобно этому это также в аспекте подо бешолом нафши, что есть в нем (подобие) трех этих ступеней. И идея объяснения, что истинный смысл подо бешолом нафши, что противник самоустраняется полностью, как объяснялось выше (п. 2) из маамара баал а-геула, это посредством раскрытия йехидо. Ибо в аспекте хайо. поскольку есть напротив ее леумас зэ, поэтому ее раскрытие не отрицает и не устраняет полностью чужие желания животной души, и это только, что роцойн к Элойкус (аспекта хайо), побеждает желания животной души.. И для того, чтобы было полное устранение желаний животной души, это посредством раскрытия йехидо, ибо поскольку в аспекте йехидо нет напротив нее леумас зэ, бэвуо дибэвуо лэйс лэгу, поэтому посредством раскрытия йехидо устраняется леумас зэ само собой.
И это есть, что истинный смысл подо бешолом нафши будет в приходе Мошиаха именно, ибо также как в человеке, устранение леумас зэ в нем, это посредством раскрытия йехидо именно, подобно этому в общности мира, что именно посредством Мошиаха. что он - йехидо общности порядка миров, будет устранение ситра ахара полностью. Но что тем не менее, поскольку все раскрытия в будущем мире зависят от наших дел и нашей работы сейчас, также аспект устранения ситра ахара посредством раскрытия йехидо а-клолис которое будет в будущем, это посредством того, что человек раскрывает йехидо внутри него, что посредством этого устраняются рцойнойс зорим его животной души. И в особенности, что посредством раскрытия йехидо внутри него, он делает (в определенной мере) устранение ситра ахара также в другом человеке. И как царь Давид, что посредством своей работы сделал, что также Амашай сказал ему шолом шолом, шолом лехо вешолом леозрэхо, что также люди Авшалома молились за победу Давида.
И вот, поскольку сейчас все вещи они в ограничении, поэтому также аспект месирус нефеш за счет раскрытия йехидо это в отношении ограниченного аспекта. [И подобно тому, что объяснялось выше (п. 7) по поводу раскрытия силы Эйн Сойф в порождении, что раскрытие Эйн Сойф происходит в ограниченном аспекте]. И отсюда понятно, что хотя раскрытие йехидо а-клолис в будущем мире, это посредством раскрытия йехидо сейчас, тем не менее, раскрытие йехидо сейчас относительно раскрытия общей йехидо в будущем, это эйн аройх. И подобно этому в аспекте подо бешолом нафши, которое было у Довида, что поскольку мирное спасение у него было только в отношении нескольких человек (Амаша, люди Авшалома и т.д.) а не в общности мира (ибо в общности мира были противники), поэтому это совершенно несравнимо относительно искупления с миром в будущем мире, в которой не будет ограничений. И притяжение искупления с миром, которое будет в будущем (без ограничений), посредством искупления с миром, которое у Довида (которое было только в отношении ограниченных вещей), это подобно притяжение аспекта гилух и бли гвул посредством исполнения Торы и мицвойс в этом мире в тех, кто занимается только открытой Торой. И аспект подо бешолом нафши, которой в йуд кислев [и подобно этому в геула йуд тес кислев и йуд бейс тамуз], поскольку геула она в отношении пнимиюс Торы, йехидо Торе, поэтому аспект подо бешолом нафши в этой геуло, нет в нем измерений и ограничений, и это в отношении всех вещей.
И это, что десятый день кислев, день гилуло, это канун дня геуло, ибо посредством того, что раскрытие подо бешолом нафши было после того, как ему предшествовала работа гилуло баал а-геула, аспект битуль (который подобен гисталкус), притянул это раскрытие (раскрытие поодо бешолом нафши, которое выше измерения и огранничения) также в мциюс всех имеющих отношение к нему. Что поэтому, чтобы получить этот гилуй, не требуется подготовка битуль и исхода из мциюс, и это зависит только от желания, и каждый может (также перед тем, как он вышел из своего мацав) избавить себя самого способом подо _бешолом_нафши, шолом в полноте совершенства, и посредством этого искупить также весь мир, в истинном и полном избавлении, посредством Мошиах цидкейну, в скором времени в наши дни буквально, и беаголо дидан мамош.
[1] «Искупил с миром душу мою, ибо многие были со мною» (Тегилим 55, 19)
[2] Цфания 3, 9
[3] «наказывают человека с его согласия и без его согласия» (Авот гл. 3 мишна 15)
[4] суд и счет (там же мишна 1)
[5] выносит приговор
[6] доброе дело (заслугу) переносят на добрый день (т.е. в котором уже другие заслуги)
[7] хупа, свадебный пир
[8] «идущие»
[9] «стоящие»
[10] «Жив Вс-вышний, Б-г Израиля, что я стоял перед ним» (Млохим алеф, 17, 1)
[11] “каждая и каждая душа стояла в ее образе перед Святым Царем»
[12] бег
[13] возвращение
[14] линия измерения
[15] идущие
[16] Бесконечность
[17] безграничность
[18] мужское начало и женское начало
[19] сотворенные
[20] свадьба
[21] жених
[22] невеста