Мелукот 5, стр. 93
Мерагло бефумэй дэРово, тахлис хохмо – тшува умаасим тойвим, как сказано, "рейшис хохмо йирас Гавайе, сейхел тойв ле-хол ойсейhем", "лелоймдейhем" не сказано, но "леойсейhем". И приводит мой тесть и учитель, Ребе, в его маамаре с тем же названием, который он сказал в субботу гл. Вайишлах 5689 (напечатан в друшей хатуна 5689) комментарий Раши, что "мудрость" – это Тора, и цель мудрости – основы Торы – это чтобы с ней была тшува и добрые дела. И уточняет в маамаре, что основа Торы – это понимание и постижение, чтобы он понял и постиг то, что он учит [и в особенности – в устной Торе, ибо если он не понимает то, что он учит – это не считается изучением вообще]. И в этих словах РаЗаЛ говорится, что основа Торы – это тшува и добрые дела. И следует сказать, что причина того, что приводит в маамаре комментарий Раши на "цель мудрости", ибо смысл слова "тахлис" – это цель. И в соответствии с этим, смысл "тахлис хохмо тшуво умаасим тойвим" – что цель изучения Торы ("мудрость") – это чтобы это привело к мудрости и к добрым делам. И поэтому он приводит в маамаре комментарий Раши, что тахлис хохмо – это основа Торы. Что кроме того, что цель изучения Торы – чтобы это привело к тшуве и добрым делам, также сама Торы [и более того – основная ее идея] – это тшува и добрые дела. И поэтому он уточняет, что мудрость (Тора) и тшува и добрые дела –это на первый взгляд, две различные идеи.
И может быть, можно добавить, что мудрость (Тора) и добрые дела, кроме того, что это различные идеи, они также как будто бы противоположны. Ибо в изучении Торы подчеркивается мциюс человека, занимающегося Торой, ибо заповедь изучения Торы – это чтобы он понял и постиг (то, что он изучает) своим разумом. И вплоть до того, что также в отношении псак дин он должен постановить как он понимает именно.