22 кислева 5762 года
7/12/2001.
СИМВОЛИКА ПРАЗДНИКА СВЕТА
Хануку называют хаг гаурим - «праздник света». Что же такое свет? Нет, не в физическом, научном смысле слова, хотя и эта тема интересна и вполне уместна в контексте духовного исследования.
Свет - это первое наше впечатление о внешнем мире в момент рождения. Таково мнение психологов, специалистов по раннему и младенческому возрасту. Так, кстати и говорят о рождении человека, «явился на свет Б-жий».
А еще люди говорят, что «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать», - и это тоже о свете, который делает для нас мир зримым.
В иудаизме отношение к свету особое. Достаточно сказать, что в кабале принято называть Всевышнего Ор Эйн Соф - «Бесконечный Свет».
Тора также названа светом: «Ибо заповедь - светильник и Тора - свет» («Мишлей», 6:23).
Мидраш, приведенный в Талмуде («Хагига», 12а) рассказывает: «Когда был сотворен мир, [изначальный] свет был таков, что мир можно было видеть от одного края вселенной до другого. Увидел Всевышний, благословен Он, что свет слишком ярок, и сокрыл его».
Большой свет сокрыт до поры до времени. Но нам дано осветить мир мириадами маленьких огоньков.
Хасиды говорят: «Тьму не разгоняют палкой. Немного света - и великая тьма рассеется».
Маленькие огоньки горят в бесчисленных «светильниках заповеди», в ханукийот. Пока они горят, в доме на время прекращаются все будничные дела, есть время подумать о том, что раньше ускользало от внимания, и почувствовать то, что раньше не находило пути к сердцу. Посмотрите на огонек, он карабкается по фитилю вверх и, едва не взлетев в небеса, замирает на мгновение и падает вниз. И опять, едва не утонув в масле или растопленном воске, он взмывает вверх, чтобы снова и снова повторять этот танец.
Мудрецы кабалы говорят, что так пляшет и душа человека: то взлетает, почти оторвавшись от тела, то падает, почти сливаясь с ним.
Она рвется вверх, потому что там ее Источник и ее жизнь. Но слишком резкий взлет духа может обернуться физической смертью, отрывом души от тела. А ведь она не по своей воле пришла в этот мир, Всевышний послал ее с важной миссией: преобразить материю, приблизить ее к духу.
И душа, едва не отлетев, пускается в вынужденный путь вниз, как огонек по фитилю Она возвращается к покинутому было телу и опять ощущает такую близость к нему, что над ней снова нависает опасность если душа опустится до уровня тела, человек станет мало чем отличным от животного созданием.
И снова вверх, и снова вниз - продолжается вечный танец жизни в нас самих и в наших домах - на фитильках ханукийот.
Итак, «душа человека - светильник (свеча) Всевышнего» («Мишлей», 6:23).
Эти слова замыкают круг света. Всевышний - бесконечный Свет, Тора - свет, души наши - светильники.
Так и говорит великая книга кабалы «Зогар» (3, 73):
«Израиль, Тора и Всевышний - одно».