Из бесед Любавичского Ребе
Любовь к ближнему предшествует дарованию Торы и обуславливает его. Чтобы разобраться в этом, следует сначала понять, почему Тора дарована всем евреям вместе, шестистам тысячам человек, причем не было в этом различия между ними, каждый в равной мере был важным участником синайского откровения.
Каждый еврей - индивидуальность, у каждого неповторимый облик, способности, делания, мысли. Но души их равны, они - часть Всевышнего, «Отец один у всех». И эта сокровенная тайна душ раскрывается взаимной любовью между евреями. Поэтому и оказывается, что мгновения наивысшего подъема душ - дарование Торы - должно быть подготовлено любовью. Основатель хасидизма Бешт учил любви к простым евреям:
«Сказано: «Что написано в тфилин Всевышнего? "Кто подобен Израилю - народ единому на Земле!" Есть, как известно, ручной и головной тфилин. Возложение каждого - особая, отдельная заповедь.
Наложение ручного тфилин предшествует наложению тфилин головного. В аллегорическом смысле, то же верно и в отношении «тфилин» Всевышнего (заслуг евреев перед Ним): ручной тфилин (символ простых людей, исполняющих заповеди) предшествует головному тфилин (заслугам ученых)».
«У Святого Магида было заведено, что ученики обслуживали его посменно (он был тяжело болен). Однажды, в течение моей смены, - рассказывал р. Элимелех из Лиженска, - позвал меня Магид, и сказал: "Слышишь, Мейлех, что говорят на небесах? Любить ближнего, значит любить совершенного злодея, как полного праведника!"»
Если Бешт требовал от своих учеников такой же любви к простым евреям, как и к ученым, то его ученик, Магид пошел дальше и требовал любви к злодеям, как к праведникам. А ученик Магида, Алер Ребе, сделал еще один шаг: он говорил, что в фразе "Люби ближнего своего, как самого себя", - нет ни метафоры, ни аллегории, «как самого себя - в буквальном смысле слова». А ведь любовь к самому себе в первую очередь иррациональна, не построена на оценке достоинств, а, тем более, на расчете, «все грехи скроет любовь».
Такая любовь к себе знакома каждому, но как перенести ее в полной мере на ближнего?
Есть в этом вопросе два важных аспекта:
1. Поскольку «Израиль, Всевышний и Тора - одно единое», то и любовь к евреям, Торе и Всевышнему - одна любовь.
2. Все евреи - единая сущность в силу принадлежности их души к единому Корню, ко Всевышнему.
Теперь вполне понятна связь между любовью к ближнему и дарованием Торы и словами «и расположился Из-раиль у подножия горы, как один человек».