Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шавуот

Шестого сивана, в день, в который во все поколения празднуется праздник Шавуот, спустился Всевышний на гору Синай и дал народу Израиля Тору. Первая фраза: «Я Всевышний, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской..»,-не может не вызвать удивления. Разве не уместнее было бы сказать: «который сотворил небо и землю, который сотворил человека»?! Казалось бы, сотворение мира — событие несравненно более важное и масштабное, чем исход евреев из Египта! Почему же Всевышний избрал в качестве «самохарактеристики» именно это событие?

Объясняет учение хасидизма: сотворение мира это создание «нечто» из «ничто». Мы, сотворенные, не имеем никакого представления о такого рода превращении: мы умеем только из одного «нечто» делать другое «нечто». И еще, мир был сотворен «глаголом Всевышнего», то есть некоторой внешней силой. Эта сторона творения тоже непостижима для нас.

Иное дело чудеса, сопровождавшие исход из Египта: здесь знакомые нам объекты в корне изменили свои свойства, здесь вмешательство Всевышнего было очевидной и глубокой манипуляцией всем сотворенным миром и народами. Можно сказать, что сотворение мира в наших глазах, как это ни парадоксально, более естественное событие, чем исход из Египта.

Кстати, аналогично обстоит дело и с духовной жизнью человека: парадоксальным образом, проще вырастить (с «нуля») полноценного человека, воспитав в нем желательные черты характера, чем взять готовую личность и изменить ее природные свойства мгновенным внешним вмешательством.

Изменив в мгновение ока ход природных событий, Всевышний показал нам, что не только целый народ в состоянии выйти из рабства, но и отдельный человек. Каждый может сломать стереотипы, привычки, «повернуть воды вспять». Иначе говоря, нет границ возможному.

«Шавуот»

«Зоар» говорит, что праздник Шавуот выше всех других праздников. Он приходится на середину периода между праздниками Песах и Сукот и, действительно, является «срединой [сердцем] всего», ведь Тора является внутренней сутью всего сущего.

В отличие от «длинных» праздников (Песах, Сукот), Шавуот празднуется всего один день, но отнюдь не потому, что он «меньше» других праздников, ведь единство и единственность — великое достоинство: «…кто подобен… Израилю, народу едином (единственному).

«Середина» обладает двумя важными преимуществами:

1) Говоря об уважении к мудрецам, о том, как следует оказывать им почет, Талмуд говорит: «Рав [учитель] — в середине; больший из учеников — по правую руку его, а меньший — по левую руку его».

2) Каббала говорит, что «средняя линия поднимается вплоть до сфиры ‘Кетер’ — корня и источника всех сфирот».

Те же два достоинства мы находим и в особом, «срединном» статусе праздника Шавуот:

1) Шавуот, заключенный между двумя праздниками, выше их, как учитель выше учеников.

2) В Шавуот дана Тора, в тексте которой заключены все праздники.

И еще: изучения Торы, являясь одой из заповедей, возвышается над всеми остальными. И в этом мы тоже находим два аспекта:

1) Сказано: «А изучении Торы равноценно всем им [заповедям] вместе.

2) Изучение Торы – корень всех заповедей. Как сказано: «Велико учение, ибо оно приводит к действию (исполнению заповедей)».

Шестьсот тринадцать заповедей соответствуют шестистам тринадцати органам тела человека. Тора, подобно мозгу, повелевающему телом, имеет два достоинства:

1) Жизненность мозга выше жизненности остального тела.

2) Жизненность мозга включает в себя жизненность всех органов, и является для них корнем.

Следует понять, что главным в изучении Торы является принцип ее самоценности: «Тора ради Торы»

***

Евреи отличаются друг от друга только на уровне индивидуальных способностей, а с точки зрения сущности души все они абсолютно равны. В час дарования Торы Вс-вышний, если можно так сказать, связал Свою Сущность – «Анохи» [местоимение «Я», с которого начинаются десять заповедей] – с сущностью еврейского народа. «Отец один у всех них», – сказано обо всех евреях, стоявших у Синая.

Как пробуждается сущность души? Только любовью.

Ребе [р. Раяц] передал нам учение святого Бешта о любви к евреям – в том числе и к самым простым: «Тфилин Вс-вышнего, Властелина этого мира – что написано в [пергаменте, лежащем в] них? «Кто подобен народу Твоему, Израилю – народу единому на земле!» Тфилин возлагают на руку и голову. Как известно, заповедь не исполнена, если возложен только один из двух тфилин. То есть, они дополняют друг друга и в равной степени обязательны. Но есть и строгий порядок: прежде следует возложить тфилин на руку, затем на голову. Говорят, что обладатели добрых дел подобны тфилин на «руке» Вс-вышнего, а мудрецы, обладатели глубокого постижения, – тфилин на «голове» Его.

Эти слова Бешта научили многих великой любви к простым людям: ведь Вс-вышний прежде скрепляет союз именно с ними, а только потом – с мудрецами.

Раби Зуше из Аниполя передал основателю Хабада, Старому Ребе, слова своего брата, раби Элимелеха: «У Магида было заведено, что ученики обслуживали его каждый в свой черед. Однажды, когда эта честь выпала мне, позвал святой Магид, и сказал: «Слышишь ли, Мейлэх, о чем говорят на Небесах? Суть заповеди любить ближнего в том, чтобы любить законченного злодея, как полного праведника!»

Эти слова Магида дополняют учение Бешта. Бешт говорил лишь о любви к простым, невежественным, но праведным людям. Магид же открыл нам долг любить каждого, даже злодея из злодеев, как праведника из праведников.

Что же добавил к этому третий учитель, Старый Ребе. Он, раскрыв в «Тании» суть и природу еврейской души. поведал нам великую тайну: не только можно и нужно любить «по Бешту» и «по Магиду», но и невозможно не любить всех евреев в равной мере. Души наши едины и равноценны в корне, по природе своей. Они «часть Вс-вышнего».

Лишь такая великая любовь может подготовить нас к принятию Торы.