Из бесед Любавичского Ребе
Смерть близкого человека является также поводом для того, чтобы подвергнуть анализу свою жизнь, заглянуть в собственную душу, определить, в какой мере мы исполняем Б-жественное предназначение. Маймонид пишет, что оплакивающий умершего должен «проявить беспокойство и озабоченность своим поведением, оценить его и покаяться» («Мишне Тора», 13:12).
Все мы знаем, как нелегко бывает постоянно контролировать свое поведение, пока не умрет член семьи или друг. Тогда мы вспоминаем все, что совершил покойный за свою жизнь, как он обращался с близкими, как помогал людям. К сожалению, именно приход смерти часто выводит нас из состояния удовлетворенности и вынуждает пересмотреть свои приоритеты.
Истинная связь между родителями и детьми, между мужем и женой духовна, и она остается неразрывной, прочной после смерти кого-то из них. Душа умершего, будучи вечной и безупречной, наблюдает за теми, с кем она была близка. Каждое доброе дело доставляет ей большую радость, особенно если эти дела совершаются так, как учил покойный при жизни (путем наставлений или личным примером).
Этой душе известно все, что происходит с родными и близкими ей людьми. Она огорчается, когда они испытывают чрезмерное горе или депрессию, и радуется, если они преодолевают охватившее их страдание, продолжают созидательную деятельность и благотворно влияют на окружающих.
Заменить умершего любимого человека невозможно, каждый человек - это целый мир. Но существует способ, помогающий частично заполнить образовавшуюся пустоту. Дополняя свои обычные добрые дела благородными поступками от имени умершего, в память о нем, мы продолжаем работу его души, сооружаем ему живой памятник.
Где найти эту дополнительную энергию, тем более тогда, когда нас переполняет горе по поводу самой смерти? Подобно тому как во время болезни тело обращается к своему источнику силы, душа в моменты больших потрясений изыскивает скрытые резервы, о существовании которых мы и не подозреваем. Какие выводы можно сделать, пересмотрев свои взгляды на смерть?
Тем, кто продолжает рассматривать лишь внешний слой жизни, ее материальную составляющую, ограниченную человеческим телом, смерть действительно кажется концом жизни. Но мы должны научиться проникать внутрь этого наружного слоя, видеть человеческую душу, нашу связь с Б-гом и вечностью.
Любой здравомыслящий человек, наблюдающий, например, за солнечной системой или задумывающийся над сложным строением атома, должен прийти к заключению, что наш мир возник не в результате какой-то случайности и состоит не просто из физического вещества. Каждое живое существо проявляет заложенную в него энергию. Куда бы мы ни посмотрели, везде мы видим замысел и цель, печать Создателя. И коль скоро каждый человек имеет определенное предназначение, это относится и к каждому событию нашей жизни. Даже смерть имеет смысл, даже она становится инструментом для жизни, наполненной большим смыслом, даже она есть форма энергии.
Но и после всех рационалистических и разумных объяснений сердца скорбят. И они должны скорбеть. Когда близкие оплакивают усопшего, не пытайтесь им ничего объяснять, плачьте вместе с ними. Мы должны просить Всевышнего о том, чтобы наконец наступил тот день, когда больше не будет смерти, когда «смерть исчезнет навсегда и Б-г вытрет слезы с каждого лица» (Исайя, 25:8).