Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Маамар Берейшис 5742

«Берейшис боро Элойким[1]…», и приводит на это Квойд Кдушас Адмур Рашаб[2] [в маамаре с тем же названием 5678 (1918) г.] что сказано в Тикуней Зогар[3], что Берейшис — это «брис Эйш[4]». И чтобы понять это, приводит сначала в маамаре там  то, что сказано в Писании[5] «ваани эгйе ло неум Гавайе хоймас эйш совив улеховойд эгйе бесойхо», что в будущем будет Иерусалим окружен огненной стеной, и т.е., что перед этим сказано «прозойс тейшейв Иерушолаим[6]», что в будущем Иерусалим будет жить «прозойс» — без стены (не так, как Иерусалим сегодня — окружен стеной), но, тем не менее, будет у нее стена из огня. И понятно из всего этого, что город, окруженный стеной — это более высокий уровень, чем город, не окруженный стеной, что поэтому в «десяти уровнях святости» Иерусалим более свят, чем вся Земля Израиля, поскольку он окружен стеной. Но еще выше этого — то, что в будущем мире сказано «прозойс тейшейв Иерушолаим». Что то, что прозойс тейшев Иерушолаим — это более высокий уровень, чем город, окруженный стеной. И еще выше — то, что в будущем мире сказано «И Я буду ей огненной стеной вокруг», что огненная стена — это еще более высокий уровень, чем «открыто будет жить Иерушалаим». И нужно понять, что означает «огненная стена». И известно, что все раскрытия Б-жественности в будущем мире зависят от нашей работы и нашего служения все время изгнания[7], и, в соответствии с этим, следует сказать также о вышеупомянутых аспектах [то, что «открыто будет жить Иерушолаим» и «огненная стена»], что они существуют в служении человека также сейчас, Служение «открыто будет жить» и работа «огненная стена».

И чтобы понять это, объясняет там в маамаре сначала идею стены вообще..  И объясняет в этом, что так же, как действие стены в материальности выражается в двух вещах. Во-первых, защищать и охранять от врагов, которые приходят воевать против города, чтобы враг не мог подойти к городу. И второе, что стена ограничивает город, что есть различие между тем, что внутри стены, и тем, что вне ее. И таково же действие стены в духовности, что это выражается в двух вещах. Первое, что стена защищает от клипойс[8] и ситра ахара[9], которые воюют со святостью, и хотят получать больше, чем положено им, и второе, что стена ограничивает свет святости, чтобы он не притягивался[10], но[11] только в подобающее место.

И объяснение идеи, что клипойс и ситра ахара хотят получать от святости больше, чем им положено [первый аспект в идее стены, что она должна защищать] это не только со стороны того, что хочет получать больше хайус[12]), но со стороны того, что именно этим исполняется намерение Вс-вышнего в сотворении клипы и противоположности святости. Ибо общая идея сотворения клипойс была для того, чтобы служение человека было со стороны его свободного выбора, как сказано в Торе[13]: «Смотри, я дал перед тобой сегодня жизнь и добро и… и выбери жизнь», и для того, чтобы служение человека было посредством его выбора, для этого были сотворены клипа и ситра ахара (и, поскольку они были созданы, то понятно, что они должны получать хайус от святоcти), скрывающие свет Вс-вышнего, и, когда человек служит Вс-вышнему даже тогда, когда есть сокрытие и утаение[14],  то тогда его работа[15] — это со стороны его выбора. И это также смысл того, что клипа пытается получить дополнительный хайус от кдуша, ибо именно через это выбор человека становится полным. И это будет понятно в соответствии с тем, что объясняется в гемшех[16] 5666 (1906) г., что идея опускания души вниз, и также то, что внизу есть множество препятствий и сокрытий, это подобно тому, как царь посылает своего сына в далекую страну, что посредством этого (несмотря на то, что он находится в далекой стране, и тем не менее он ведет себя как подобает царскому сыну, и именно через это) раскрываются его силы и способности и т.д. И т.е., что несмотря на то, что также перед этим были его силы в полном совершенстве, тем не менее, именно через сокрытие и утаение его силы раскрываются практически. И это также то, что клипа старается получить хайус больше, чем ей положено, что через это происходит большое сокрытие и утаение, и когда также при этом человек делает свою работу, именно тогда его  работа происходит со стороны его выбора в полном совершенстве в раскрытии и практически. И для этого он нуждается в аспекте стены в духовности, чтобы защититься от клипойс и ситра ахара, чтобы они не получили больше, чем положено им.

И второй аспект в действии стены — ограничить город, объясняется в маамаре там, что духовный аспект этого — это ограничить аспект пнимиюс[17] света, чтобы он не притягивался туда, куда не нужно. И объяснение в этом, что известно, что свет, который Свыше, есть в нем два уровня — пнимиюс света и хицойниюс[18] света. Пнимиюс света  — это аспект пнимиюс роцойн[19], а хицойниюс света — это аспект хицойниюс гароцойн[20] [ибо роцойн[21] соответствует уровню света]. И творение миров оно от аспекта хицойниюс света, хицойниюс гороцойн. И т.е., что роцойн не в них самих, и их смысл — только быть средством, с помощью которого будет светить свет Святости с большей силой. В отличие от этого, души Израиля, их корень — в пнимиюс света, пнимиюс гороцойн, т.е. что роцойн — в них самих. И это есть смысл стены в духовности, что она ограничивает свет святости, чтобы он не распространялся в не подходящем месте, что в этом есть также два аспекта, ограничение в отношении внутреннего света и ограничение в отношении внешнего света. Ограничение относительно внутреннего света состоит в том, чтобы внутренний свет не притягивался вообще в не подобающее место, и ограничение в отношении внешнего света – что, несмотря на то, что внешний свет притягивается также в не подобающее место, тем не менее, также это притяжение должно быть ограниченным.

И продолжает в маамаре там, что все это — сейчас, когда есть не-желательные вещи, и есть сокрытие и утаение Б-жственности, что поэтому нуждаются в стене в двух вышеупомянутых смыслах, чтобы защитить от клипойс и ситра ахара чтобы у них не было дополнительного питания от Святости, и также ограничить свет Святости, чтобы не распространялся в не подобающем месте. В отличие от этого, в будущем мире сказано «прозойс тейшев Иерушолаим», что не будут нуждаться больше в стене, ибо про будущий мир сказано «И дух нечистоты Я уберу из земли», что не будут больше клипойс и ситра ахара, что поэтому не нужна будет больше стена, чтобы защищать от них. И также тогда откроется Сущность света в действительном раскрытии, как сказано[22]: «И не будут скрываться больше учителя твои», таким образом, будет невозможно, чтобы свет святости был притянут в не подходящее место[23]. И это то, что сказано, что в будущем Иерушолаим распространится по всей Земле Израиля, и земля Израиля распространится по всем странам, ибо в будущем притянется свет Святости для каждого и каждой до конца всех ступеней, без какого либо измерения и ограничения совершенно.

Однако, тем не менее, сказано «И Я буду ей огненной стеной вокруг, и почетом Я буду внутри ее», что также в будущем будет огненная стена. И объясняется на это в маамаре там, что эта стена — она не для охраны и защиты, и также не для ограничения, но только это есть аспект раскрытия[24], которое будет в будущем. И объяснение этого вопроса, что объясняется в При Эц Хаим, что все раскрытия сейчас — они от аспекта хицойниюс атик[25], ибо пнимиюс атик не раскрывается сейчас, а в будущем мире раскроется пнимиюс атик, ибо в будущем мире раскроется Сущность и Суть Вс-вышнего, и для того, чтобы Сущностть и Суть Вс-вышнего (аспект пнимиюс атик) притянулась в мире, и мир при этом не прекратил своего существования, требуется, чтобы это притяжение света происходило посредством гвуройс[26] атика. И также, как в сотворении всего порядка миров, что корень творения — в Сущности Вс-вышнего, но притяжение его происходит посредством гвуры атика, который измеряет весь порядок миров, также это и в притяжении сущности Б-жественности, аспект пнимиюс атик, который раскроется в будущем мире, что оно притягивается посредством гвуры атика, и именно посредством этого может Сущность Вс-вышнего быть притянута в мир, и мир не прекращает своего существования. И это есть аспект огненной стены, которая будет в будущем, ибо огонь указывает на качество гвура, но эта  гвура — то, что «Я буду ей огненной стеной», аспект гвура дэатик, что посредством этого притягивается сущность и суть Вс-вышнего в мир, и мир не прекращает своего существования.

И вот, аспект стены, которая защищает и ограничивает, в служении человека, это, как сказали Разал[27]: «»Я – стена» — это Тора», и в этой стене есть два вышеупомянутых аспекта, то, что стена защищает и охраняет, и то, что стена ограничивает. Аспект защиты в стене Торы — это заповеди «не делай», что их смысл — защитить, чтобы он не имел отношения к не желательным вещам. И аспект ограничения в стене Торы, что исполнение мицвойс должно быть таким образом, как они были даны, «не добавляй не него и не убавляй от него[28]»,  «не добавляйте… и не убавляйте от него[29]». И сами мицвойс — они также в измерении и ограничении, как объяснятся в Игерес акойдеш[30]. Что все это — это ограничение в свете Святости, чтобы не распространялся в неподобающем месте. И как объяснялось выше, что это ограничение действует в двух аспектах: чтобы пнимиюс света не притягивался вообще в не подобающее место, и также, чтобы притяжение внешнего света было ограниченно, также есть две этих идеи в служении человека, и это, чтобы его занятия материальными делами были только по необходимости, что в этом есть два вышеупомянутых аспекта, чтобы пнимиюс ганешомо (пнимиюс гороцойн) не притягивался вообще в материальные дела, и также хицойниюс ганешмо (хицойниюс гороцойн), которую он погружает в материальные дела, чтобы это также было ограниченно.

И вот, объяснялось выше (в начале маамара), что все раскрытия Б-жественности в будущем мире зависят от наших дел и нашей работы сейчас, следует сказать, что также то, что в будущем будет «прозойс тейшев Иерушолаим» и то, что в будущем будет огненная стен, есть также в служении человека сейчас. И идея в этом, что прозойс тейшев Икерушлаим в служении человека — это общая идея исполнения заповедей, как сказано «рехово мицвосо меойд[31]», что мицвойс — выше измерения и ограничения, противоположность идеи стены, которая ограничивает. И идея огненной стены в служении человека  будет понятна в соответствии со словами Разал, что Тора была дана черным огнем на белом огне. И объясняет на это в конце маамара там [и следует сказать, что для этого приводит в маамаре там идею белого огня и черного огня и т.д.- что это для того, чтобы объяснить идею огненной стены в служении, ибо раскрытия в будущем зависят от наших дел и нашей работы сейчас], что Тора опустилась в этот мир также и в черном огне, и это аспект букв Торы, ибо слово «ойсийос» — «буквы» происходит от языка «осо бойкер[32]» — «пришло утро», что это есть язык раскрытия, но это раскрытие происходит посредством букв, через черноту и сокращение света. И т.е., что сама Тора —  это аспект белого огня, но опустилась вниз в аспекте черного огня. И подобно этому в опускании души вниз, что душа опустилась от аспекта белого огня к черному огню, ибо душа сама по себе, даже когда она опустилась вниз, это аспект белого огня, ибо душа – это часть Б-га Свыше буквально[33], как сказано: «И вдохнул в него душу живую[34]», и «тот, кто вдыхает, изнутри вдыхает[35], из своей внутренней и глубинной сущности». И известно высказывание Баал Шем Това, что «эцем[36], когда ты схватываешь его часть, ты схватываешь его целиком»,  что все это — аспект белого огня. А животная душа и все дела этого мира — это аспект черного огня,  ибо «дух животного опускается вниз». И, поскольку душа опускается вниз и одевается в тело и животную душу, делается аспект черноты также в самой душе, и подобно тому, как сказано относительно самого Вс-вышнего[37]: «Ми зэ бо меЭдойм хомуц бгодим миБоцро… вехол малбушай эгъолти», и поэтому, также как относительно Вс-вышнего, посредством опускания в материальность происходит «малбушой эгъолти[38]», подобно этому, также относительно сыновей Вс-вышнего (души Израиля), что посредством опускания души вниз, происходит аспект черноты также в самой душе. И еще идея черного огня в душе, это то, что душа послана вниз, чтобы действовать в черноте животной души и его доле в мире, чтобы было превосходство в работе бирурим[39], как превосходство света из тьмы (посредством мицвойс), и как превосходство мудрости из глупости[40] (посредством Торы), и через это будет «веогавто эс Гвайе Элойкехо бехол левовхо увехол нафшехо увехол меойдехо[41]». И из всего, что сказано выше, становится понятным также в аспекте опускания Торы в черном огне, что поскольку Тора опустилась в этот материальный мир для того, чтобы очистить животную душу, происходит аспект черноты также в самой Торе, подобно тому, как это в душе. И это есть аспект огненной стены в служении, что это есть служение души, когда она в аспекте белого огня, что она действует в теле и животной душе, черном огне.

И это есть «берейшис — брис эйш», это есть соединение двух аспектов огня, черного огня и белого огня, чтобы не было разделения между Б-жественной душой и животной душой. И это также то, что сказано «И Я буду ей, говорит Вс-вышний, огненной стеной, и славой Я буду внутри нее», что огненная стена — это внешний свет, аспект мира сокрытия. «И славой Я буду в среде ее» — это  аспект внутреннего света, мир раскрытия, что это подобно тому, что говорились выше,  о соединении белого огня и черного огня. И в служении, объясняется в маамаре там коротко (а подробно в контросе Эц Хаим), что это аспект соединения высшего единства и низшего единства.

И посредством наших дел и нашей работы в очищении дел этого мира, происходит боси легани[42] лигнуни, в место, где было Мое присутствие изначально[43], что будет «мир в своей полноте[44]», «толдойс[45]» полностью, как это было в начале творения, что это есть окончательное совершенство в аспекте стены. И после этого происходит Эйлэ толдойс Перец[46], Мошиах цидкейну, который сломает все измерения и разграничения, прозойс тейшев Иерушолаимм, что это еще выше того, что сказано, что «мир был сотворен в полноте своей». И после этого «И Я буду ей, говорит Вс-вышний, огненной стеной, и славой Я буду в среде ее», что в будущем мире будет Гавайе эход ушмой эход[47], «как Я пишусь, так Я читаюсь[48]», что тогда будет раскрытие ацмус[49], йехидо[50] лейахедхо, ибо посредством йехидо Мошиаха раскрывается йехидо Свыше, вплоть до Ацмусой Йисборах, и с нашей молодежью и с нашими старейшинами, с нашими сыновьями и нашими дочерями  мы пойдем в истинном и полном избавлении посредством Мошиаха цидкейну.



[1] В начале сотворил Вс-вышний (самый первый посук (стих) Торы)

[2] Пятый Любавичский Ребе

[3] Каббалистическая книга. Часть «Зогара»

[4] В слове «Берейшис» на иврите те же буквы, как во фразе «брис эйш» — «огненный союз»

[5] (Зехария 2, 9) «И Я буду ей, говорит Вс-вышний, огненной стеной вокруг, и славой Я буду внутри нее»

[6] там же, 8  «Иерусалим будет жить открыто»

[7] Тания начало гл. 37

[8] букв. «оболочки». Ед. число «клипа». Обычное название для сил, противоположных святости в каббале и хасидизме. Основано на метафоре «плода» (Святости) и «кожуры» (противоположность святости). Тем самым подчеркивается, что «оболочки» сами по себе не зло, а лишь защита для «плода». Злом же они становятся тогда, когда хотят захватить власть над «плодом» и подчинить себе силы святости (и как объясняется здесь в маамаре, что клипойс хотят получать больше, чем им положено) Прим. переводчика

[9] букв. «другая сторона» , «противоположная сторона». См. Тания гл. 6 (Прим. переводчика)

[10] в оригинале используется термин «гамшаха» — «притяжение»

[11] в оригинале «ло… эла» — «не… но только», т.е. «никуда, кроме как…»

[12] жизненная энергия

[13] Дварим, гл. Ницавим 30, 15 и дальше

[14] в оригинале  «гээлем вегэстер»

[15] В оригинале  «авода» — букв. «работа». Имеется в виду «аводат Гашем», т.е. Служение Вс-вышнему.

[16] Букв. «продолжение». Серия маамаров, объединенных общей темой. Гемшех «Самех вов» («66» — по последним цифрам еврейского года, когда он был произнесен Ребе) представляет собой один из самых глубоких исследований по теории хасидизма

[17] внутренний свет (см. далее в маамаре)

[18] внешний

[19] Внутреннее желание Вс-вышнего. Истинное желание Вс-вышнего.

[20] Внешнее желание Вс-вышнего. Обычное объяснение следующее: Истинное, внутреннее желение Вс-вышнего – это все святые и добрые вещи, которые существуют в мире, такие вещи, которые Вс-вышний «на самом деле» хочет, чтобы они существовали. Но каким же образом тогда могут существовать вещи противоположные добру и святости? И объясняется, что они существуют благодаря «внешнему» желанию Вс-вышнего, т.е. то, что Он допускает, чтобы это существовало, ради достижения какой-либо другой цели. И как объясняется здесь в маамаре, что существование клипы – не ради ее самой, а ради достижения другой цели – а именно, обеспечения свободы выбора человека (прим. переводчика)

[21] Высшая Воля

[22] Йешайя 30, 20

[23] в оригинале:  «маком шээйно рауй»

[24] В оригинале  «гилуй», букв. «раскрытие». Имеется в виду – гилуй Элойкус – раскрытие Б-жественности

[25] Верхний аспект сфиры  «Кесер» («корона»)

[26] строгость, ограничение

[27] Псахим 87, 1

[28] Дварим, гл. Ръэ 13, 1

[29] Дварим, гл. Ваэтханан 4, 2

[30] Тания, Игерес аКойдеш, гл. 10

[31] Тегилим 119, 36 «Широка заповедь Твоя очень» Т.е., хотя на первый взгляд, идея мицвойс – это ограничение (как объяснялось выше), но, на самом деле, более глубоко, истинный смысл (Торы и) мицвойс – это выход за пределы измерений и ограничений, как сказано «Я Вс-вышний Б-г твой, Который вывел тебя из Мицраим» — из измерений и ограничений. (прим. переводчика)

[32] Йешайа 21, 12

[33] Тания нач. гл. 2

[34] Берейшис 2, 7

[35] Тания там же, от имени Зогара

[36] Сущность

[37] Йешайа 63, 1 «Кто это идет из Эдома, в испачканных одеждах из Боцро (г. Басра в Ираке)… и все Мои одежды испачкал Я»

[38] «Свои одежды испачкал Я»

[39] очищение искр Святости

[40] см. Когелет 2, 13

[41] Дварим, гл. Ваэтханан 6, 5 «И Возлюби Вс-вышнего Б-га твоего всем своим сердцем и всей своей душой и всем своим достоянием»

[42] Шир гаШирим 5, 1 «Я пришел в Мой сад»

[43] Шир гаШирим раба на посук, и см. маамар «Боси леГани»

[44] «олам ал милуо нивра» — «мир был сотворен в своей полноте». Т.е. мир был изначально сотворен совершенным см. Брейшис Раба гл. 14, 7 гл. 13, 3

[45] при рождении Переца (родоначальника рода Давида, от которого произойдет царь Мошиазх) написано «толдойс» — «порождения» — полностью. При сотворении мира «толдойс» написано не полно (т.е. без буквы вав). Отсюда учится, что совершенство времен Мошиаха будет еще выше, чем совершенство мира в момент его сотворения. (прим. переводчика)

[46] Рут 4, 18 и с. Шмот Раба там «Вот порождения Переца» (см. пред. сноску)

[47] Б-г един и имя Его едино (Зехария 14, 9)

[48] Псахим 50, 1

[49] Сущность Б-жественности

[50] высший уровень души