Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

18 элула 5736 г.

С Б-жьей помощью,

понедельник,

недельная глава Торы «Атем ницавим»

18 элула 5736 г.

Бруклин, Нью-Йорк.

 

Сыновьям и дочерям еврейского народа,

где бы они ни находились,

да пребудет с ними Всевышний,

Мир и благословение!

Как известно, элул – месяц справедливой оценки человеком своей жизни за прошедший год и подготовки к новому году. Цель подлинно справедливой самооценки заключается не только в том, чтобы выполнить и завершить недостающее, но также и в том, чтобы детально продумать день за днем свои поступки за весь год и принять о них на будущее достаточно твердое решение, что сделает и новый год хорошим и светлым в духовном, а вместе с тем и в материальном отношении.

В самом месяце элул с восемнадцатым днем связано особое указание, которое обращено к двум аспектам служения этого месяца, самооценке и подготовке к новому году: с этого дня начинаются последние двенадцать дней года, дней наиболее углубленного внутреннего отчета перед самим собой, который должен охватывать все месяцы года, – каждый день, начиная с восемнадцатого элула, нужно продумать один месяц. Кроме того – в соответствии с разъяснением наших Учителей, Наставников и Вождей – этот день, восемнадцатого элула должен внести жизнь во все виды духовного служения месяца элул и в целом – в вопросах самооценки и подготовки к новому году.

* * *

Казалось бы, для чего вносить оживление при самооценке, когда рассматриваются «сухие факты»?

Но известно, что также как нельзя забывать о своих недостатках, чтобы исправить их и восполнить, нельзя забывать и о собственных достоинствах, чтобы иметь возможность использовать их в полной мере.

Для того, чтобы это выполнить должным образом – в возможно наибольшей степени – нужно живое участие всех сил человека.

Справедливая оценка собственных недостатков может привести к унынию, даже более того, к отчаянию. Справедливая оценка собственных достоинств может привести к самодовольству, когда человеку мнится, что он достиг возможного для себя совершенства.

Но отличительной чертой и целью всего живого является рост и изменение.

Причем рост не только в том смысле, в каком растут растения, не меняя места (и состояния), но в том смысле, в каком он присущ живым существам, переходящим с одного места на другое, лучшее.

И не только перемена места, но рост и изменение самого себя, своей натуры, привычек, и всей своей сущности, – переходя от хорошего к более и более лучшему, – в этом подлинная живая сущность евреев, предназначение которых – изменять собственную природу.

Силы, необходимые для выполнения всего этого, даны каждому еврею, так как сказано: «Вы все стоите сегодня перед Всевышним Б-гом вашим», начиная от «глав племен» и кончая «рубящим дрова и черпающим воду», то есть весь народ в целом.

Сущность евреев выражается словами: «А вы, приверженные ко Всевышнему, Б-гу вашему, вы все живы сегодня», – полная обращенность к Б—гу, источнику жизни и жизненных сил, а достигается это через Тору Жизни и заповеди, о которых сказано: «И будет жить ими».

Совершенно очевидно, что все, что делается с полной отдачей, достигает наибольшего успеха и совершенства, и – что не менее важно – такое действие производит соответственное впечатление и на других, и они проникаются тем же духом, ибо лучшее воздействие – живой пример.

Да будет воля Всевышнего, чтобы каждый и каждая использовали великие возможности последних дней года, а далее и всех дней наступающего года, – вложив в это в полной мере все свои жизненные силы, как упоминалось выше.

И да принесет это каждому и каждой вместе со всем еврейским народом, добрую запись и подпись на хороший и светлый год, на добрую мирную жизнь, —

вплоть до прихода нашего праведного Мошиаха, когда исполнится Б-жественное обещание: «И восторжествует праведник», в самом ближайшем будущем.

С уважением и благословением,

М. Шнеерсон