164. ПАДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА
ГРАЖДАНСКАЯ ВОИНА В ИЕРУСАЛИМЕ
Страшная весть о захвате Галилеи, наиболее важной провинции в системе обороны страны, произвела потрясающее впечатление на жителей Иерусалима. Раздоры, клеветнические взаимные обвинения и подозрения давно уже начали свою зловредную работу подрыва морали защитников столицы. Не стало больше власти и порядка в городе. Члены высших классов, богачи и благородные, подозревались в том, что они ищут возможность заключить мир с римлянами, чтобы сохранить свои богатства и привилегированное положение. Умеренные религиозные вожди, члены Синедриона и священники обвинялись в недостаточной активности в борьбе против римлян. Известие о позорном предательстве Иосифа, казалось, подтверждало мнение экстремистов-зелотов, что религиозные вожди преднамеренно поручили ненадежному Иосифу командование с целью противодействовать успешному восстанию против римлян. Но усилия зелотов сместить правомочных вождей не нашли большого отклика среди народных масс, уважавших великих мудрецов и святых людей. Таким образом, экстремистам не удалось, несмотря на многочисленные попытки с их стороны, взять бразды правления в свои руки. Синедрион под руководством рабби Шим'она бен Гамлиеля проявил достаточно власти, чтобы суметь вытеснить зелотов из центральной части Иерусалима. Зелоты укрепились во дворе Храма и стойко оборонялись против давления, проявленного против них. Их вождем был фанатически преданный делу восстания Иоханан из Гуш-Халава, успешно бежавший из своего родного города после его захвата римлянами и ставший признанным главой этой беспощадной военной партии. Его никак не удовлетворяла та незначительная роль, которую играли зелоты в Иерусалиме; не мог он также согласиться с тем, что его отряды были согнаны с улиц города. Не будучи один в силах выступить из занимаемого им двора Храма, он сговорился с заклятыми врагами евреев – идумеянами, и в одну из темных ночей их соединившиеся отряды ворвались в город, где они натворили чудовищный хаос. Результатом этого позорного поступка беспощадного Иоханана из Гуш-Халава были грабежи, поджоги и убийства; особенно погибло тогда много умеренных вождей. Более двенадцати тысяч человек, представлявших собой цвет еврейского народа, поплатились жизнью в эти хаотические дни захвата власти в городе зелотами. Среди убитых тогда был и первосвященник Ханан, один из наиболее деятельных среди еврейских религиозных руководителей. Последовашее затем господство террора окончательно подорвало мораль еврейского народа. В отчаянии искали руководители умеренной партии человека, достаточно сильного, чтобы противостоять безжалостному Иоханану из Гуш-Халава. Они выбрали Шим'она бар-Гиору, вождя партизан, который изводил римлян на юге страны. Ночные вылазки и внезапные нападения на небольшие вражеские отряды сделали его известным и очень популярным среди еврейского народа. Однако выбор Шим'она бар-Гиоры не приостановил господства террора в Иерусалиме. Этот выбор оказался самой роковой ошибкой, допущенной партией умеренных в поисках твердой власти. Последовавшая отчаянная борьба между отрядами обоих вождей имела результатом разрушение целых районов Иерусалима и опустошение складов оружия, аммуниции и продовольствия. Сама партия зелотов была расколота на две группы, одной руководил Иоханан из Гуш-Халава, а другой – Эльазар бен Шим'он, такой же беспощадный борец, как и Иоханан. Таким образом, падение столицы было ускорено из-за внутренних раздоров в борьбе за верховенство и власть. Шим'он бар-Гиора успел захватить большую часть города – верхнюю и нижнюю его части. Иоханан и его отряды укрепились в районе Храмовой горы и вокруг нее, а внутренняя часть Святого Храма была занята Эльазаром бен Шим'оном и его людьми. Так что, разделенная на три лагеря, сила сопротивления была надломлена.
ИЗМЕНЕНИЕ В РИМСКОМ РУКОВОДСТВЕ
Римский военачальник Веспасиан был очень рад такому трагическому положению в Иерусалиме. После того, как его войска заняли всю Галилею и все ее крепости были захвачены, он разрешил своим изнуренным воинам длительный отдых в течение всей зимы. До этого весной он очистил большинство страны от небольших еврейских отрядов и захватил почти все крупные города и крепости. Только Иерусалим и три соседние крепости были еще в руках повстанцев. Медленно, но уверенно он стягивал кольцо своих легионов все туже вокруг столицы Иудеи. Между тем дошли до него сведения о смерти бесноватого императора Нерона, и он осторожно стал выжидать, чем кончится шум, поднятый борьбой различных военачальников за трон римской империи. Императором был объявлен Гальба, но через два месяца он был убит. Были объявлены императором два других полководца, и их легионы двинулись в Рим, чтобы захватить для них трон. Веспасиан знал, что у него шансов на трон нисколько не меньше, чем у всех остальных, и он ожидал подходящего момента, когда поддержанный мощью всей армии на Ближнем и Среднем Востоке он займет трон после того, как эти два соперника перебьют друг друга.
РАББАН ИОХАНАН БЕН ЗАККАЙ
Провидению угодно было, чтобы добрую весть о выдвижении Веспасиана на высший пост во всем мире принес ему не римлянин, а великий мудрец раббан Иоханан бен Заккай. Этот знаменитый ученый, самый младший из трехсот учеников Иллеля, осознал, что нет надежды на спасение при помощи трех воюющих между собой внутри Иерусалима партий. Эти партии никогда не позволяли сделать римлянам предложение о сдаче, которое в настоящих условиях было бы не хуже, чем разрушение Иерусалима. Они были склонны продолжать воевать с намного превосходящими их римскими войсками до неизбежного трагического конца. Раббан Иоханан бен Заккай решил, что он сам, несмотря на болезнь и старость, должен предпринять что-то, чтобы уберечь еврейский народ от окончательной гибели. Поэтому он распространил слух, что он серьезно болен, а через некоторое время, – что он умер. При нем не было никого, за исключением двух его ближайших учеников – рабби Иеошуи и рабби Элиезера, и при помощи племянника великого мудреца, бывшего членом штаба зелотов, эти ученики вынесли его из города, чтобы «похоронить». Раббан Иоханан бен Заккай был приведен к Веспасиану, которого он приветствовал как римского императора. Во время разговора с удивленным этим неожиданным приветствием полководцем и объяснения ему причины своего посещения таким необычным путем и смысла странного приветствия прибыл гонец с сообщением, что Веспасиан избран правителем римской империи. На полководца произвела глубокое впечатление мудрость великого еврейского ученого, и он обещал выполнить все его просьбы. Раббан Иоханан просил пощадить Явну и ее учебные заведения, в которых еврейские мудрецы продолжали бы изучать Тору, тем самым сохраняя и развивая дальше духовную основу существования и независимости еврейского народа. Он также просил разрешить еврейскому насси рабби Шим'ону бен Гамлиелю, потомку Иллеля из Дома Давидова, переселиться в Явну, чтобы спасти от вымирания величайшую еврейскую фамилию. Третьей его просьбой было прислать врача для старого мудреца рабби Цадока, который постился сорок лет, пытаясь спасти этим Иерусалим от катастрофы. Веспасиан удовлетворил эти три просьбы. Если бы раббан Иоханан бен Заккай просил пощадить город Иерусалим, в этой просьбе ему, возможно, было бы отказано. Так объясняют наши мудрецы почему раббан Иоханан не выказал такой просьбы, и вместо этого просил за Явну. Они упоминают также, что Б-жье решение разрушить Иерусалим уже было не отменимо, поэтому Б-г лишил раббанн Иоханана бен Заккая возможности подумать о такой просьбе. Во всяком случае, великий мудрец спас то, что было наиболее важным для евреев, то, что дало им возможность выжить, а именно – ешибот и его насси (президент) в Явне.
ОСАДА И СДАЧА ГОРОДА
Вскоре после его избрания императором Веспасиан оставил Иудею, чтобы занять свой высокий пост и трон. Вместо себя он поручил своему сыну Титу вести военные операции против Иерусалима. У Тита уже было в этом несколько лет практики. Он сразу же оценил обстановку и принял решение относительно всей кампании по захвату святого города Иерусалима. В числе его последователей были не только изменник Иосиф, но и Тиберий Александр, наместник Рима в Египте, тоже еврей, который оставил свою религию и свой народ. Были также Агриппа II и его сестра Вероника, дружившие с римским полководцем. Они все были очень полезны Титу при планировании его стратегии и психологической войны против евреев.
Город Иерусалим был сильно укреплен и защищен тремя отдельными стенами. Первая стена окружала пригород Безету. Вторая стена защищала Нижний Иерусалим, часть которого составляла крепость Антония, ближайшая к святой Храмовой горе. Третья стена окружала Верхний город, названный Цион. Все три стены были хорошо укреплены зубчатыми башнями и казались неприступными. Но основная сила сопротивления была ослаблена внутренней борьбой между различными партиями. Во время короткой передышки Иоханану из Гуш-Халава удалось разделаться со своим противником, вождем зелотов Эльазаром бен Шим'оном, когда он разрешил евреям войти во внутрь Храма, чтобы принести пасхальные жертвы. Воины Иоханана из Гуш-Халава спрятали свои мечи под одеждой, смешались с набожными посетителями святого Храма, и по данному сигналу набросились на воинов Эльазара, которые стояли в стороне, не мешая исполнению религиозного обряда. Остались в живых только Шим'он бар-Гиора и Иоханан из Гуш-Халава. Пред лицом врага эти оба противника, одинаково готовые вести борьбу до конца, заключили перемирие и объединили свои силы на защиту Иерусалима.
Сам Тит чуть было не стал жертвой еврейских защитников, когда в процессе подготовки к штурму он подошел слишком близко к городским стенам. Заметив его со стены, еврейские воины сделали отчаянную попытку захватить его, окруженного сильным боевым отрядом. Но Титу удалось избежать угрожавшей ему судьбы, которая могла, возможно, изменить исход отчаянной борьбы еврейского народа. В этой схватке погибло большинство из 600 человек его охраны, но сам Тит вернулся целым и невредимым в римский лагерь. Тогда он сконцентрировал все свои силы и всю мощь на то, чтобы любой ценой уничтожить стены сильно укрепленного города. Вновь и вновь прорывались еврейские защитники, уничтожали все военные установки и громили отряды римлян. Но это были только временные успехи .евреев. Тит вооружил свою армию лучшими и новейшими баллистами, машинами, созданными для швыряния камней и разрушения сильнейших стен и ворот. Они были установлены, чтобы таранить центральную стену, построенную во время царствования Агрипы, но никогда не завершенную постройкой. Шим'он бар-Гиора и Иоханан из Гуш-Халава лично вывели свои храбрейшие отряды за эту внешнюю стену и в кровавой борьбе против значительно превосходящих сил противника, почти сумели разрушить железные тараны и баллисты. Титу пришлось бросить в бой своих лучших воинов, чтобы отбросить мужественных еврейских борцов обратно за их стены. После двух недель непрерывных таранных работ стены Агриппы были пробиты, и римские воины заняли пространство между первой и второй стенами. И сразу же тяжелые машины были передвинуты к следующей цели, так что через пять дней Тит смог уже лично провести своих воинов через широкую пробоину в стене. Но мужественные защитники устроили ему такую «горячую» встречу, что его людям пришлось отступить. После нескольких решительных атак римский полководец проровался все же через вторую стену. Его отряды начали немедленно строить четыре огромные насыпи, с которых они намеревались штурмовать Верхний город и крепость Антония. Но их планы непрерывно расстраивались из-за отчаянных атак защитников.
Упорная и мужественная оборона евреев дала понять Титу, что недостаточно бороться с евреями только оружием и осадными машинами. Тогда он решил уморить народ голодом, отрезав жителям города пути сношения с внешним миром. Его инженерный корпус построил толстую каменную стену вокруг всего города, проход через которую разрешался только римлянам по особым пропускам. В Иерусалиме осталось очень мало провизии, потому что зелоты сожгли и разрушили собственные запасы во время междоусобной борьбы за верховодство восстанием. Новый план римлян оказал очень серьезное влияние на боевой дух еврейских воинов, на глазах которых умирали с голода их жены и дети. Боевой дух воинов резко упал. И все же, когда Тит послал Иосифа предложить мир народу и уговорить вождей его сдаться, они выразили ему свое величайшее презрение и прогнали его.
Положение города теперь резко ухудшилось. Вторая стена была пробита семнадцатого Таммуза, и в этот день впервые пришлось приостановить приношение ежедневной жертвы на алтаре. Голод свирепствовал в перенаселенной внутренней части города, когда были съедены последние запасы продовольствия и все больше жителей скапливалось в этой части города, бывшей еще свободной. Богатые люди отдавали все свое состояние за меру пшеницы или овса. Варили и поедали даже кожу животных и травы, если кому посчастливилось их достать. Вскоре улицы наполнились трупами людей, и поскольку это было жарким летом, а убирать трупы было некому, то вспыхнула страшная эпидемия. Каждое утро находили сотни вновь умерших. Когда защитники города поняли, что мертвецы, валявшиеся на улицах, представляют собою большую опасность, чем враг за последней стеной, они начали убирать трупы, и через одни только ворота вынесли более десяти тысяч трупов. Многие отчаявшиеся жители города осмелились оставить Иерусалим под покровом ночи, чтобы искать что либо съедобное на полях. Они становились легкой добычей римлян, которые ловили их и убивали. Тит велел распять их по старому римскому обычаю на крестах перед глазами защитников стены. Однажды ночью, рассказывает нам Иосиф, были обнаружены пять тысяч таких отчаявшихся евреев, искавших пищу за стенами города, и все они были распяты, пока не нашлось больше дров и места для крестов. Многие другие евреи были убиты, когда римские воины, верившие широко распространенным слухам будто евреи проглатывают свое золото, распарывали им животы. Однако, ни голод, ни эпидемии и ни страдания не смогли сломить окончательно боевой дух защитников Иерусалима.
Во многих случаях войска Тита и осадные машины смогли проломить стены в слабых местах, но когда они пытались проникнуть через пролом, оказывалось, что в этих местах евреи воздвигли новые стены из земли и дерева. Воинов, пытавшихся подняться на эти стены, убивали или сбрасывали вниз. Их поливали горячим свинцом с насыпей, а факелами сжигали нагроможденные наскоро римлянами груды дерева и лестницы. Тогда Тит решил захватить город при помощи огня. Его воины заваливали ворота соломой и деревом, заливали все это маслом и поджигали. Девятого Ава (Тиш'а б'Ав) римляне смогли уже пробить себе дорогу сквозь горящие стены. Многие евреи еще воевали внутри Бет-Амикдаша. Но разъяренные римские воины бросали горящие факелы в святое здание. Многие сотни евреев бросались в пламя. В тот самый день, в котором Невухаднецар разрушил Первый Бет-Амикдаш, варварские легионы Тита разрушили самое дорогое достояние еврейского народа, Второй Бет-Амикдаш, всячески осквернили его и сожгли дотла. Просуществовав 420 лет, Бет-Амикдаш вновь был разрушен (в 3828 году после с.м., или в 68 году н.э.); от некогда гордого Дома Б-жьего осталась только крепкая Западная Стена. В течение всей ночи и следующего дня, римляне продолжали убивать беспомощных мужчин, женщин и детей.
Шим'он бар-Гиора и Иоханан из Гуш-Халава отказались сдаться. Они отошли в верхнюю, лучше укрепленную часть Иерусалима и обороняли ее с тем же мужеством, которое сопутствовало им все время в так долго затянувшейся войне. В продолжение многих недель пытались легионы Тита штурмовать цитадель, но каждый раз они отбрасывались назад. Они сжигали ценнейшие дворцы, архивы и памятники, которые сделали Иерусалим одним из красивейших городов Ближнего Востока. Еврейские воины свирепо, с отчаянием отбивали многочисленные атаки, но в конце концов, римляне захватили и эту последнюю крепость доблестных защитников.
БЕССМЕРТИЕ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода и стоил ему больше жизней его воинов, чем какая либо другая известная военная кампания римлян. Но теперь его триумф был полный, – оба еврейских вождя, Иоханан из Гуш-Халава и Шим'он бар-Гиора были захвачены живыми. Иоханан просил помилование и был осужден на пожизненное заключение. Шим'она бар-Гиору ждала более ужасная судьба. Его заставили принять участие в триумфальном шествии Тита в Риме. Как обычно, после успешного окончания крупной военной кампании римляне чествовали своего победоносного полководца, воздвигнув в его честь триумфальную арку, через которую проходили победоносные войска во главе со своим полководцем. Впереди Тита шел побежденный вождь, закованный в цепи, и самые лучшие, отличнейшие части войск побежденной еврейской армии. Жители Рима забавлялись тем, что хлестали пленников до крови, когда они проходили мимо них в строю. Около тысячи самых прекрасных еврейских юношей в цепях должны были претерпеть это унизительное обхождение со стороны римских хулиганов. Шим'он бар-Гиора шел впереди колесницы Тита и отца его Веспасиана, разделившего триумф своего сына. Во все время шествия Шим'она бар-Гиору хлестали, а после марша он был принесен в жертву богам победителей на Тарпейской скале. Около миллиона евреев погибло при героической обороне Иерусалима. Святые храмовые сосуды были увезены победителями и хранились в Риме (пока вандалы не ограбили город и не увезли с собой его сокровища, в том числе и сосуды из Дома Божьего). Около ста тысяч евреев пленников были проданы в рабство и на каторжные работы в египетских рудниках или же вынуждены были бороться с голодными львами в римских цирках ради удовольствия римской черни.
Итак, после семи лет войны Иудея больше не существовала. Три небольшие крепости, оставшиеся еще в руках евреев после разрушения Иерусалима, были осаждены и в конце концов тоже захвачены: Иродион был быстро занят Сирийским наместником; Махерузо был безуспешно обложен в течение некоторого времени, но еврейские защитники согласились сдаться под условием, что их войскам будет дозволенно выйти из крепости в целости. Последней пала крепость Масада, которую яростно защищала сильная группа зелотов под командованием Эльазара из Галилеи. После многих месяцев осады римлянам удалось ворваться в крепость. Но они обнаружили, что героические защитники крепости убили сами свои семьи и затем покончили собой, чтобы только не попасть в руки победителей. Трагедия еврейского народа достигла здесь своего апогея. Но еврейская нация, рассеянная теперь по многим римским колониям и провинциям, продолжала жить как народ в изгнании. История показала, что побежденным евреям суждено пережить своих победителей римлян, лишивших евреев их национальной независимости и родины. Теперь город Явна с его великими мудрецами стал для еврейского народа неиссякаемым источником и неразрушимым центром вечной духовной жизни, более прочным и связующим народ в одно целое, чем материальная база, которую представляют собой страна и государство для национального существования народа.
Конец шестой книги
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
1. Что произошло в Иерусалиме после падения Галилеи? (Стр. 233).
2. Кто был раббан Иоханан бе Заккай? (Стр. 237).
3. Какое было отношение раббан Иоханана бен Заккая к войне против римлян? (Стр. 237).
4. Как раббан Иоханан бен Заккай выбрался из Иерусалима? (Стр. 237).
5. С какими тремя просьбами обратился раббан Иоханан бен Заккай к Веспасиану? (Стр. 238).
6. Что случилось в день семнадцатого Таммуза? (Стр. 242).
7. Назовите точную дату разрушения Второго Бет-Амикдаша (Стр. 244).
8. Как зовут римского полководца, который захватил Иерусалим и разрушил Бет-Амикдаш? (Стр. 245).
9. Как долго продолжалась война против римлян? (Стр. 246).
10. Какая крепость попала в руки римлян последней? (Стр. 246).
11. В чем заключается большое значение города Явны? (Стр. 246).
12. Потеря евреями своей страны и государства не означает конец еврейского народа. Что является наиболее важным фактором бессмертия еврейского народа? (Стр. стр. 246–247).