Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

152. Царица Саломея-Александра

152. ЦАРИЦА САЛОМЕЯ-АЛЕКСАНДРА

СЧАСТЛИВОЕ ПРАВЛЕНИЕ САЛОМЕИ-АЛЕКСАНДРЫ

 После смерти мужа, Александра Янная, благочестивая царица Саломея-Александра стала правительницей Иудеи. Ее слабохарактерный старший сын Гиркан был назначен первосвященником, а младший, более самолюбивый и энергичный сын Аристобул был поставлен во главе армии. Девять лет управления еврейским государством Саломеей-Александрой принадлежат к самым счастливым временам, какие эта постоянно раздираемая войнами страна когда либо знала. Как только царица взяла в свои руки бразды правления, она вновь призвала вождей фарисеев, бежавших заграницу в годы преследований при Александре Яннае. Многие из эмигрировавших фарисеев больше не вернулись. Но такие великие мудрецы, как брат царицы рабби Шим’он бен Шетах и его коллеги вернулись, чтобы реорганизовать судебную, учебную и религиозную администрацию, сильно пострадавшую в последние несколько лет правления Янная. Вместе со своим другом рабби Иудой бен Таббай, вызванным из Александрии, он возглавил Синедрион и восстановил всю его власть и высокое научное положение. Сильно озабоченный бедственным положением многих вдов и сирот, оставшихся без средств к жизни, и с целью защиты будущих вдов и сирот, рабби Шим’он бен Шетах и его коллеги ввели институт «КЕТУБЫ». Это свадебный контракт, по которому в случае смерти мужа или развода жена получает определенную сумму денег, обеспечением которой является все имущество умершего или давшего развод мужа. Кетуба стала обязательной при всяком бракосочетании. Под руководством рабби Шим’она бен Шетаха Синедрион был также строг в части устранения многих несправедливостей и злоупотреблений, имевших место в судебных органах того времени. Отношение к вопросам правосудия со стороны этих вождей лучше всего видно из их учений. Девизом рабби Иуды бен Таббая было: «Призванный судить, не считай себя защитником какой либо из двух спорящих сторон; когда стороны находятся пред тобой на суде, смотри на них, как на виновных; но, когда они оставляют суд, почитай обоих невиновными, поскольку они приняли к исполнению судебное решение». Девизом рабби Шим’она бен Шетаха было: «Проверь тщательно свидетелей; и будь осторожен в своих выражениях, чтобы они из них не научились дать ложные показания». Еврейские судьи должны быть строго нейтральны при разборе спорных дел.

Синедрион также стремился восстановить тесную связь между различными центрами еврейских поселений и Бет-Амикдашом на Святой Земле. Одним из путей укрепления единства еврейского народа было распространение закона о ежегодном взносе полушекеля на всех евреев, где бы они не проживали, вместо закона, применявшегося раньше только к евреям, проживающим на Святой Земле. Каждый взрослый мужчина старше двадцати лет был призван платить половину шекеля в сокровищницу Бет-Амикдаша ежегодно. Этот добровольный налог шел на покрытие текущих нужд Бет-Амикдаша, как то: на покупку жертвенных животных и т. п., на ремонт, на строительство укреплении и стен вокруг Бет-Амикдаша и т. п. расходы. Все излишки этого фонда шли на поддержку бедных и нуждающихся. Евреи различных стран охотно присылали этот небольшой налог в Святую Землю. Таким образом это не только служило для пополнения фондов Бет-Амикдаша и для придания торжественности и блеска святой службе и праздникам; это служило также всенародной связью, объединяющей всех евреев, проживающих вне пределов страны, в Риме ли, в Греции, Египте, или в других частях света, а также средством, связывающим их с духовным и национальным центром еврейского народа и еврейской религии в Иерусалиме.

Многие торжества в Бет-Амикдаше приняли теперь более праздничный характер. Среди наиболее любимых евреями обычаев были торжество по случаю Возлияния воды и церемония доставки дров в пятнадцатый день месяца Ава. В этот день в Бет-Амикдаш доставлялся полный запас дров на весь год для жертвенника. В виноградниках вокруг Иерусалима девушки собирались для веселых народных танцев. Чтобы исключить возможность, что бедная девушка смутится при виде блестящих одеяний более богатых подруг, был заведен порядок, что все девушки, от принцессы и ниже, должны являться на танцы не в собственной, а в одолженной друг у дружки простой белой одежде. Песни на этом «ПРАЗДНИКЕ ДРОВ» говорили о достоинствах и скромности еврейских девушек. Этим строго сохранялся религиозный характер этих праздников.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Какие изменения произошли в правлении Иоханана Гиркана к концу его жизни? (Стр. 139).

2. Кто был ею преемником после его смерти? (Стр. 140).

3. Как долго царствовал Иуда Аристобул? (Стр. 141).

4. Кто был его преемником? (Стр. 142).

5. Назовите мудрецов, установивших систему обучения (Стр. 142).

6. Каким образом приобрели садукеи расположение царя Янная? (Стр. 144).

7. Опишите инцидент при торжестве «Возлияния воды». (Стр. 144).

8. Кто унаследовал Александру Яннаю? (Стр. 146).

9. Кто возглавлял Синедрион во время царствования царицы Саломеи-Александры? (Стр. 147).

10. Что такое «КЕТУБА»? (Стр. 147).

11. Опишите деятельность Синедриона при царице Саломеи-Александры (Стр. стр. 147–148).

12. В чем значение праздника «Пятнадцатого Два» (Ту б’Ав)? (Стр. 148).