153. СЫНОВЬЯ САЛОМЕИ-АЛЕКСАНДРЫ
БОРЬБА МЕЖДУ БРАТЬЯМИ
К концу девяти счастливых лет, в течение которых благочестивая и справедливая царица Саломея-Александра управляла еврейским государством, начало проявляться новое бедствие, нарушившее мир в стране. Причиной этого бедствия были опять садукеи.
Зная хорошо характеры своих сыновей, Саломея-Александра назначила старшего сына Гиркана престолонаследником, младшего же сына Аристобула она отстранила от государственных дел. Хотя Гиркан был несколько слабохарактерным, он зато был более благочестивым и скромным, чем младший его брат, который был гордым и самолюбивым и клонился к взглядам садукеев, игравших на его тщеславии.
В течение царствования Саломеи-Александры садукеи были во многом лишены своего влияния. Теперь они чувствовали, что могут влиять на Аристобула для достижения их целей. Авантюрный и тщеславный Аристобул был страшно недоволен относительно небольшой ролью, назначенной ему матерью, в то время как трон достался старшему брату. Поэтому, как только Саломея-Александра слегла и очутилась на смертном одре, он двинулся на Иерусалим во главе армии, которую ему удалось набрать и экипировать с помощью своих друзей. Не успела его мать закрыть навечно глаза, как он объявил себя царем. Тогда Гиркан спешно собрал свои силы и двинулся навстречу Аристобулу.
В жестокой схватке у Иерихона лучше обученные войска Аристобула легко поразили воинов Гиркана, и многие из них оставили своего командира и присоединились к войскам Аристобула. Гиркан бежал в Иерусалим. Учитывая свое положение, он заключил мирное соглашение со своим тщеславным братом, обусловив в нем, что за ним остается пост первосвященника, царем же еврейского государства становится Аристобул.
АНТИПАТР
Этот мир, если бы он не был нарушен, позволил бы еврейскому народу продолжать жить беззаботно. Но Иудее не суждено было наслаждаться миром долго. Виновником нарушения мира на этот раз оказался Антипатр, один из потомков того народа, которого Иоханан Гиркан принудил принять еврейскую религию после того, как этому народу было нанесено военно поражение*. Это принудительное обращение язычников в еврейство, противоречащее духу иудаизма, в конце концов отплатило за себя и обернулось для еврейского народа большой бедой.
Антипатр был тщеславным и неразборчивым в средствах царедворцем, задавшимся целью стать «сильным человеком» позади трона еврейского государства. Александр Яннай назначил его правителем Идумеи, и после смерти царя Антипатр надеялся прибрать к рукам слабохарактерного Гиркана.
Мирное соглашение братьев было совсем не по душе Антипатра; он понял, что при том положении, когда руль управления страной находится в руках Аристобула, у него мало надежды играть ту роль, которую он себе наметил. Поэтому он убеждал Гиркана нарушить договор.
Под влиянием науськиваний Антипатра Гиркан бежал с ним к Арету, мощному владыке Аравии, южной соседки еврейского государства. Они обещали Арету уступить ему полосу территории и двенадцать еврейских городов, если он пойдет войной на Аристобула и вернет трон Иудеи Гиркану. Царь Аравии был только рад такой сделке и сразу же двинулся с большой армией на Иерусалим.
РОКОВАЯ ОШИБКА ИУДЕИ
Аристобул выступил против Арета, но его армия была окончательно побита, и Арет осадил Иерусалим. В это самое время начала ощущаться на Среднем Востоке растущая мощь римской империи благодаря ее легионам под водительством знаменитого полководца Помпея. Теперь оба брата обратились к нему за помощью. Это было роковой ошибкой, которая в конце концов привела к потере еврейским государством своей назависимости.
Аристобул старался привлечь Помпея на свою сторону, подкупив его ценными подарками, как, например, золотой виноградной лозой, чтобы добиться его помощи против его брата и его арабских союзников.
Гиркан тоже призвал Помпея быть беспристрастным судьей в его споре с братом и поддержать его справедливую претензию на трон. А это было именно то, чего желал полководец. Он приказал Арету вернуться в свою страну, что тот сразу же и сделал. Но Помпеи не спешил объявить свое решение по поводу спора братьев. Аристобула такая задержка вывела из терпения; к тому же он подозревал римлян в неблагоприятном к себе отношении, и потому он начал готовиться к защите против римлян. Но Помпеи уже двинулся в Иудею во главе своих железных легионов. Ничего ему не стоило подчинить себе относительно малую, слабо укрепленную страну в рекордно короткий срок. Только Иерусалим выдержал его нападение в течение трех месяцев. Осада закончилась в Иом-Киппур, когда евреи были заняты молитвой и постом. Римляне пробились в город и убили более двенадцати тысяч жителей. Помпеи вошел в Святой Храм и был удивлен тем, что он там не нашел никаких изображений. Служба в Храме произвела на него такое сильное впечатление, что он не тронул храмовые сокровища и не мешал ходу святой службы, продолжавшейся, не взирая на войну и захват Иерусалима. Помпеи лишил Гиркана трона, но оставил ему титул первосвященника. В дальнейшем он присвоил ему звание этнарха, народного правителя, и назначил хитрого Антипатра его телохранителем. Аристобул и его семья, в том числе два его сына Александр и Антигон, были уведены пленниками в Рим. Итак, Иудея вновь потеряла свою свободу и независимость, за которые Маккавеи так мужественно боролись. Иудея была урезана в своих размерах; ей была оставлена территория, которую она занимала до времен Маккавеев, и она обязана была платить дань своей римской владычице. Стены Иерусалима и все остальные укрепления в етране были снесены и сравнены с землей. Слабохарактерный Гиркан имел мало влияния на государственные дела. Фактическим правителем Святой Земли стал идумеянин Антипатр, оставшийся верным Помпею.
Старшему сыну Аристобула, Александру, удалось бежать из Рима, в то время как его отцу и брату пришлось пережить унизительное состояние пленников, проводимых в цепях впереди колесницы победоносного Помпея. Но они никогда не оставляли надежду вернуться в Святую Землю.
Вернувшись в Иудею, Александр нашел там много единомышленников, считавших его законным наследником престола. Александру удалось собрать большую армию, с помощью которой он пытался вышвырнуть римлян из страны и лишить трона своего дядю. Но он был жестоко побит и захвачен в плен. В то время как Рим раздирала внутренняя борьба, Аристобул сделал безуспешную попытку бежать из Рима, чтобы вступить в борьбу со своим братом и Антипатром, но кончилось это поражением, и Аристобул был также возвращен в цепях. Аристобул сделал также попытку вернуть себе трон Иудеи с помощью Юлия Цезаря, пославшего его в Святую Землю во главе двух римских легионов, потому что Юлий Цезарь нуждался в дружественных ему правителях на Ближнем Востоке, а Аристобул казался ему подходящим орудием в его борьбе против Помпея и его единомышленников, находившихся за рулем управления еврейского государства.
Однако друзья Помпея были на чеку. В пути Аристобул был отравлен, и этим закончилась его мечта вернуть себе трон. Его сын Александр, которого держали в плену в Антиохии, был обезглавлен по особому приказу Помпея. Таким образом остался в живых только второй сын Аристобула – Антигон.