Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

156. Иудея под правительством Архелая

156. ИУДЕЯ ПОД ПРАВИТЕЛЬСТВОМ АРХЕЛАЯ

ПОСЛЕ СМЕРТИ ИРОДА

После Ирода остались три его сына от разных жен, среди которых он распределил перед смертью свое царство. В то время Святая Земля состояла из четырех четко разграниченных частей: 1. Переи, части Заиордании на востоке от Палестины, которая принадлежала Иудее. 2. Галилеи, гористой области на севере царства Иудеи. 3. Самарии, северо-западной провинции, и 4. Собственно Иудеи, главной части еврейской страны, лежащей к югу и включающей столицу Иерусалим. В последнем своем завещании Ирод назначил старшего из оставшихся в живых сыновей, Архелая, своего преемника, наследника престола государства Иудеи, правителем административной единицы «Иудеи». Антип, младший брат Архелая, должен был управлять Персей и Галилеей в официальном звании «тетрарха» (греческое слово, означающее «правитель третьей части страны»). Филипп, третий сын, был назначен правителем Самарии. Сразу же по вступлении Архелая на трон Иудеи, народ, еще полный горечи от последних злостных деяний Ирода, пожелал знать, что представляет собой Архелай как царь. Но Архелай был не лучше своего жестокого отца. Он не был склонен уступать в чем либо требованиям озлобленного народа, с которыми к нему обратились после его коронавания. Во время празднования праздника Песах возмущение народа переросло в открытый бунт против царя-идумеянина.

Архелай беспощадно подавил бунт, причем в один день умерло насильственной смертью от рук царских войск более трех тысяч человек. На данный момент народное восстание было подавлено. Но как только Архелай оставил Святую Землю, отправляясь в Рим, чтобы получить необходимое официальное признание его короны императором Августом, восстание разразилось вновь. По всей стране начались беспорядки, при которых люди, верные режиму царя Архелая, были сняты с их должностей и заменены людьми, заслуживающими доверие народа. И сразу же выступил в Иудею на подавление восстания римский правитель Вар, находившийся в Сирии и имевший в своем распоряжении несколько легионов.

Ему было легко одолеть неорганизованное сопротивление еврейских патриотов, и он жестоко расправился со всеми теми, которые были ответственны за восстание. Когда Вар вернулся к себе в Сирию, он оставил в Иудее один легион, назначив временным правителем Сабина. Этот типичный римский администратор мало понимал народ своей провинции и не симпатизировал ему. Он был заинтересован только в одном – выжать из своих подопечных побольше денег, относясь при этом к покоренному народу с величайшим презрением. Свою жестокую политику он проводил с помощью своих воинов. Вскоре разгорелись новые бунты, когда римляне пренебрегли религиозными чувствами народа и нарушили святость Бет-Амикдаша. Вновь произошла борьба между патриотами и римскими воинами, и после некоторого успеха вначале благочестивые евреи были одолены. Римские воины вступили в Бет-Амикдаш и полностью ограбили его. Сам Сабин дал им поучительный пример в этом, овладев большой суммой денег из казнайчества Бет-Амикдаша. Но теперь уже весь ‘ народ объединился в открытом восстании, включая и воинов умершего царя Ирода, которые до этого стояли в стороне. Сабин был схвачен; и ввиду успешной партизанской войны, римляне вынуждены были обратиться за помощью к Вару в Сирию. Римский правитель вернулся во главе сильной армии и беспощадно расправился с малочисленными войсками восставших евреев. Многие из попавших в плен повстанцев были убиты. По имеющимся данным, Вар распял на деревянных крестах около двух тысяч евреев одновременно.

ПРАВЛЕНИЕ АРХЕЛАЯ В КАЧЕСТВЕ ЭТНАРХА

В Риме Август лишил Архелая его царского звания и назначил его «этнархом», то есть, правителем народа Иудеи. Он посоветовал Архелаю оставить жестокую политику своего отца и управлять еврейским народом более человечно и с уважением к его религиозным чувствам.

Архелай вернулся в Иудею в новом своем положении, но он совершенно пренебрег добрым советом императора Августа. Он, пожалуй, еще меньше считался с народом, чем его отец, преследуя только собственные цели и действуя в своих личных интересах. Он назначал первосвященниками кого хотел за определенную мзду. Он вмешивался в еврейскую религиозную жизнь и оскорблял чувства благочестивых евреев своим личным поведением. Жалобы евреев на Архелая перед римским императором все множились. Вместе с тем политические стремления Архелая обостряли подозрения Августа. Наконец император сместил Архелая и отправил его в Вьен, город в Галии (современная Франция), где он и умер в изгнании. Одновременно был также сослан в Голь сумасшедшим императором Калигулой брат Архелая Антип, который построил город Тиверию в честь императора Тиберия и который управлял Галилеей нисколько не лучше, чем его брат Архелай Иудеей. Только третий брат Филипп, который был снисходительным, мягким человеком, управлял Самарией в качестве тетрарха длительно и мирно до самой своей смерти.

Когда сыновья Ирода были сняты с должностей, их провинции были аннексированы Сирией. Такая же судьба постигла и Самарию после смерти Филиппа. Еврейская страна была отдана под правление римского администратора, так называемого прокуратора, и стала таким образом целиком провинцией римской империи. Прокураторы выбрали своей резиденцией Цезарею, прекрасный город, который был построен Иродом в честь императора Августа. Ирод тоже сделал Цезарею своей столицей вместо Иерусалима.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Как долго царствовала царица Саломея-Александра? (Стр. 151).

2. Кто был ее преемником? (Стр. 152).

3. Что привело к гражданской войне после смерти СаломеиАлександры? (Стр. 152).

4. Кто был Антипатр и какую роль он играл в Иудее? (Стр. 152).

5. Каким образом распространила римская империя свое влияние на Иудею? (Стр. 153).

6. Опишите захват Иерусалима Помпеем (Стр. 154).

7. Что означает «этнарх» и кто получил этот титул? (Стр. 154).

8. Опишите суд над Иродом в Синедрионе (Стр. 156).

9. Опишите короткое царствование Антигона (Стр. 159).

10. Как восстановил Ирод свою власть? (Стр. 161).

11. За что евреи ненавидели Ирода? (Стр. 162).

12. Что единственно хорошее сделал Ирод для еврейского народа? (Стр. 165).

13. Почему убил Ирод собственных своих сыновей? (Стр. 166).

14. Как долго царствовал Ирод в Иудее? (Стр. 168).

15. Кто был преемником Ирода? (Стр. 170).

16. Кто построил город Тиверию? (Стр. 173).

17. Кто правил Иудеей после смерти сыновей Ирода? (Стр. 173).