Дворим

Алеф

По поводу сегодняшней субботы (Шабос хазон[1]), есть слова рав Леви Ицхака из Бердичева, что в шабос хазон показывают третий Храм – хазон от языка видения, - но это есть видение издалека - и это есть идея шабос хазон.

В соответствии с этим можно понять отношение субботы хазон к главе Дворим, ибо шабос хазон всегда приходится на главу Дворим.

Главой Дворим начинается повторение Торы. Ибо, хотя это одна Тора, но Мишне Тора[2] отличается от предыдущих хумашим[3] тем, что Мишне Тора обращена к поколению, которое вошло в Эрец Исроэл, и поэтому нужно было предупредить определенные вещи, которые ранее не требовалось предупреждать.

Отличие поколения пустыни и поколения, которое вошло в Эрец Исроэл состоит в том, что поколение пустыни было поколением знания, дойр дэйо, и они были на уровне Мойше рабейну, у которого было видение в Элойкус. Но поколение, которое вошло в Эрец Исроэл, которые должны были уже иметь дело с материальностью, у них, само собой, отсутствовало видение в Б-жественности. У них было только слышание, так, как сказано, веато Исроэл шма…[4]

Различие между видением и слышанием, что когда видят что-то, то это бли гвул, в этом нет никаких границ и ограничений, т.е., что ничто не может его заставить сомневаться в этом, поскольку он сам видел это. Но слышание, когда слышат что-то, то, хотя, когда он это слышит, он воспринимает это и соглашается с этим, тем не менее, посредством кушьо, это может стать для него совершенно невозможным. Это указывает, что также тогда, когда он соглашается с этим, то это у него ограничено.

Поэтому в Мишне Тора, которая говорится поколению, которое вошло в Эрец Исроэл, у которых была только ступень шмио[5] в Б-жественности, нужно было им приказать о мсирас нефеш[6] и т.п., что поколению пустыни это не нужно было приказывать и предупреждать.

Тем не менее, хотя поколение, которое вошло в Эрец Исроэл, было ниже, чем поколение пустыни, но у них было достоинство, которого не было у поколения пустыни. Поэтому про поколение пустыни сказано Ки лой босем ад ото эл hамнухо веэл hанахало[7], что это было в Шило и в Иерусалиме, после того, как они уже вошли в Эрец Исроэл именно.

Причина этого, поскольку именно посредством самого опускания, что они начали заниматься материальными вещами, опускаясь все ниже, именно через это исполняется истинное намерение, строится "покой" и "удел".

Следовательно, идея субботы гл. Дворим, начало Мишне Тора, указывает на соединение двух противоположных идей: алеф) это большое опускание; бейс) через это опускание именно – достигается истинный подъем.

Та же самая идея это шабос хазон, что в этом есть обе противоположности: с одной стороны, он находится в "девять дней", более того, это суббота, которая перед тишэо беов, время разрушения Храма. Но с другой стороны, через это опускание именно, достигается самый высокий подъем, как говорилось от имени рав Леви Ицхака из Бердичева, что в субботу хазон показывают третий Храм, который выше, чем предыдущие, да будет он построен в скором времени в наши дни Мошиахом цидкейну.

(Из беседы Шабос хазон, 5715)

Бейс

Уже говорилось однажды о том, что идея ацвус[8] бейн амцорим не должна быть в шабос, поскольку в шабос должно быть веселье. И еще более, что в эту субботу веселье должно быть еще больше, чем в другую субботу, для того, чтобы не было никакго опасения, что отсутствие веселья приходит со стороны идеи бейн амцорим.

Объяснение этого в пнимиюс[9]: шабос – это подобие будущего мира, йойм шекулой шабос[10], и поскольку в будущем будет избавление таким образом, что не останется никакого следа от голус[11], поэтому также в субботу не должна быть идея бейн амцорим[12].

Но это только объяснение на то, что в шабос не должно быть вещей, которые противоположны симхо[13]. Объяснение на то, что в эту субботу должно быть веселье больше, чем в другую субботу:

Известно, что избавление после изгнания приводит к более возвышенному положению, чем это было перед изгнанием. Ибо, если бы это было также как раньше, то вообще не нужно было бы изгнания. И как известно в идее разрушающего ради того, чтобы построить, что постройка после разрушения выше, чем это было перед разрушением.

Это относится к любому избавлению из изгнания, что после избавления поднимаются выше, чем это было перед изгнанием, т.е., даже такое избавление, после которого есть изгнание, как избавление из Мицраим[14], это выше, чем перед изгнанием, со стороны очищения искр Святости во время изгнания, что это есть намерение в изгнании.

И тем более, когда идет речь о будущем избавлении, что это будет полное и истинное избавление, после которого нет изгнания, - несомненно, что через это избавление достигается совершенно новый свет, новый уровень, такой уровень, что там вообще невозможно никакого голус. Что перед голус не было этого света, и это доказывается тем, что были после этого в изгнании, но через геуло притягивается такой аспект, который выше принципиально, что уже невозможно никакого голус.

И само собой, что шабос, который приходится на бейн амцорим, - его идея это что это подобие будущего мира, день, который весь – шабос, и поэтому должна быть тогда большая радость, поскольку идея этого шабос – дать силы, чтобы перевернуть бейн амцорим в сосон и симхо, поскольку раскрытие света будущего мира, который принципиально выше идеи голус и геуло, он имеет силу перевернуть само бейн амцорим в сосон и симхо.

И поэтому также постановлено в Шулхан Орух, что в шабос бейн амцорим можно делать сеудас Шлоймо в его время, что в дни Шломо луна находится в полном совершенстве. Сама эта суббота дает силы, чтобы эти дни перевернулись в дни веселья и радости.

(Из беседы субботы Матойс-Масэй 5715)

Гимел

Начало известия об изгнании началось в брис бейн а-бсорим[15]. Как сказано там "эймо хашейхо гдойло…[16]". Что это есть указание на четыре изгнания.

Идея заключения союза, что каким бы не было положение, даже тогда, когда нет никакого основания и причины для любви, наоборот, есть причины на противоположность любви, тем не менее, любовь должна остаться во всей своей силе. Это есть идея и результат заключения союза.

Во время, когда есть причины для любви, не нужно вообще заключать союз. Идея заключения союза это чтобы любовь была всегда, поскольку это не любовь в соответствии с пониманием и постижением (любовь, зависящая от причины, и само собой, в тот момент, когда устраняется причина, т.е., нет больше никакой причины для любви – устраняется любовь), но это есть сущностная любовь – без границ.

Во время заключения союза светит сущностная любовь, которая не зависит от внешней причины, в раскрытии. Тогда заключают союз, чтобы эта любовь была постоянно, не считаясь с изменением ситуации и состояния человека.

В соответствии с этим не понятно, почему во время заключения союза бейн а-бсорим, тогда же было предсказано изгнание? Ведь голус – это противоположность любви, даже такой любви, которая имеет объяснение разумом, и тем более, сущностной любви, и тогда – в тот час, когда светит сущностная любовь, как возможно тогда говорить об изгнании?

На первый взгляд это можно было бы объяснить, в соответствии со словами Разал, что Авраам овину избрал порабощение царствами вместо гейhином, что по такому объяснению голус – это благо, и само собой, об этом говорилось во время раскрытия любви.

Но это объяснение недостаточно, поскольку, когда любовь находится в раскрытии, и в особенности, сущностная любовь, не нужно говорить вообще ни про гейhином, ни про порабощение царств.

Далет

Но это будет понятно в соответствии с тем, что объясняется в хсидус, внутренная идея изгнания, что через это будет объяснен также трудный вопрос в открытой Торе в Геморо и Мидраш.

В Геморо говорится про крувим, что во время благоволения, и когда Исроэл "ойсин рцойной шел моком[17]", то крувим находились лицом друг к другу, и когда не исполняют волю Вс-вышнего, что тогда это не время благоволения, то положение крувим противоположно.

В Мидраш говорится, что когда гоим вошли в кодеш кодошим, они увидели крувим, и их лица обращены друг к другу, и они это распространили среди всех народов – смотрите, кому этот народ служит.

И это трудно понять, ведь время разрушения Храма это было противоположность времени благоволения, почему же тогда лица крувим были обращены друг к другу?

В хасидус объясняется внутренний смысл изгнания с помощью примера, как учитель учит своего ученика:

В тот момент, когда учитель учит своего ученика, все его внимание направлено на ученика. И когда во время урока учителю приходит в голову новая мысль, то со стороны самой природы новой мысли нужно обдумать ее, и если ее сразу не обдумать, то она забудется, и после не поможет никакой труд. И со стороны силы внутренней любви учителя к своему ученику, он должен заняться этой новой мыслью, для того, чтобы воспринять ее, и впоследствии передать ее ученику.

И когда учитель занимается этой новой мыслью, то, чем больше он занят этой новой идеей, тем меньше он обращает внимания на ученика, и тем слабее он обучает его.

И чем выше эта новая идея и чем она глубже, - тем больше нужно внимание для нее, и само собой, тем больше он отстранен от ученика, вплоть до того, что у ученика становится аспект изгнания и разрушения (голус и хурбон).

Но это только внешне так, но внутри это есть самое совершенное раскрытие, и наоборот, само то, что учитель готов ради пользы ученика отвлечься от него для того, чтобы воспринять новую мысль, это само показывает как велика и дорога эта новая идея, вплоть до того, что стоит того, чтобы на один миг у ученика был аспект голус и хурбон, ради того, чтобы в конце концов можно было бы раскрыть ученику эту новую мысль.

Следовательно, чем сильнее сокрытие, это само доказывает, как велико раскрытие, что "новая мысль" очень драгоценна, и со стороны своей великой любви к ученику, что он хочет раскрыть ему эту новую мысль, стоит того, чтобы на какой то момент было сокрытие, гээлем и силук, ради того, чтобы в конце концов пришло к нему раскрытие новой идеи.

В соответствии с этим можно понять внутренний смысл изгнания, что хотя внешне это изгнание и разрушение, но внутренне это есть самое большое раскрытие, раскрытие будущего избавления, и со стороны раскрытия будущего избавления стоит того, чтобы на одно мгновение было изгнание и разрушение внешне, ради того, чтобы в конце концов достичь раскрытия Б-жественности будущего избавления.

Гей

Необходимость вывода о том, что внутренне это есть раскрытие света, это также из порядка изгнания. Глядя на порядок изгнания, видно, что это не только идея искупления за грехи – хатоим авойнойс и пшоим, но есть здесь также внутренний смысл.

Если был вся идея изгнания была только искупление грехов, тогда должен был быть порядок что время от времени изгнание должно было бы становиться меньше, поскольку каждый момент времени изгнания искупляется часть грехов, и само собой, чем дальше, тем меньше должно становиться изгнание.

Фактически мы видим, что чем дальше, тем изгнание становится больше. Это мы видим как в голус Мицраим, и также в том изгнании, в котором мы сейчас находимся.

Голус Мицраим: В Египте евреи находились 210 лет. Первые семнадцать лет было совсем хорошо, также после смерти Якова, все время, пока его сыновья были живы, не было никакого порабощения, также после того, как они умерли, основное изгнание началось с момента рождения Мирьям, последние восемьдесят шесть лет, 86 – числовое значение "Элойким", и в сами эти 86 лет гзейро тевен эйн нитон лааводехо[18] было только в конце изгнания, это уже было совсем близко к геуло – "умеоз боси эл парой… гейро лоом газэ[19]".

Также это в нынешнем изгнании, мы видим, что чем дальше, тем становится изгнание сильнее, и все меньше становится раскрытие Б-жественности. В начале изгнания было раскрытие посредством таноим, потом – амойроим, и чем дальше, тем сокрытие становится сильнее, вплоть до того, что в последних поколениях иквесо димшихо[20], - почти совершенно нет раскрытия Б-жественности, что поэтому это называется "пятки", поскольку пятка это такой орган тела, что в нем нет никакой жизненности (в раскрытии), как говорится в Авот дэРабби Носон, что пятка – это ангел смерти в человеке.

Из такого порядка понятно, что изгнание это не только искупление грехов, но внем есть также внутренний смысл. Внутренний смысл изгнания – раскрытие нового света, и со стороны того, что {Вс-вышний} занят раскрытием света, происходит отвлечение от "обучения ученика", и поэтому, чем дальше, что тем больше {Вс-вышний} "занят" будущим избавлением, чем ближе к Мошиаху, тем сильнее становится изгнание.

Вов

В соответствии с этим мы можем понять то, что говорится в Мидраш, что когда гоим вошли в Святая Святых, они увидели как крувим повернуты лицом друг к другу, поскольку вся идея изгания это только внешне в системе гишталшелус, но, как это в пнимиюс, это есть самое высокое раскрытие. Поэтому в Святая Святых, место, где {раскрывается} пнимиюс, там крувим стояли лицом к лицу друг к другу, внутренне это время благоволения, как говорилось выше.

И поэтому также во время союза между рассеченными животными говорилось об изгнании, поскольку внутренне это есть самое большое раскрытие Б-жественности. Во время союза между рассеченными животными, когда светил свет сущностной любви, было сообщено о раскрытии Б-жественности, которое будет достигнуто в будущем избавлении, но, когда это приходит в порядок мироздания, это есть аспект голус.

Заин

Указание из этого:

Несмотря на тьму изгнания, что, чем дальше, тем сильнее становится изгнание, вплоть до того, что малхус тегофех ламинус[21], что еще никогда не было такой тьмы, тем не менее, не нужно бояться этого, зная, что чем сильнее тьма, это из-за того, что становятся ближе к свету геуло.

И для того, чтобы принести свет избавления сюда вниз практически в этот мир, от ученика[22] требуется две вещи: алеф), сознание, что сокрытие и удаление это только внешне, но внутренне это самое полное раскрытие; бейс) гискашрус[23] и стремление к учителю, что не смотря на то, что внешне учитель занят, тем не менее, ученик должен находится в движении гискашрус и жажды услышать слова своего учителя, подобно тому, как это в тот момент, когда он учит его, и еще больше. Как Алтер Ребе говорил во время двейкус, "Ми ли башомаим[24], я же не хочу ничего, я не хочу Твой Ган Эйден, я не хочу Твой ойлом а-бо[25], я хочу только Тебя самого", что через такую жажду происходит раскрытие нового света для мекабель[26], в будущем избавлении в скором времени в наши дни.

[1] Суббота перед 9 ава, когда читается Гафтара (отрывок из Пророков) "Хазон (видение) Йешайагу" (Йешайа 1, 1)

[2] "Повторение Торы" – Пятая книга Торы называется "повторение Торы" – "Мишне Тора"

[3] хумаш – одна из пяти книг Торы

[4] "И сейчас, Израиль, слушай…" (Воэсханан 4, 1)

[5] слышание

[6] самопожертвование

[7] "Ибо вы не пришли еще на место покоя и к уделу" (Рээй 12, 9)

[8] грусть

[9] внутренний смысл вещей

[10] "день, который весь – суббота"

[11] изгнание

[12] "меж теснин" – три недели между 17 тамуза и 9 ава

[13] веселье

[14] Египет

[15] "Союз между рассеченными (животными)"

[16] "Страх, тьма великая…" (Лех Лехо 15, 12)

[17] "Исполняют волю Вс-вышнего"

[18] "Солому не дают рабам твоим"

[19] "И с тех пор как я пришел к фараону… сделал зло этому народу"

[20] "Пятки Мошиаха"

[21] "царство перевернется в безБ-жие"

[22] см. пример учителя и ученика выше

[23] связь

[24] "Кто мне на небесах" (Тегилим 73, 25)

[25] будущий мир

[26] "воспринимающий"

Запись опубликована в рубрике: .