Экев

Ликутей Сихойс т. 2 стр. 371

Алеф

Сегодняшняя глава – глава Экев, это одна из "шиво дэнехемосо[1]", что не только гафтарот[2] - это идея утешения, но также и главы. Поскольку гафтарот, в большинстве своем, они "подобны главе", и, поскольку гафтарот говорят об утешении геуло[3], то необходимо сказать, что также глава говорит о геуло.

В действительности вся Тора говорит о геуло, поскольку "эйн лехо бен хойрин эло ми шеойсек батойро[4]", через занятие Торой освобождается душа из изгнания тела и животной души, и через это освобождается также тело из голус[5] буквально.

Но во всей Торе говорится о других вещах, и через них приходит геуло, но в главах шиво дэнехемосо говорится о самой геуло.

Мы сейчас находимся в изгнании, и для того, чтобы объяснить идею геуло, нужно сначала понять идею голус и причину голус, и, когда знают причину голус, то знают, как исправить эту причину, и, когда исправляют эту причину, само собой исправляется также следствие, и так приходят и геуло.

Как, например, больной в материальности: когда он знает, что он болен, и знает также, в чем его болезнь состоит, он пойдет к врачу, поскольку он знает, что он болен; он будет знать, что сказать врачу, поскольку он знает, в чем состоит его болезнь, и само собой, врач будет знать, какое лечение дать ему, и таким образом он излечится.

Знание, что он болен и в чем состоит его болезнь, само знание – это уже половина излечения, и оно принесет со временем также вторую часть излечения, что он будет совершенно здоров.

Со знанием, что объясняют идею голус, и в чем состоит его причина, уже начинается геуло, поскольку, зная, что есть голус, ищут, как это "вылечить", и выйти оттуда "эл эрец тойво урхово[6]".

Бейс

Когда евреи пришли в землю добрую и просторную (в первый раз), они перед этим прошли великую пустыню, и тогда они вышли из пустыни и вошли в Эрец Исроэл. Дела отцов – знак сыновьям. То, что Тора рассказывает нам о пустыне, в которой евреи находились, перед тем, как они вошли в Эрец Исроэл, это – "знак детям", что также изгнание, в котором мы находимся сейчас, подобно пустыне, в которой евреи находились тогда.

И знание, что мы будем знать о пустыне, в которой евреи находились тогда, что это есть также знание об изгнании, в котором мы находимся сейчас, через это мы будем знать, как "вылечить" изгнание.

В сегодняшней главе, как одной из "семи утешения", рассказывается о пустыне. Посук характеризует главу словами "бамидбор hа-годол веhа-нойро, нохош ве-акров вецимо'ойн ашер эйн моим[7]", это все различные детали о пустыне, и также о сегодняшнем изгнании. Как говорилось раньше, что детали знаний по поводу изгнания подобны утешению, поскольку через это знание мы будем знать, что нужно "вылечить", и выйдет из изгнания в "земле доброй и просторной".

Гимел

Пустыня – это место, которое непригодно для жительства человека. Говорится про пустыню "мидбор hа-годол", великая пустыня. Территория пустыни, которая не пригодна для жительства человека, больше, чем территория, где люди могут жить.

Одом – говорится про евреев, атем круим одом. Как Шало объясняет, одом, от языка "эдоме лоэльйон[8]". Евреи уподоблены Одом Элйон шеал а-кисей[9].

Мидбор а-годол, место, которое не пригодно для жительства человека, больше, чем место, где человек может жить. Как говорит посук "Ки атем а-меат микол го-амим", евреи есть меньшинство из всех народов. Также среди самих евреев, евреи, которые соблюдают Тору и заповеди, как это должно быть – сейчас и временно – еще не большинство.

Первое слово, которым посук[10] характеризует изгнание – "мидбор агодол". Первая причина и первая ступень для опускания, с которой начинается изгнание, это то, что считают окружающий мир больше себя. Считают йишув[11] – евреев и еврейство – маленьким местом, и окружающий мир, мидбар гоамим[12], большим местом, много больше, чем евреев.

В действительности, ничто в мире не может иметь власти над евреями. Наоборот, все подчиняются евреям, как говорится в сегодняшней гафтаре, вегойу млохим умонаих весоройсегем мейникойсоих[13]. И как говорит Геморо на посук "вероу кол амей гоорец… вейору мимеко[14]", это тфилин которые на голове. Когда на голове у человека есть Шма Исроэл Гавайе Элойкейну Гавайе эход[15], и его разум окружен сознанием того, что Вс-вышний – единственный хозяин над всем миром, тогда "вероу кол амей гоорец вейору мимеко", все подчиняются перед ним.

Но когда он считает – мидбор а-годол, он придает значимость миру, он утверждает, что мир – велик, а он сам – мал, и само собой, он задает вопрос – "ми йокум Яаков, ки котон гу[16]".

Сам этот вопрос, то, что придают значимость миру, это создает у него голус, сокрытие и утаение, что мир может иметь власть над ним. Это есть начало изгнания.

Но когда он вспоминает, что "ато вхартону микол гоамим… вероймамтону[17]", тогда он никого не боится, зная, что евреи выше всех, и тогда у него нет никакого голус. Вс-вышний дает ему заработок, чтобы он мог вести свой бизнес по путям Торы, и у него остается время, чтобы устанавливать время на изучение Торы.

Далет

Из того, что он воспринимает мир, как великую пустыню, может прийти к следующей ступени опускания, не только "великая пустыня", но и "страшная".

"Великая" означает, что другой – больше него, но все же самостоятельное существование, как меньшинства, есть у него. Но "страшная" означает, что он боится другого, поскольку он считает, что другой имеет власть над ним.

Когда он считает мир только "великой пустыней", то только когда он входит в соприкосновение с миром и его делами, он боится его, поскольку он признает его величие, но, когда он в своих "четырех локтях", он держится крепко.

Но, когда он думает, что мир это "пустыня великая и страшная", то даже когда он находится в своих далет амойс[18], он находится в синагоге, в ешиве или у себя дома, также тогда он боится мира, он боится исполнять Тору и заповеди открыто, он дрожит, вдруг мир узнает об этом, и "что скажут гоим"?

Гей

От этого можно прийти к следующему опусканию – нохош.

В книге эрхей га-кинуим он приводит, что нохош – его яд горячий.  Это значит, что он начинает "кипеть" кипением и жаром этого мира. И через то, что у него есть "кипение" в мире, это уменьшает у него "кипение" в Святости.

От этого можно прийти к еще более низкой ступени – сороф.

Горение и кипение этого мира становится у него настолько сильным, что не только, что это уменьшает у него огонь Святости, но это сжигает полностью огонь святости.

От этого можно прийти к еще большему опусканию – акров.

Про скорпиона, приводится в эрхей а-кинуим, что его яд – холодный.

Это еще хуже, чем нохош и сороф. Поскольку, когда у него есть кипение и жар, хотя это и в мирских делах, но это указывает на жизненность. Само собой, это можно поменять на жизненность и кипение в святости. Но когда он холоден, это знак на противоположность жизни, это гораздо хуже. И подобно тому, как "коза" хуже, чем "бодливый бык".

От этого можно прийти к еще большему опусканию – цимоон ашер эйн моим. Даже когда Свыше его пробуждают, через бас кол и тому подобное, как объясняется в хасидус, и у него появляется жажда, - то даже тогда "нет воды". Вода – это Тора, он не знает, к чему его жажда, он жаждет, и не чувствует и не знает, к чему, поскольку он стал так далеко, что он не имеет никакого отношения и не знает совершенно о существовании Святости.

С чего это все начинается?

С "великой пустыни", то, что придают значимость "пустыне" – миру, это есть первая ступень ко всем опусканиям, вплоть до: вецимоон ашер эйн моим.

Отсюда понятно, что для того, чтобы исправить все опускания, нужно исправить первопричину: иметь твердость в идишкайт, помня, что "ты избрал нас из всех народов, и возвысил нас".

И тогда избавляются от изгнания, и идут в землю добрую и просторную, посредством Мошиаха цидкейну, в скором времени, в наши дни.

Вов

С этим будут понятны слова Геморо: змея обвилась вокруг его пятки – не прервется, скорпион обвился вокруг его пятки – прервется.

Когда он находится в середине молитвы, и вдруг его пронизывает жар этого мира, нохош обвился вокруг его пятки, хотя это не подобает, тем не менее, "не прервется", он не должен прерывать молитву, он должен молиться дальше. В конце концов, поскольку у него есть хайус, он перевернет этот хайус и "кипение" в святость.

"Скорпион обвился вокруг его пятки", он находится в середине молитвы, и его охватывает холод, хотя это только "вокруг его пятки", скорпион, яд которого холоден, этот холод не проник ему в сердце и мозг, только в пятках, тем не менее, он должен прервать свою молитву. Поскольку, если в середине молитвы его может схватить холодность, отсуствие жизненности, это доказывает, что все его служение не так как надо, поэтому он должен прерваться от этого порядка служения, и взять себя на новый порядок служения, служение с жизненностью и энергией, что это приходит через изучение пнимиюс а-Тойро, дерева жизни.

(Из беседы субботы главы Экев 5716 г.)

 

 



[1] "семь (гафтарот, и соответственно, семь недель) утешения"

[2] отрывок из Пророков, читаемый после чтения недельной главы

[3] избавление

[4] "Нет свободного человека, но только тот, кто занимается Торой" (Авот гл. 6 Мишна 2)

[5] изгнание

[6] "земля добрая и широкая" (Шмойс 3, 8)

[7] "по великой и грозной пустыне, (где) змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье" (Экев 8, 15)

[8] "уподоблюсь Высшему"

[9] "Высший человек", который на Престоле (в "колеснице Йехезкеля"). (Йешайа 14, 14)

[10] стих

[11] населенное место

[12] "пустыня народов"

[13] "И будут цари воспитателями твоими, и царицы их – кормилицами твоими" (Йешайа 49, 23)

[14] "И увидят все народы земли… и убоятся тебя" (Ки совой 28, 10)

[15] "Слушай, Израиль – Вс-вышний – Б-г наш, Б-г один" (Воэсханан 6, 4)

[16] "Поднимется ли Яаков? – ведь мал он" (Амос 7, 2)

[17] "Ты избрал нас из всех народов… и возвысил нас" (из молитвы)

[18] "четыре локтя"

Запись опубликована в рубрике: .