Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пурим 5733 (1)

Фарбренген с Ребе

алеф

Есть еще одна идея, которой Мегила учит нас. И сначала:

Обязанность слушать чтение Мегилы (как говорилось выше) включает в себя слышать всю Мегилу полностью, и не пропускать ни одной части из нее, и даже самой малой. Тем более, когда речь идет о целой истории, рассказываемой в Мегиле в нескольких псуким, что, несомненно, следует читать это, и слушать это, и также прочувствовать и пережить это, так, что услышанное становится для слушающего указанием в его ежедневной жизни.

И в соответствии с этим — на первый взгляд совершенно непонятно: для чего Мегила рассказывает (и само собой, есть обязанность читать это) во всех подробностях в отношении того, каким образом был организован пир царя Ахашвероша — место пира («бахацар гинас бисан hамелех[1]«), на чем сидели («хур карпас усхелес[2]«), каким образом сидели, как выглядел зал, кровати, чем их кормили и поили и все остальные подробности?

На первый взгляд, то, что касается собственно Мегилы, это только то, что «кетойв лейв hамелех байоин[3]» сказал… привести Вашти» — в качестве предисловия, из которого будет понятно, каким образом Эстер стала царицей; но для того, чтобы понять эту идею «кетойв лейв hамелех байоин» — нет необходимости знать, что были «хур карпос усхелес», «митойс зоhов[4]«, «рицпас баhат вошейш ведор[5]«, и все остальные вещи, которые давались гостям, которые прибывали, чтобы участвовать в царском пиру!

И тем не менее, Мегила не ограничивается тем, что говорит, что был большой пир, но (как объяснялось выше) перечисляет это во всех подробностях.

Действительно, сто восемьдесят дней безумия и пьянства — указывают, каким «умным» был Ахашверош, и какие вопросы его занимали… Однако знать, какой «наукой» занимался Ахашверош в течение полугода непрерывно — несомненно, не столь важны, чтобы была необходимость читать это в Мегиле из года в год

И тем более, что чтение Мегилы требует произнесения благословения перед ним, и запрещено прерываться между благословением и чтением Мегилы, — и в нашем вопросе — прерываются между благословением и основным содержанием Мегилы несколькими и несколькими псуким, которые только описывают каким образом Ахашверош буйствовал сто восемьдесят дней без перерыва, и как он посадил тех, кого он пригласил на пир!

И отсюда ясно, что, несомненно, есть здесь также практическое указание {для нас}. И в соответствии с тем, что говорилось выше, что чтение Мегилы должно пробудить самую большую радость, вплоть до бесконечной радости — понятно, что также эта идя, как все идеи (и также детали) Мегилы, это составная часть общей идеи, приводящей к этой бесконечной радости.

Бейс

Объяснение этого вопроса:

Содержание истории пира Ахашвероша — что «на третий год своего царствования», после того, что он уже знал, что он хорошо укрепился на царстве (что это то, что говорится «кешевес hамелех Ахашверош ал кисей малхусой[6]«) — показал величие своего царства тем, что устроил пир, соответственно возможностям царя «ста двадцати семи провинций»!

И отсюда мы учим центральную идею: когда Вс-вышний дает человеку возможность, и после этого возлагает на него шлихус[7], чтобы исполнить миссию, связанную с заповедью — он должен делать это в соответствии со всеми своими возможностями,

Человек не должен себе думать, что поскольку для другого достаточно и меньшей меры — будет достаточно сделать только чуть-чуть больше этого, или, поскольку его возможности исключительно велики — даже если он сделает наполовину своей возможности — тем самым он уже исполнит свою обязанность; но — если у него есть возможность сделать в большей мере — он должен это делать. Если он может сделать пир «бахацар гинас бисан hамелех» — он не исполнит своей обязанности, если сделает «пир» просто.

И это «тем более и тем более»:

Если царь Ахашверош, который не был «транжиром», и сделал это для себя самого (для того чтобы показать всем, что он прочность своего царства, как говорилось выше), и тем не менее, он сделал пир в соответствии со всеми своими возможностями —

тем более и тем более, когда речь идет о еврее (который читает и изучает Мегилу, и глубоко задумывается, что рассказывает и чему учит Мегила), когда возложена на него миссия — шлихус — Вс-вышнего, что это недостаточно, если он сделает не меньше, чем делает другой человек, у которого нет таких возможностей, которые есть у него, или даже чуть больше того человека;

но он должен делать «бехол меойдехо[8]» — «меойд шелхо[9]«: ты должен измерить свои возможности, и тогда действовать способом «меойд[10]» — больше, чем ты можешь!

Ты должен учиться от Ахашвероша:

Ахашверош не ограничился пиром в течение 179 дней, но сделал пир на 180 дней, он не ограничился тем, что «кетойв лейв hамелех байаин», что его сердце будет радостно от вина, но он позаботился чтобы все находящиеся в его царстве участвовали в пиру (достойный двора — во дворе, достойный сада — в саду, и достойный дома — в доме), и там давалось бы им — не в соответствии с их привычками, но в соответствии с возможностями царя Ахашвероша!

И поэтому не было бы достаточно, если бы в Мегиле просто было бы сказано «великий пир», ибо нет ничего удивительного, что царь делает каждую вещь по максимуму; но необходимо подчеркнуть, что это был не просто «великий пир», но это был пир, на котором были удивительные вещи — «хур карпос усхейлес», «митойс зоhов вохесеф ал рицпас баhат шошейш», и все остальные детали, которые перечисляет Мегила.

И центральная идея в этом — как говорилось, что когда человек исполняет шлихус Вс-вышнего, он должен делать это всеми своими силами, всеми своими способностями и всеми своими возможностями: он не должен говорить, что поскольку он сделал столько же, сколько его товарищ, или вдвое больше него, втрое больше него, или вчетверо больше него — то невозможно предъявить к нему претензии; но он должен помнить, что он исполняет шлихус Вс-вышнего, и поэтому он должен делать это, используя все свои возможности, ибо для этой цели Вс-вышний дал ему эти возможности!

гимел

И практически:

Если придет человек, который занимается общественной деятельностью, или духовный руководитель, и скажет, что поскольку он воспитал своих детей по пути еврейства, нечего требовать от него сверх этого; или поскольку он добился, чтобы был хедер, Талмуд Тора, или ешива[11] в его шхуне — он уже выполнил свою обязанность перед всеми, перед Вс-вышним и перед народом Израиля — говорит ему Мегила: не так это!

Прежде всего — ты должен сделать «хур карпос усхейлес», «митойс зоhов вокесеф ал рицпас баhат вошейш», наполнить «двор сада дома царя» всеми, на кого ты можешь подействовать, чтобы они пришли на «пир», и подействовать на них в вопросах еврейства — не в соответствии с их требованиями и привычками, но в соответствии с возможностями, которые ему дал Вс-вышний;

и только после того, как ты сделал все это, ты можешь исполнить «кетойв лейв hамелех байаин», — сидеть в покое и со спокойным сердцем, и с хорошим настроением — кешелибхо тойв олехо.

Общественный деятель, который может «стукнуть кулаком по столу», и достать два миллиона долларов на кошерное воспитание, а в действительности он находит только полмиллиона или миллион долларов — не исполнил своей обязанности совершенно, ни в отношении себя самого, ни перед Вс-вышним, и ни перед народом Израиля; он должен добиться, чтобы дали два миллиона долларов!

Другой человек — когда он даст только 18 долларов — он уже исполнил свою обязанность, поскольку больше этого он не может, и наоборот, возможно, что он может дать только 17 долларов, и тем не менее, он дал восемнадцать; но тот, кто может найти два миллиона долларов, а практически он находит один миллион — не выполнил совершенно своей обязанности, обязанности, вытекающей из того, что Вс-вышний дал ему эту возможность с тем, чтобы он использовал ее!

Но что же тогда — ему придется стучать кулаком по столу? Так стукни кулаком по столу, не спи и не отдыхай, но работай над этим сто восемьдесят дней, пока не исполнится про тебя «кетойв лейв hамелех байаин»!

И как говорилось — этому учит нас именно Мегилас Эстер, и не учат это из праздника Пейсах;

И тем более и тем более, что есть необходимость такого урока в положении изгнания, когда человек способен начать заботиться, что с ним будет завтра и т.д. и не посвящать все свое время работе с другим — на это учит его Мегила: что ты думаешь про завтра, когда сегодня есть еврейский ребенок, который должен получить еврейское воспитание, и ты можешь найти для этого два миллиона долларов!

далет

И подобно этому — тот, кому Вс-вышний дал возможность писать в газете:

действительно, с точки зрения газеты, он должен писать новости о том, что происходит на войне, происходящей на краю света, но это только внешняя оболочка и клипа,

и намерение в этом — чтобы использовать эту возможность для распространения еврейства.

И поэтому, даже когда он описывает происходящее на войне, он должен найти способ сделать это таким образом, чтобы читатели смогли выучить из этого идею hашгохо протис[12] и т.п.

И как говорилось — хотя для себя он уже знает это, тем не менее, поскольку дана ему возможность воздействовать на всех читателей газеты — он не исполняет своей обязанности тем, что он ограничивается собой и своей семьей.

hей

И подобно этому — в отношении писателей, которые пишут книги (и в особенности в соответствии со словами наших учителей от имени Цемах Цедека, что напечатанное — это на поколения поколений).

И сначала:

когда человек бросает взгляд на мир, он может начать кричать: «мир — это джунгли! Есть в нем вещи, которые против разума, и властвуют в нем аспекты и люди, которые ведут себя подобно дикарям; где хозяин «этого города»?!»

и это есть задача писателя — показать ложность такой идеи:

Поскольку Вс-вышний дал ему возможность и способность (и само собой — приказал ему использовать эту возможность и эту способность) написать книгу, и приготовил для него того, кто напечатает эту книгу и т.д., то внешняя часть книги (т.е.: не только обложка и переплет, но также внешнее содержание книги, детали повествования и т.д.) может быть какой угодно, но внутреннее содержание книги должно быть таким, чтобы идея того, что «есть хозяин у этого города» достигала читателя.

И т.е., что когда читатель завершает чтение части книги (и тем более — всю книгу), он должен выйти оттуда убежденным, без всякого сомнения, что несмотря на то, что есть дураки, которые думают, что мир управляется без хозяина и без порядка — но в действительности есть Творец, управляющий миром, наблюдающий в hашгохо протис за каждым человеком, и на каждым евреем и над всем, что происходит с ним, и ему важно, одевает ли такой-то еврей тфилин, и ведет ли он себя так, как еврей должен себя вести;

и несмотря на то, что внешне это выглядит, что «каждый делает то, что справедливо в его глазах», «побеждает сильнейший», — но в действительности это только в хицойниюс[13], но в конце концов побеждает справедливость, добро и истина, и когда идет речь от вещах, имеющих отношение к евреям — побеждает еврейство.

И если скажет писатель, что он сам ведет себя как нужно, верит во Вс-вышнего, и убеждает всех, с кем он говорит, чтобы они также верили, — пусть придет на него благословение за это, ибо он спас таким образом многих людей и многих евреев, но это — совершенно недостаточно!

Поскольку у него есть «хур карпос усхейлес» — и в нашем вопросе — книги, больше, чем одна книга, и на нескольких языках, и эти книги продаются в нескольких местах — он должен использовать это, чтобы всюду, куда приходит эта книга, в ней был бы заключен вышеупомянутый вывод.

И когда первая книга у него таким образом, то у него будет успех также во второй книге и в третьей книге, пока не достигнет «кетойв лейв hамелех байоин», что его сердце наполняется истинным удовлетворением.

И тогда он идет «от победы к победе», оказывая все большее и все более глубокое воздействие, и «маалин бакойдеш[14]» — во все большей мере, все более широко и все более глубоко.

Вов

как уже говорилось, это одно из объяснений (ибо, как во всех аспектах Торы, нет границ Торе и объяснениям и намекам в ней) для точного и подробного описания пира Ахашвероша, который приказал сделать пир сто восемьдесят дней подряд, с самым большим богатством и самым большим шумом, и только после этого «кетойв лейв hамелех байаин» — его сердце наполнилось радостью.

И как говорилось, урок из этой истории — это кол шекен и каль вехоймер[15]: если у нееврея так — тем более, что так должно быть, когда идет речь о человеке из Израиля, и когда он идет исполнять миссию Вс-вышнего (т.е. — во всех своих делах, ибо конечная цель всех дел еврея — исполнить шлихус Вс-вышнего).

И цель такого шлихус — как говорит известное выражение — «сделать Ему, благословен Он, жилище в нижних», т.е., что всюду, куда может достичь его влияние, придет туда знание, что есть Творец, управляющий миром во всех его деталях, и Ему важно поведение каждого человека и особенно — еврея.

И посредством этого создают они все вместе — писатель, духовный лидер, и общественный деятель, который нашел два миллиона долларов (и как объяснялось выше, что поскольку он может найти два миллиона долларов — недостаточно найти меньше этого, и подобно этому тот, кто может найти миллион, и нашел миллион и т.д.) на кошерное воспитание — золотую цепь «ешной ам эход[16]» (как говорилось выше),

И идут от победе к победе, вплоть до того, что «слух о нем идет во всех странах» – по всему миру слышат о нем. знают о нем и гордятся им,

И это делается в «ойро весимхо весосойн викор[17]«,

Лехаим


[1] «На садовом дворе царского дворца.» (Эстер 1, 5)

[2] «(Занавеси) из белой ткани, хлопка и синеты» (Эстер 1, 6)

[3] «Когда хорошо стало на сердце у царя от вина» (Эстер 1, 10)

[4] «Золотые и серебряные ложа» (Эстер 1, 6)

[5] «На полу из красного, синего, белого и черного мрамора.» (Эстер 1, 6)

[6] «Когда царь Ахашвэйрош воссел на царский престол свой» (Эстер 1, 2)

[7] Шлихус — Миссия

[8] «Всем достоянием твоим» (Воэсханан 6, 5)

[9] Сверх твоих возможностей

[10] Очень; весьма

[11] ешива

[12] Частное Провидение

[13] Хицойниюс — Внешнее, поверхностное

[14] «Поднимаются в Святости» (Брахот 28, 1)

[15] тем более и тем более

[16] «Есть один народ» (Эстер 3, 8)

[17] «(Пора) просвета и радости, и веселья, и почета» (Эстер 8, 16)